Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 октября 2005 г. N А56-51423/04
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 сентября 2006 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 августа 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Изотовой С.В. и Тарасюка И.М.,
при участии от Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Санкт-Петербургу Борисовой Е.В. (доверенность от 03.02.2005), от ОАО "Концерн "Квартон" конкурсного управляющего Севостьяновой С.В. (определение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.04.2003 по делу N А56-31576/02) и Сосновского С.А. (доверенность от 19.09.2005),
рассмотрев 04.10.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2005 (судья Загараева Л.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2005 (судьи Старовойтова О.Р., Савицкая И.Г., Фокина Е.А.) по делу N А56-51423/04,
установил:
Открытое акционерное общество "Концерн "Квартон" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция), выразившегося в непринятии решения по заявлению Общества о возврате предъявленного к возмещению налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за сентябрь, октябрь и ноябрь 2002 года, и об обязании Инспекции возвратить заявителю из федерального бюджета 1 542 042 руб. указанного налога.
Решением от 28.03.2005, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2005, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы указывает на то, что возврат НДС при наличии у заявителя задолженности перед федеральным бюджетом противоречит налоговому законодательству.
В отзыве Общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, представители Общества возразили против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с налоговыми декларациями за сентябрь, октябрь и ноябрь 2002 года Общество предъявило к возмещению из бюджета НДС на общую сумму 1 542 042 руб.
В ходе проведенной Инспекцией проверки соблюдения Обществом налогового законодательства за период с 01.01.2002 по 31.12.2003 налоговым органом не оспаривалась обоснованность предъявления к вычету НДС за октябрь и ноябрь 2002 года на сумму соответственно 24 947 руб. и 13 389 руб.
Правомерность предъявления к вычету НДС за сентябрь 2002 года в сумме 1 509 281 руб. подтверждена вступившими в законную силу судебными актами, принятыми по делу N А56-32759/03.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2002 по делу N А56-31576/02 Общество признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
Общество 14.10.2004 обратилось в Инспекцию с заявлением о возврате НДС за сентябрь, октябрь и ноябрь 2002 года.
В связи с непринятием Инспекцией решения по данному заявлению Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно пунктам 1, 2 и 3 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
Указанная сумма направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет.
Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, по согласованию с таможенными органами и в течение десяти дней после проведения зачета сообщают о нем налогоплательщику.
По истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.
Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства. Возврат указанных сумм осуществляется органами Федерального казначейства.
Удовлетворяя требования Общества, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно не приняли во внимание ссылку Инспекции на наличие у заявителя на момент вынесения решения о признании его банкротом задолженности перед территориальным и федеральным бюджетами и внебюджетными фондами
В соответствии с пунктом 1 статьи 98 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", подлежащего применению к процедуре конкурсного производства в отношении Общества, с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования к должнику, в том числе по обязательным платежам, могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.
Поскольку проведение зачета в рассматриваемом случае противоречит нормам законодательства о банкротстве, а налоговым органом в установленный срок не принято решение по заявлению Общества о возврате предъявленной к возмещению суммы НДС и не представлены доказательства законности такого бездействия в соответствии с требованиями части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд правомерно удовлетворил требования заявителя.
Учитывая, что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2005 по делу N А56-51423/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт- Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 октября 2005 г. N А56-51423/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника