Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зеленского А.М, судей Бельмас Н.А. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-9580/2021) по кассационной жалобе Голубева И.В. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 10 декабря 2021г. и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 21 июля 2022г.(N33а-2720/2022) по административному иску Голубева И.В. к администрации муниципального образования "Лесколовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области о признании постановлений недействующими.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, объяснения представителя Голубева И.В.-Шепель С.В, объяснения представителя администрации муниципального образования Лесколовское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области Николаева М.А, представителя Худеньких Е.Е, Антонова М.М, Бритковой Л.Г.-Стрембелева С.В, возражения прокурора второго отдела Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Леонтьева С.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Голубев И.В. обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования "Лесколовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее также - Администрация, Администрация поселения), просил признать недействующими с 19 сентября 2017г. (с момента кадастрового учета принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером N) следующие постановления Администрации:
-постановление N317 от 31 декабря 2014г, об утверждении проекта организации и застройки земельного участка общей площадью 178957 кв.м, принадлежавшего гр. Горбуновой Г.В. и Козловой Ю.С, для дачного строительства, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый N, категория земель - земли сельскохозяйственного использования, разрешенное использование - для дачного строительства;
-постановление N83 от 22 апреля 2015г. об утверждении проекта планировки территории - принадлежавшего гр. Горбуновой Г.В. и Козловой Ю.С. земельного участка общей площадью 116.188, 43 кв.м, для дачного строительства, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый N, категория земель - земли сельскохозяйственного использования, разрешенное использование - для дачного строительства;
-постановление N82 от 22 апреля 2015г, об утверждении проекта планировки территории ДНП "Лада", земельного участка площадью 142713 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый N, категория земель - земли сельскохозяйственного использования, разрешенное использование - для дачного строительства.
По мнению административного истца, оспариваемые постановления не соответствуют ст.32 Федерального закона N 66-ФЗ от 15 апреля 1998г. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее также - Федеральный закон N 66-ФЗ), поскольку проекты организации застройки и планировки территории не были разработаны и одобрены садоводческим объединением; не соответствуют статьям 45, 46 Градостроительного кодекса РФ, поскольку не проводились публичные слушания; не соответствует п.2 ст.47 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", так как на момент обращения с административным иском оспариваемые постановления не были опубликованы. Указывает, что к дате принятия оспариваемого постановления Администрации N82 от 22 апреля 2015г. договор аренды земельного участка, по которому гр. Горбунова Г.В. и Козлова Ю.С. предоставили принадлежащий им на праве общей долевой собственности земельный участок в аренду ДНП "Лада", был расторгнут.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 10 декабря 2021г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 21 июля 2022г, в удовлетворении административного иска отказано.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 31 декабря 2014г. Администрацией поселения принято постановление N317 об утверждении проекта организации и застройки территории, которая представляла собой принадлежащий на праве собственности двум физическим лицам - гр. Горбуновой Г.В. и Козловой Ю.С. земельный участок, для дачного строительства, по адресу: "адрес", общей площадью 178957 кв.м. Рассмотрев заявление Горбуновой Г.В. и Козловой Ю.С. от 31 декабря 2014г. за вх. N и N, представленные документы, Администрация постановилаутвердить проект организации и застройки территории общей площадью земельного участка 178957 кв.м, из которых: земли, относящиеся к имуществу общего пользования - 38499 кв.м; земельные участки, находящиеся в пользовании для дачного строительства, в количестве 194 штук, общей площадью 140458 кв.м по адресу: "адрес", кадастровый N, категория земель - сельскохозяйственного использования, разрешенное использование - для дачного строительства, согласно приложения N1. Согласно п.2 постановления, земельным участкам, принадлежащим на праве общей долевой собственности Горбуновой Г.В. и Козловой Ю.С. присвоены номера, согласно приложения N2 (л.д. 22, 23, т.1).
Приложение N1 к указанному постановлению содержит проект планировки территории; приложение N2 к указанному постановлению содержит список земельных участков с указанием их кадастровых номеров и площадей.
Постановление администрации МО "Лесколовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 31 декабря 2014г. N317 опубликовано в СМИ в газете "Лесколовские вести" N10, ноябрь 2021 г, дата выхода 12 ноября 2021г. - в приложении к газете "Всеволожские вести". Вместе с тем, в газете указано, что с приложениями можно ознакомиться на официальном сайте МО "Лесколовское сельское поселение".
Постановление от 31 декабря 2014г. N317 опубликовано в сети интернет на официальном интернет-сайте администрации МО "Лесколовское сельское поселение" по адресу http://xn--b1afbsbccxbcOaf.xn--р1ai/?p=10232.
22 апреля 2015г. Администрацией поселения принято постановление N83 об утверждении проекта планировки территории - принадлежащего на праве собственности Горбуновой Г.В. и Козловой Ю.С. земельного участка, для дачного строительства, по адресу: "адрес", общей площадью 116188, 43 кв.м. В соответствии с данным постановлением (далее также - постановление Администрации N 83), рассмотрев заявление Горбуновой Г.В. и Козловой Ю.С. за вх. N N от 16 апреля 2015г, представленные документы, Администрацией постановлено утвердить проект организации и застройки территории, общей площадью земельного участка 116188, 43 кв.м, из которых: земли, относящиеся к имуществу общего пользования - 24198, 43 кв.м; земельные участки, находящиеся в пользовании для дачного строительства, в количестве 106, общей площадью 91990 кв.м, по адресу: "адрес", кадастровый N, категория земель - сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства, согласно приложения N1; Пунктом 2 постановления земельным участкам, принадлежащим на праве общей долевой собственности Горбуновой Г.В. и Козловой Ю.С. присвоены номера, согласно приложения N2.
Приложение N1 к указанному постановлению содержит проект планировки территории; приложение N2 к указанному постановлению содержит список земельных участков с указанием их кадастровых номеров и площадей.
Постановление Администрации N83 от 22 апреля 2015г. опубликовано в СМИ в газете "Лесколовские вести" N10, ноябрь 2021г, дата выхода 12 ноября 2021г. - в приложении к газете "Всеволожские вести". Вместе с тем, в газете указано, что с приложениями можно ознакомиться на официальном сайте МО "Лесколовское сельское поселение".
Постановление от 22 апреля 2015г. N83 опубликовано в сети интернет на официальном интернет-сайте администрации МО "Лесколовское сельское поселение" по адресу http://xn--b1afbsbccxbcOaf.xn--р1ai/?p=10230.
22 апреля 2015г. Администрацией поселения принято постановление N82 "Об утверждении проекта планировки территории ДНП "Лада", для дачного некоммерческого партнерства по адресу: "адрес", кадастровый N, общей площадью 142713 кв.м", в соответствии с которым, рассмотрев заявление входящий номер N от 16 апреля 2015г. Дачного некоммерческого партнерства "Лада", дата государственной регистрации: 18 ноября 2005г, и представленные документы, Администрацией постановлено утвердить проект планировки территории ДНП "Лада" общей площадью 142713 кв.м, из которых: земли, относящиеся к имуществу общего пользования - 27619 кв.м. земельные участки, находящиеся в пользовании членов ДНП "Лада", в количестве 98, общей площадью 115094 кв.м по адресу: "адрес", кадастровый N, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства, согласно приложения N1. Пунктом 2 постановления земельным участкам в ДНП "Лада" присвоены номера, согласно приложения N2.
Приложение N1 к указанному постановлению содержит проект планировки территории; приложение N2 к указанному постановлению содержит список земельных участков с указанием их кадастровых номеров и площадей.
Постановление администрации МО "Лесколовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 22 апреля 2015г. N82 опубликовано в СМИ в газете "Лесколовские вести" N10, ноябрь 2021 г, дата выхода 12 ноября 2021г. - в приложении к газете "Всеволожские вести". Вместе с тем, в газете указано, что с приложениями можно ознакомиться на официальном сайте МО "Лесколовское сельское поселение".
Постановление от 22 апреля 2015г. N82 опубликовано в сети интернет на официальном интернет-сайте администрации МО "Лесколовское сельское поселение" по адресу http://xn--b1afbsbccxbcOaf.xn--р1ai/?p=10228.
Исходя из положений ст.ст.41-46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 15 апреля 1998г. N66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"(действовавшего в период принятия оспариваемых постановлений), разъяснений, содержащихся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018г. N50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые постановления содержат обязательные к исполнению членами дачного некоммерческого объединения положения, касающиеся организации и застройки территории, определения местоположения границ образуемых земельных участков; помимо того, состав лиц, для которых обязателен документ, определяющий планировку территории, не ограничивается только теми лицами, которые являлись собственниками земельных участков или членами ДНП на момент утверждения оспариваемых проектов. Таким образом, оспариваемые постановления Администрации относятся к числу нормативных правовых актов органов местного самоуправления поселения.
Согласно части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого постановления Администрации N317 от 31 декабря 2014г, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Согласно ч.2, ч.4 ст.41 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
В силу ч.4 ст.41 ГрК РФ в случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляются разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется. При этом размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков. Обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку. Объединение земельных участков в один земельный участок допускается только при условии, если образованный земельный участок будет находиться в границах одной территориальной зоны.
Согласно ч.ч.1, 9 ст. 42 ГрК РФ, подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.
В силу положений ч.4.1 ст.45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки (ч. 5 ст. 45 ГрК РФ).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (ч. 10 ст. 45ГрК РФ).
Решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 настоящего Кодекса (ч. 1 ст. 46 ГрК РФ).
Указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (ч.2 указанной статьи).
Согласно ч.14 ст. 46 ГрК РФ утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Согласно п.2 ст.47 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-Ф3 в редакции от 14.10.2014 г, п.2 ст.47 Устава МО "Лесколовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, утвержденного решением совета депутатом МО "Лесколовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 6 июля 2011г. N26 в редакции решения совета депутатов от 12 сентября 2013г. N28, муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В соответствии с решением совета депутатов МО "Лесколовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 21 октября 2005г. N6 официальным печатным органом СМИ для опубликования муниципальных правовых актов утверждена газета "Всеволожские вести".
В соответствии с решением совета депутатов МО "Лесколовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 25 февраля 2010г. N13, в редакции решения совета депутатов от 18 июня 2013г, интернет-сайт лесколовское.рф был определен в качестве официального представительства муниципального образования "Лесколовское сельское поселение" в сети Интернет.
Согласно решению совета депутатов МО "Лесколовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 25 августа 2016г. N27 определено, что официальное опубликование муниципальных правовых актов МО "Лесколовское сельское поселение" осуществляется путем их размещения: 1. газета "Всеволожские вести"; 2. газета "Лесколовские вести"; 3. Сетевое издание "Ленинградское областное информационное агентство (ЛЕНОБЛИНФОРМ)".
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что непосредственно оспариваемыми постановлениями права и законные интересы административного истца не нарушены, в том числе не нарушено и право на установление сервитута; право собственности Голубева И.В. на земельный участок с кадастровым номером N возникло 19сентября 2017г, то есть после принятия Администрацией поселения оспариваемых постановлений; на дату принятия административным ответчиком оспариваемых постановлений Голубев И.В. не был правообладателем земельных участков, в отношении которых были утверждены проекты организации и застройки территории. Суд руководствовался также позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 27.05.2021 г. N23-П, и учел, что на период рассмотрения настоящего административного дела оспариваемые постановления Администрации опубликованы в официальном печатном издании, а также на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет. Суд первой инстанции также принял во внимание необходимость обеспечения правовой определенности, стабильности регулирования возникших правоотношений, в том числе в сфере градостроительной деятельности. Суд исходил из невозможности нарушения баланса интересов административного истца и заинтересованных лиц - собственников земельных участков, смежных с участком административного истца, а также собственников иных земельных участков, также имеющих общие границы с земельным участком административного истца, учитывая, что земельные участки были приобретены в результате гражданско-правовых сделок, заключенных после принятия оспариваемых постановлений.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав следующее.
Оспариваемые постановления приняты уполномоченным органом местного самоуправления поселения в пределах предоставленной компетенции, в установленной форме.
На период принятия оспариваемых постановлений Администрации административный истец не являлся собственником земельных участков, в отношении которых были приняты данные постановления; административный истец приобрел на основании договоров дарения в 2016г. земельные участки, образованные в соответствии с утвержденными ранее постановлениями от 31 декабря 2014г. и 22 апреля 2015г. проектом организации застройки и проектом планировки территории, впоследствии их объединил в 2017 году, в результате чего был образован принадлежащий ему в настоящее время земельный участок с кадастровым номером N. Оснований полагать, что оспариваемыми постановлениями от 31 декабря 2014г. и 22 апреля 2015г. нарушены права административного истца, не имеется.
Суд апелляционной инстанции обоснованно признал ошибочными доводы административного истца о том, что постановление N 317 от 31 декабря 2014г. противоречит ст.32 Федерального закона N 66-ФЗ от 15 апреля 1998г. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", поскольку проекты организации застройки и планировки территории не были разработаны и одобрены садоводческим объединением.
Так, Постановления N317 от 31 декабря 2014г. и N83 от 22 апреля 2015г. приняты не по обращению садоводческого объединения, а по заявлениям физических лиц - двух сособственников земельных участков - Горбуновой Г.В. и Козловой Ю.С, на даты издания оспариваемых постановлений иных сособственников земельных участков, образованных из земельных участков с кадастровыми номерами N не имелось, в связи с чем положения Федерального закона N 66-ФЗ не подлежали применению.
Что касается издания постановления N82 от 22 апреля 2015г, касающегося утверждения проекта планировки территории ДНП "Лада", то на момент принятия данного постановления единственным участником (учредителем) созданного в 2005г. ДНП "Лада" являлась сособственник земельного участка Козлова Ю.С.; она же являлась председателем правления, иных сособственников земельных участков в ДНП, которые являлись бы членами объединения и могли бы принять участие в собрании, не имелось, поэтому требуемое абз.3 ч.1 ст. 32 Федерального закона N 66-ФЗ одобрение садоводческим объединением проекта планировки территории предполагалось, так как с заявлением о разработке и утверждении проекта обратился единственный собственник земельного участка и она же - учредитель (участник) ДНП. Учитывая изложенное, довод административного истца об отсутствии протокола общего собрания членов садоводческого объединения об одобрении проекта планировки территории, обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции указал, что в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N вид разрешенного использования был изменен с сельскохозяйственного использования на дачное строительство постановлением N182 от 17 октября 2012г. Администрацией в ответе от 26 мая 2022г. на запрос подтверждено, что указанные земельные участки являлись территорией садоводств в соответствии с генеральным планом МО Лесколовское сельское поселение, утвержденным решением совета депутатов от 25 декабря 2014г. N33 и в соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными Приказом комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области N31 от 26 апреля 2018г.
В соответствии с ч.7, 8 ст.46 ГрК РФ в редакции, действующей на дату издания оспариваемого постановления N317 от 31 декабря 2014 г. в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов (п. 7 указанной статьи); при проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения (п. 8 названной статьи). Часть 11 ст. 46 ГрК РФ предусматривает необходимость оповещения жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний.
Проанализировав положения ч.7, 8, 11 ст.46 ГрК РФ в их совокупности, суд апелляционной инстанции отметил, что необходимость проведения публичных слушаний касается случаев утверждения проекта планировки территории муниципального образования, и не распространяется на утверждение проектов территории садоводческого объединения, поскольку в упомянутых ч.7, 8, 11 ст.46 ГрКРФ содержатся положения о том, что публичные слушания проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки. Таким образом, правило п.п. 5, 6, 7, 8, 11 ст. 46 ГрК РФ касается только жителей муниципального образования.
Поэтому, как правильно отметил суд апелляционной инстанции, в данном случае, для утверждения проекта организации и застройки и проекта планировки территории для дачного строительства проведение публичных слушаний не требовалось.
Данный вывод согласуется с введенной Федеральным законом от 23июня 2014г. N171-ФЗ частью 5.1 ст. 46 ГрК РФ, в соответствии с редакцией которой (действующей на дату принятия оспариваемых постановлений NN82 и 83 от 22.04.2015г.), публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории не проводятся, если они подготовлены в отношении территории в границах земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства или для ведения дачного хозяйства иному юридическому лицу (п.2 части 5.1 ст. 46 ГрК РФ).
Соответственно, довод административного истца об отсутствии публичных слушаний до утверждения оспариваемыми постановлениями проектов организации и застройки территории для дачного строительства и проекта планировки территории садоводческого объединения, обоснованно признан судом апелляционной инстанции несостоятельным.
Суд апелляционной инстанции верно отметил, что оспариваемые постановления на момент их утверждения не затрагивали прав жителей поселения, так как касались только двух лиц - сособственников земельных участков с кадастровыми номерами N Горбуновой Г.В. и Козловой Ю.С, данные участки иным лицам не принадлежали, являлись свободными, предполагались к использованию в соответствии с Правилами землепользования и застройки и установленной территориальной зоной - зоной садоводств, поэтому проведение публичных слушаний не требовалось.
Суд апелляционной инстанции правомерно отклонил и довод административного истца о том, что к дате принятия оспариваемого постановления Администрации N82 от 22 апреля 2015г. договор аренды земельного участка, по которому гр. Горбуновой Г.В. и Козловой Ю.С. предоставили принадлежащий им на праве общей долевой собственности земельный участок в аренду ДНП "Лада", был расторгнут.
Как следует из материалов дела, из пояснений участвующих в деле лиц, земельный участок с кадастровым номером N предоставлен собственником земельного участка Горбуновой Г.В. в пользу ДНП "Лада" на основании договора аренды земельного участка от 5октября 2011г. Договор аренды заключен сроком до 5 сентября 2012г.
В соответствии с п.2 ст.621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Однако, оригинал соглашения о расторжении договора аренды отсутствует, суду не представлен; представитель административного ответчика пояснил, что у Администрации не имелось сведений о расторжении договора аренды; никем из участвующих в деле лиц, кроме административного истца, расторжение договора аренды не подтверждается; в соответствии с п.5 ст.120 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда сделала обоснованный вывод о том, что основания для вывода о расторжении договора аренды между собственником земельного участка и ДНП "Лада" к моменту издания оспариваемого постановления N 82 от 22 апреля 2015 г, отсутствуют.
Обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции и довод административного истца о несвоевременной публикации оспариваемых постановлений Администрации также как основание для удовлетворения заявленных требований.
Как отмечено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27 мая 2021г. N23-П, не будет отступлением от требований Конституции Российской Федерации признание условием, опосредующим вступление муниципальных нормативных правовых актов в силу, не только их опубликования в официальном периодическом печатном издании, но и их опубликования (размещения) исключительно в официальном сетевом издании, если его использование в этих целях обеспечивает оповещение жителей муниципального образования о принятии таких актов и ознакомление с ними. В качестве официального сетевого издания может использоваться официальный сайт муниципального образования в сети Интернет с учетом, однако, того, что действующее регулирование связывает получение статуса сетевого издания с регистрацией сайта в качестве средства массовой информации.
Конституционный суд отмечал, что в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 44 и частью 3 статьи 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" конкретный порядок официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. Вместе с тем использование в данном Федеральном законе понятия "обнародование" - которое приводится как дополнение или пояснение к понятию "официальное опубликование", притом что по своему содержанию эти категории не тождественны, - позволяет органам местного самоуправления и судам расценивать обнародование муниципального нормативного правового акта, затрагивающего права, свободы и обязанности человека и гражданина, способом, отличным от официального опубликования в периодическом печатном издании, в качестве достаточного условия для вступления этого акта в силу.
Из такого понимания законодательного регулирования исходит, в частности, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, который в постановлении от 25 декабря 2018г. N50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснил, что с учетом цели официального опубликования нормативного правового акта (обеспечение возможности ознакомиться с его содержанием тем лицам, права и свободы которых он затрагивает) в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании обжалуемого акта в ином печатном издании либо его обнародовании (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) надо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает акт, возможность ознакомиться с его содержанием, и если была обеспечена, то порядок опубликования акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке (пункт 31).
Так как на день рассмотрения дела в суде первой инстанции оспариваемые постановления Администрации были опубликованы в газете "Лесколовские вести", то есть в официальном печатном издании муниципального образования "Лесколовское сельское поселение", оспариваемые постановления были размещены на официальном сайте муниципального образования, то само по себе нарушение срока их опубликования не является основанием для признания оспариваемых постановлений недействующими.
Обстоятельства по делу установлены судами первой и апелляционной инстанции полно и правильно, собранным по делу доказательствам дана оценка в соответствии с правилами ст.84 КАС РФ.
Выводы судебных инстанций об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска Голубева И.В. являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций, не согласиться с которой оснований не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают правильность выводов суда первой и апелляционной инстанции.
Несогласие с выводами судов не является правовым основанием для отмены обжалуемых актов.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 10 декабря 2021г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 21 июля 2022г. оставить без изменения, кассационную жалобу Голубева И.В.-без удовлетворения.
Решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 10 декабря 2021г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 21 июля 2022г.
и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 30 ноября 2022г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.