Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Руновой Т.Д, Карповой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-58/2022 по иску Абдурашидова Махача Карчигаевича к муниципальному предприятию Нефтеюганское районное муниципальное унитарное "Торгово-транспортное предприятие" о перерасчете заработной платы, выплате недополученной заработной платы, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Абдурашидова Махача Карчигаевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Абдурашидов М.К. обратился в суд с иском к муниципальному предприятию Нефтеюганское районное муниципальное унитарное "Торгово-транспортное предприятие" (далее по тексту - МП "Нефтеюганское районное муниципальное унитарное "Торгово-транспортное предприятие"), в котором просил возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет заработной платы за период с 01 января 2021 года по 31 августа 2021 года в соответствии с пунктом 3.2 Отраслевого соглашения, выплатить недополученную заработную плату в размере 369 360 руб. 91 коп, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб, почтовые расходы, связанные с подачей искового заявления.
В обоснование требований указал, что с 15 ноября 2019 года работает водителем в МП "Нефтеюганское районное муниципальное унитарное "Торгово-транспортное предприятие". За период работы с 01 января 2021 года по 31 августа 2021 года заработная плата выплачена ему не в полном объеме, поскольку согласно пункту 3.2 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2020-2022 годы с приложением, коэффициент заработной платы водителя автобуса особо малого класса к прожиточному минимуму трудоспособного населения составляет 2, 33, при этом, минимальный гарантированный размер месячной заработной платы работника не включает в себя компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, а также другие выплаты, в том числе: за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных). Прожиточный минимум на душу населения по основным социально-демографическим группам населения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2021 год составляет 17 500 руб, следовательно, его заработная плата должна рассчитываться исходя из 40 775 руб, на которые подлежат начислению районный и северный коэффициенты (70% и 50%).
Решение Нефтеюганского районного суда от 13 апреля 2022 года иск Абдурашидова М.К. удовлетворен частично. На МП "Нефтеюганское районное муниципальное унитарное "Торгово-транспортное предприятие" возложена обязанность произвести перерасчет заработной платы Абдурашидова М.К. за период с 01 января 2021 года по 31 августа 2021 года и выплатить ему недоплаченную заработную плату в размере 350 510 руб. 58 коп. (без учета НДФЛ - 13% и профсоюзного взноса - 1%). С МП "Нефтеюганское районное муниципальное унитарное "Торгово-транспортное предприятие" в пользу Абдурашидова М.К. взыскана компенсация морального вреда в размере 5 000 руб. и 379 руб. в возмещение почтовых расходов. В остальной части иска отказано. С МП "Нефтеюганское районное муниципальное унитарное "Торгово-транспортное предприятие" в бюджет г. Нефтеюганска взыскана государственная пошлина в размере 6 705 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 августа 2022 года решение Нефтеюганского районного суда от 13 апреля 2022 года изменено в части подлежащей взысканию с МП "Нефтеюганское районное муниципальное унитарное "Торгово-транспортное предприятие" в пользу Абдурашидова М.К. заработной платы, уменьшен ее размер с 350 510 руб. 58 коп. до 17 829 руб. 05 коп. Уменьшена подлежащая взысканию с МП "Нефтеюганское районное муниципальное унитарное "Торгово-транспортное предприятие" государственная пошлина с 6 705 руб. до 1 013 руб.
В кассационной жалобе Абдурашидов М.К. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного.
В отзыве представитель МП "Нефтеюганское районное муниципальное унитарное "Торгово-транспортное предприятие" просит апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с частью 3 статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены апелляционного определения не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, что на основании трудового договора от 15 ноября 2019 года N 36 Абдурашидов М.К. был принят на работу в МП "Нефтеюганское районное муниципальное унитарное "Торгово-транспортное предприятие" водителем 3 класса автомобилей различного типа грузоподъемности и вместимости.
За выполнение обязанностей, предусмотренных трудовым договором, истцу выплачивается часовая тарифная ставка (должностной оклад) в размере 72 рубля 07 копеек, а также процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера - 50% и районный коэффициент - 70%.
Дополнительным соглашением от 30 декабря 2020 года к трудовому договору стороны определили, что с 1 января 2021 года истцу за выполнение обязанностей, предусмотренных трудовым договором, установлены часовые тарифные ставки в размерах: на автобусах до 7 метров - 124 руб. 55 коп.; на автобусах от 7 метров до 12 метров -140 руб. 12 коп.
19 ноября 2019 года Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз, общественной организацией "Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства" утверждено Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы (далее по тексту - Отраслевое соглашение).
В силу пункта 1.7 Отраслевого соглашения, региональные (территориальные) отраслевые и иные соглашения, коллективные договоры и индивидуальные трудовые договоры в организациях, независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности, не могут ухудшать социально-экономическое положение работников по сравнению с положениями настоящего Соглашения. Условия коллективных договоров и соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством и настоящим Соглашением, являются недействительными.
Согласно пункту 3.2 Отраслевого соглашения среднемесячная заработная плата работников по предприятию должна быть на уровне не менее трехкратного прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Размеры минимальных гарантий по заработной плате работников автомобильного и городского пассажирского транспорта устанавливаются в кратности к величине прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта Российской Федерации в соответствии с таблицей 1 с примечанием.
Минимальный гарантированный размер месячной заработной платы работника не включает в себя компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, а также другие выплаты, в том числе: за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных.
В целях проверки на соответствие заработной платы истца за январь-август 2021 года условиям Отраслевого соглашения судом первой инстанции была назначена бухгалтерская экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "Центр консалтинговых услуг".
Согласно заключению ООО "Центр консалтинговых услуг" Абдурашидову М.К. недоначислена заработная плата в сумме 31 335 руб. 83 коп.
С целью анализа заключения эксперта ООО "Центр консалтинговых услуг" стороной истца у эксперта ООО "ЭКО-Н" Казариновой Е.А. заказана рецензия, согласно которой размер недополученной заработной платы истца составляет 159 322 руб. 99 коп.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, приняв во внимание расчет недополученной истцом заработной платы, приведенный в рецензии эксперта ООО "ЭКО-Н" на экспертное заключение ООО "Центр консалтинговых услуг", согласно которому истцу за период с 01 января 2021 года по 31 августа 2021 года заработная плата в соответствии с положением пункта 3.2 Отраслевого соглашения выплачена меньше на 350 510 руб. 58 коп, признал обоснованными доводы истца о несоответствии выплачиваемой ему заработной платы условиям пункта 3.2 Отраслевого соглашения, в связи с чем пришел к выводу о наличии правовых оснований для перерасчета заработной платы истца и взыскании в его пользу задолженности за период с 01 января 2021 года по 31 августа 2021 года в указанном размере.
Удовлетворяя требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции, установив факт нарушения прав истца при начислении заработной платы, руководствуясь положениями статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, приняв во внимание характер допущенного ответчиком нарушения, степень нравственных страданий истца, принципы разумности и справедливости, взыскал с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о необходимости применения Отраслевого соглашения при установлении задолженности по заработной плате и наличии оснований для компенсации морального вреда.
При этом суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции о размере задолженности по заработной плате, основанном на рецензии ООО "ЭКО-Н" на экспертное заключение ООО "Центр консалтинговых услуг", указав, что из определения суда от 06 декабря 2021 года и заключения эксперта ООО "Центр консалтинговых услуг" следует, что судом на разрешение экспертом ставились вопросы правового характера, рассмотрение которых относится к компетенции суда; экспертом ООО "Центр консалтинговых услуг" не учтено количество фактически отработанного истцом времени в каждом из месяцев заявленного периода; расчет заработной платы истца фактически отклоняет тарифную систему оплаты труда, а также установление часовой тарифной ставки водителям автобусов в зависимости от разрядности в соответствии с длиной автобусов. Представленная в опровержение выводов судебной экспертизы рецензия, положенная судом в основу решения, не может быть признана допустимым доказательством, поскольку рецензия не является экспертным заключением; оценка заключения судебной экспертизы проведена стороной истца самостоятельно и вне рамок судебного разбирательства, специалист не предупреждалась об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения; при составлении рецензии специалистом не учтено количество фактически отработанного истцом времени в каждом из месяцев заявленного периода.
Приняв во внимание представленный ответчиком расчет задолженности по заработной плате, в соответствии с которым исходя из условий п. 3.2 Отраслевого соглашения за январь 2021 года задолженность составила 15 319 руб. 94 коп, за февраль 2021 года - 1 332 руб. 80 коп, за март 2021 года - 0, 00 руб, за апрель 2021 года - 0, 00 руб, за май 2021 года - 1 176 руб. 32 коп, за июнь 2021 года - 0, 00 руб, за июль 2021 года - 0, 00 руб, за август 2021 года -0, 00 руб, суд апелляционной инстанции изменил решение суда, уменьшив размер задолженности по заработной плате с 350510 руб. 58 коп. до 17829 руб. 05 коп.
Изучение материалов дела показало, что оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы истца не имеется.
В кассационной жалобе Абдурашидов М.К. со ссылкой на положения статей 48, 49, 129, 133, 133.1, 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации указывает на то, что минимальный размер оплаты труда в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре с 01 января 2021 года соответствует минимальному размеру оплаты труда по Российской Федерации и составляет 12 792 руб. (без начисления на него районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), что ниже установленной величины прожиточного минимума в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре 17 500 руб. Поэтому минимальный размер оплаты труда в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре должен составлять не менее 17 500 руб, на который подлежат начислению районный коэффициент и надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, что должно учитываться при определении размера минимальной гарантированной заработной платы в соответствии с пунктом 3.2 Отраслевого соглашения.
Данные доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В соответствии со статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2020 года N 473-ФЗ с 01 января 2021 года на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда 12 792 руб.
В соответствии с Трехсторонним соглашением между органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Объединением работодателей Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Союзом "Объединение организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры" на 2020-2022 годы от 10 декабря 2019 года минимальный размер заработной платы в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре с 01 января 2020 года составляет не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, с последующим начислением на нее районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то есть 12 792 руб.
Таким образом, в соответствии с приведенными нормами Трудового кодекса Российской Федерации минимальная заработная плата истца, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не могла быть ниже минимального размера оплаты труда 12 792 руб. с начислением на него районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
В соответствии с пунктом 3.1 Отраслевого соглашения базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 года в размере не ниже минимального размера оплаты труда, принятого в Российской Федерации. В регионах, где не заключено региональное соглашение, минимальная тарифная ставка основных рабочих первого разряда не может быть ниже базовой ставки, указанной в пункте 3.1 настоящего Соглашения.
Согласно приказу МП "Нефтеюганское районное муниципальное унитарное "Торгово-транспортное предприятие" от 30 декабря 2020 года N 618 на предприятии с 01 января 2021 года установлены базовые (минимальные) тарифные ставки, в том числе для водителей автобусов до 7 метров 20 467, 20 руб. (часовая тарифная ставка 124, 55 руб.), автобусов от 7 до 12 метров - 23 025, 60 руб. (часовая 140, 12 руб.). Размер указанных базовых (минимальных) тарифных ставок превышает базовую (минимальную) тарифную ставку, установленную пунктом 3.1 Отраслевого соглашения.
Пунктом 3.6 Отраслевого соглашения предусмотрены минимальные размеры надбавок и доплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (доплата за работу по графику с разделением смены, за сверхурочную работу, за работу в ночное время, за работу во вредных условиях и т.п.), которые подлежат исчислению от тарифной ставки работника.
В соответствии пунктом 3.2 Отраслевого соглашения в редакции от 19 ноября 2019 года среднемесячная заработная плата работников по предприятию должна быть на уровне не менее трехкратного прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Размеры минимальных гарантий по заработной плате работников автомобильного и городского пассажирского транспорта устанавливаются в кратности к величине прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта Российской Федерации в соответствии с таблицей 1 с примечанием.
В соответствии с таблицей N 1 Отраслевого соглашения для водителей автобусов особо малого класса установлен коэффициент 2, 33, для водителей автобусов малого класса - 2, 44, для водителей автобусов среднего класса - 3, 26, для водителей автобусов большого класса - 3, 83, для водителей автобусов особо большого класса - 4, 07.
В соответствии с примечанием к таблице N 1 минимальный гарантированный размер месячной заработной платы работника не включает в себя компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, а также другие выплаты, в том числе: за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского округа-Югры от 05 февраля 2021 года N 29-П установлен прожиточный минимум для трудоспособного населения на 2021 год в размере 17 500 руб.
Таким образом, в соответствии с пунктом 3.2 с учетом таблицы N 1 Отраслевого соглашения минимальный гарантированный размер месячной заработной платы водителя с учетом класса автобуса установлен от 40 775 руб. (17 500 руб. х 2, 33) до 71 225 руб. (17 500 руб. х 4, 07) руб.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ прожиточным минимумом признается минимальная необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина.
В соответствии с частью 1 статьи 4 указанного Федерального закона величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на очередной год устанавливается до 1 июля текущего года Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 указанного Федерального закона прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ; оказания необходимой государственной социальной помощи и предоставления мер социальной поддержки малоимущим гражданам; формирования бюджетов субъектов Российской Федерации; других установленных федеральным законом целей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" от 19 июня 2000 года N 89-ФЗ минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается федеральным законом в текущем году и исчисляется исходя из величины медианной заработной платы, рассчитанной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, за предыдущий год.
Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается (статья 3 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 89-ФЗ).
Таким образом, минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум по своей правовой природе различны как по методу их определения, так и по назначению.
Поскольку минимальный гарантированный размер месячной заработной платы работника, предусмотренный Отраслевым соглашением, подлежит исчислению исходя из прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в Ханты - Мансийском автономном округе-Югре с учетом уровня жизни населения именно данного субъекта Российской Федерации, при этом величина прожиточного минимума подлежит увеличению многократно, то оснований полагать, что минимальный гарантированный размер месячной заработной платы аналогичен по своей природе минимальному размеру оплаты труда, в связи с чем на него также подлежат начислению районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не имеется.
Отраслевое соглашение предусматривает понятие базовой (минимальной) месячной тарифной ставки и понятие минимального гарантированного размера заработной платы работника. При этом надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, подлежат исчислению именно от тарифной ставки. В минимальный же гарантированный размер заработной платы работника, в соответствии с примечанием к таблице N 1 Отраслевого соглашения, не включаются компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, а также другие выплаты, в том числе: за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
Из буквального толкования положений Отраслевого соглашения следует, что заработная плата работника, исчисленная исходя из тарифной ставки с начислением на нее различных надбавок и доплат, не должна быть ниже минимальной гарантированной заработной платы.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с расчетом задолженности, произведенным ответчиком и признанным судом апелляционной инстанции верным, по существу сводятся к субъективному толкованию норм материального права, которое не может являться основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд апелляционной инстанции необоснованно не принял в качестве доказательства рецензию на заключение эксперта, не влекут отмену судебного акта, причины, по которым суд признал экспертное заключение недопустимым доказательством, изложены в определении и являются обоснованными.
Ссылки в кассационной жалобе на иную судебную практику правильность выводов судов не опровергают. Суд обязан принимать решение исходя из установленных по делу фактов, следовательно, выводы, содержащиеся в решениях иных судов по другим делам, не могут нарушать единообразие толкования и применения норм права и вступать в противоречие с выводами судов по настоящему делу, так как законодательством Российской Федерации прецедент как источник права не предусмотрен.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм права, оснований для его отмены в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Абдурашидова Махача Карчигаевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.