Кассационный военный суд в составе:
председательствующего - Богдашова Д.А, судей: Авдонкина В.С. и Яковлева И.А, при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-41/2022 по кассационной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Трофимовой Анастасии Александровны на решение Белогорского гарнизонного военного суда от 23 июня 2022 г. и апелляционное определение 1-го Восточного окружного военного суда от 2 сентября 2022 г. по административному исковому заявлению "звание" Климова Александра Васильевича об оспаривании действий Федерального государственного казённого учреждения "данные изъяты" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), связанных с начислением доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения.
Заслушав доклад председательствующего, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов и доводы кассационной жалобы, суд
установил:
Климов обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконными действия ФГКУ "Росвоенипотека", связанные с определением инвестиционного дохода за период с 23 июля 2013 г. по 31 января 2016 г. в размере 10000 рублей, обязав административного ответчика учесть на его именном накопительном счёте (далее - ИНС) инвестиционный доход в сумме 80579 рублей 83 копейки.
Вышеприведённым решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, административный иск Климова удовлетворён, на Минобороны России возложена обязанность перечислить в ФГКУ "Росвоенипотека" 80579 рублей 83 копейки для их учёта на ИНС истца.
В поданной 24 октября 2022 г. кассационной жалобе, представитель Минобороны России, выражая несогласие с состоявшимися судебными актами, просит их отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, а выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела.
В обоснование этого указывает, что рассчитать предполагаемый инвестиционный доход участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) за период невозможно, перечисление этого дохода за счёт средств федерального бюджета действующим законодательством не предусмотрено, а права Климова действиями Минобороны России не нарушались.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем их неявка не препятствует её рассмотрению (часть 2 статьи 326 КАС Российской Федерации).
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд исходит из следующего.
Согласно частям 2 - 3 статьи 329 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Климов включён в реестр участников НИС в январе 2016 г. с датой возникновения основания для включения - 23 июля 2013 г.
Вступившим в законную силу решением Белогорского гарнизонного военного суда от 16 сентября 2021 г. на ФГКУ "Росвоенипотека" возложена обязанность произвести расчёт недополученного административным истцом инвестиционного дохода за период с 23 июля 2013 г. по 31 января 2016 г, который подлежал начислению на его ИНС при своевременном включении в реестр участников НИС, помимо ранее учтённых средств, истребовав от Минобороны России соответствующие денежные средства.
Во исполнение решения суда на ИНС Климова был учтён инвестиционный доход в размере 10000 рублей, тогда как размер этого дохода у участника НИС, своевременно включённого в реестр в июле 2013 г, составлял на 1 января 2022 г. 710910 рублей.
На основании пункта 15 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и являющимся участниками НИС, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 6 статьи 3, части 1 статьи 4, части 1, 4-6 статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", реализация права на жилище участниками НИС осуществляется посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на ИНС участников и последующего использования этих накоплений.
Накопления для жилищного обеспечения - это совокупность средств, включающая в себя: накопительные взносы, учтённые на ИНС участников; доходы от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, уполномоченным федеральным органом в соответствии с Законом, и средства, поступившие в уполномоченный федеральный орган по иным предусмотренным Законом основаниям. Накопления для жилищного обеспечения формируются за счёт указанных источников. Участник НИС имеет право использовать их в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
Учёт накопительных взносов на ИНС участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Учёт накопительных взносов на ИНС участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается со дня закрытия этого счёта. Учёт доходов от инвестирования на ИНС участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на ИНС участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
В силу пункта 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчётов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит расчёт суммы дохода от инвестирования указанных средств, определённого на последний день отчётного квартала.
Расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учёта его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее тридцатого числа месяца, следующего за отчётным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтённым на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчётный период с округлением до копейки.
Таким образом, ошибочное включение административного истца с 2016 г. в реестр участников НИС и несвоевременное открытие ИНС в январе 2016 г, привело к снижению размера накоплений для жилищного обеспечения, что ограничивает его право, гарантированное законом, на получение единых выплат наряду с другими военнослужащими, своевременно включёнными в реестр, которым доход от инвестирования денежных средств стал начисляться и учитываться с момента возникновения основания для включения в реестр.
Разрешая спорные правоотношения и установив имеющие значение обстоятельства дела, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильные выводы о нарушении прав административного истца со стороны административного ответчика, и произведя расчёт недополученного Климовым инвестиционного дохода пришли к верному выводу о необходимости его учёта, помимо уже начисленных средств, в сумме 80579 рублей 83 копейки.
Учитывая, что на официальном сайте ФГКУ "Росвоенипотека" в разделе "Ежегодные взносы" опубликованы помесячные сведения о средней сумме накоплений на одного участника НИС с раздельным указанием размера накопительных взносов и инвестиционного дохода, довод автора жалобы о невозможности расчёта величины инвестиционного дохода является несостоятельным.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона "О статусе военно-служащих" военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путём обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу подпункта 31 пункта 10 и пункта 13 Положения о Министерстве обороне Российской Федерации, утверждённого Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082, Министр обороны РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны РФ и реализацию возложенных на него полномочий. Министерство обороны РФ является юридическим лицом, имеет смету, текущие, расчётные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учётом изложенного, вопреки доводам кассационной жалобы, суды пришли к верному выводу о том, что восстановление нарушенного права Климова возможно путём возложения на Минобороны России обязанности перечислить в ФГКУ "Росвоенипотека" рассчитанной судами суммы недополученного им инвестиционного дохода, за вычетом на момент расчёта фактически учтённых на его ИНС доходов от инвестирования, что согласуется с положениями статьи 227 КАС Российской Федерации.
Расчёт недополученного истцом инвестиционного дохода является обоснованным, соответствует общеправовым принципам справедливости и равенства в сравнении с другими военнослужащими, своевременно включёнными в реестр участников НИС в июле 2013 г, а отсутствие вины отдельно взятых органов и лиц, наделённых публичными полномочиями, в нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца, не является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалованных судебных актов, в том числе предусмотренных частью 3 статьи 328 КАС Российской Федерации, из материалов дела не усматривается, а потому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 327, 329, 330 КАС Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
решение Белогорского гарнизонного военного суда от 23 июня 2022 г. и апелляционное определение 1-го Восточного окружного военного суда от 2 сентября 2022 г. по административному исковому заявлению Климова Александра Васильевича оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные гл. 35 КАС Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 декабря 2022 г.
Председательствующий Д.А. Богдашов
Судьи В.С. Авдонкин
И.А. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.