Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Русакова А.Е, Шелудько В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Волгоградской области, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области, поступившую в суд первой инстанции 16 сентября 2022 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 28 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Харламова М.А. к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области, УФСИН России по Волгоградской области, ФСИН России о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения Ожеговой И.Н, действующей в интересах ФСИН России, УФСИН России по Волгоградской области, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Харламов М.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области, УФСИН России по Волгоградской области, ФСИН России о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Решением Фроловского городского суда Волгоградской области от 02 марта 2022 года административные исковые требования Харламова М.А. удовлетворены частично.
Судом взыскано в пользу Харламова М.А. с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации компенсацию за нарушение условий содержания в связи с нарушением санитарных условий содержания по месту отбывания наказания в виде лишения свободы в помещении отряда N в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области в период с 30 марта 2012 года по 18 февраля 2016 года, с 08 декабря 2016 года по 07 декабря 2017 года, с 26 декабря 2018 года по 10 июня 2019 года, с 15 июля 2019 года по 11 февраля 2022 года, в сумме 35 000 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 28 июля 2022 года решение Фроловского городского суда Волгоградской области от 02 марта 2022 года изменено в части размера присужденной компенсации, увеличена до 40 000 рублей.
В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель ФСИН России, ГУФСИН России по Волгоградской области, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области - Ожегова И.Н. ставит вопрос об отмене апелляционного определения и прекращении производства по административному делу.
В судебном заседании суда кассационной инстанции путем использования систем видеоконференц-связи (далее - ВКС) в порядке, установленном статьей 142 Кодекса административного судопроизводства приняла участие представитель ФСИН России, ГУФСИН России по Волгоградской области, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области - Ожегова И.Н. доводы кассационных жалоб поддержала, настаивала на отмене судебного акта апелляционной инстанции..
Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции изменил решения суда первой инстанции и увеличивая размер присужденной компенсации пришел к выводу о нарушении санитарных условий содержания истца по месту отбывания наказания в виде лишения свободы в помещении отряда N 2 в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области и о взыскании в его пользу компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 40 000 рублей.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда апелляционной инстанции ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно части 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Из положений частей 2 и 3 статьи 227.1 КАС РФ следует, что административное исковое заявление, поданное в соответствии с частью 1 настоящей статьи, должно содержать сведения, предусмотренные статьей 220 настоящего Кодекса, требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также реквизиты банковского счета лица, подающего такое заявление, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действий (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно части 5 статьи 227.1 КАС РФ при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Условия содержания, касающиеся материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы урегулированы статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в том числе законом в данной статье прямо установлены нормы жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы.
В силу статьи 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.
Согласно части 2 статьи 10 УИК РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц понимаются условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, статьи 93, 99, 100 УИК РФ, статья 2 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Согласно частям 1, 2 статьи 12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
Согласно пунктам 1, 3, 10 Положения об отряде осужденных, утвержденного Приказом Минюста России от 30 декабря 2005 года N259, отряд осужденных исправительной колонии создается в структуре исправительных учреждений с целью обеспечения управления исправительным процессом, создания необходимых условий для соблюдения прав и законных интересов, обеспечения личной безопасности осужденных, сохранения и поддержания их здоровья, проведения с ними воспитательной, психологической, социальной и иной работы, повышения образовательного, профессионального и культурного уровня, удовлетворения духовных запросов, подготовки к освобождению.
Отряд создается приказом исправительного учреждения. Количество осужденных в отряде устанавливается в соответствии с нормативными актами Минюста России в ИУ в пределах 50 - 100 человек в зависимости от вида режима и численности осужденных
Отряд обеспечивается отдельными жилыми и коммунально-бытовыми помещениями с учетом требований действующего законодательства и нормативных актов Минюста России, комнатой для проведения воспитательной работы, телевизором, приемником радиотрансляционной сети.
Согласно Приказу ФСИН России от 27 июля 2006 года N512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" (Приложение N2) в спальном помещении общежития исправительного учреждения предусмотрено размещение: кровать металлическая на 1 человека, тумбочка прикроватная 1 на 2-х человек, табурет на 1 человека. В комнате для умывания: умывальник (рукомойник) 1 на 10 человек, зеркало настенное.
На основании пунктов 20, 21 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденного Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N295 в каждом исправительном учреждении устанавливается регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и иных обстоятельств.
Не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" даны разъяснения по вопросам, возникающим у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 3 указанного постановления, принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.
Из содержания пункта 14 данного постановления следует, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
В частности, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо не предоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
Как следует из материалов дела, Харламов М.А. осужден приговором Волгоградского областного суда от 12 декабря 2011 года к 15 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
После вступления приговора в законную силу был направлен для отбывания наказания в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области, где содержится с 30 марта 2012 года по настоящее время.
Согласно справки ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области N35/ТО/10/7 и справки по личному делу осужденного от 25 февраля 2022 года за период отбывания наказания Харламов М.А. содержался с 30 марта 2012 года по 18 февраля 2016 года в отряде N2, с 18 февраля 2016 года по 8 декабря 2016 года в отряде N3, с 08 декабря 2016 года по 11 февраля 2022 года в отряде N2, с 11 февраля 2022 года и по настоящее время в отряде N3.
В период времени с 08 декабря 2017 года по 25 декабря 2018 года находился в ФКУ ЛИУ-23 УФСИН России по Волгоградской области, а с 11 июня 2019 года по 14 июля 2019 года в ФКУ ЛИУ-15 УФСИН России по Волгоградской области.
Согласно справки начальника отряда ОВРО ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области среднесписочная численность отряда N2 за период 30 марта 2012 года по 18 февраля 2016 года составляла от 103 до 108 человек, с 8 декабря 2016 года по 11 февраля 2022 года от 105 до 108 человек, среднесписочная численность отряда N 3 за период с 08 декабря 2016 года по 8 декабря 2016 года составлял 80 человек с 11 февраля 2022 г. - 87 человек.
Отряд N2 расположен в 2-х этажном задании общежития, инв. N1020003 на втором этаже здания. Общая площадь спальных помещений согласно техническому и кадастровому плану составляет 309, 7 кв.м. Таким образом, минимальный стандарт личного пространства в отряде N2 на одного осужденного в 2012-2016 года составлял от 2, 95 кв.м. до 2.87 кв.м, в 2016-202 гг. от 2, 95 кв.м. до 2, 87 кв.м. личного пространства.
Кроме того, в отряде N2 согласно техническому паспорту имеются комната воспитательной работы (КВР) площадью 52, 2 кв.м, кухня - площадью 30, 8 кв.м, раздевалка 14, 3 кв.м, туалет 37, 5 кв.м, вещевая каптерка площадью 23, 2 кв.м умывальник 28, 5 кв.м.
Отряд N3 расположен в 2-х этажном задании общежития, инв. N 1020001 на втором этаже здания. Общая площадь спальных помещений согласно технического и кадастрового плана составляет 212, 8 кв.м. Таким образом, минимальный стандарт личного пространства в отряде N3 на одного осужденного составлял от 2, 6 до 2, 45 кв.м.
Кроме того, в отряде N2 согласно техническому паспорту имеются комната воспитательной работы (КВР) площадью 42, 9 кв.м, кухня - площадью 20, 4 кв.м, раздевалка 20, 2 кв.м, вещевая каптерка - площадью 15, 3 кв.м, туалет 12, 2 кв.м, умывальник 12, 4 кв.м.
В связи с изложенным, суд верно установил, что довод административного истца о том, что он не был обеспечен положенной нормой жилого помещения не нашел своего подтверждения в судебном заседании.
В 2018-2021 годах в помещениях ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области осуществлялись дератизация и дезинсекция в исправительном учреждении, что объективно подтверждается Государственными контрактами за указанные периоды.
Согласно материалам дела, общежитие отрядов, в котором отбывал наказание Харламов М.А, оборудовано в соответствии с требованиями Приказа ФСИН РФ Минюста России от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" двухъярусными кроватями, прикроватными тумбочками. Каждый осужденный обеспечен индивидуальным спальным местом. Жилые помещения обеспечены столами, табуретками, тумбочками, бачками для питьевой воды и другим инвентарем по установленным нормам.
Освещение в помещениях отряда имеется как естественное (в дневное время), так и искусственное, которое обеспечивается за счет светодиодных ламп, закупаемых ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области на основании регулярно заключаемых государственных контрактов.
Отопление общежитий учреждения осуществляет котельная, которая находится на балансе учреждения, температурный режим поддерживается не ниже 20 градусов по Цельсии, сбоев в работе котельной за период с 2013 по настоящее время не допущено.
Вентиляция обеспечивается за счет вентиляционных шахт с вытяжкой в каждой комнате, а в санузле также за счет проветривания через форточки, полы в санитарной комнате застелены напольной плиткой, в остальных помещениях линолеумом, решетки на окнах отсутствуют.
Данные обстоятельства подтверждаются справками ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области.
В период отбывания Харламовым М.А. наказания в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области приказами были утверждены распорядки дня для осужденных и графики работы исправительного учреждения (приказы от 27 марта 2017 года N103 "Об утверждении распорядка дня и графиков работы в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области", от 3 апреля 2018 года N132 "Об утверждении распорядка дня и графиков работы в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области", от 13 февраля 2019 года N 108 "Об утверждении распорядка дня и графиков работы в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области", от 13 февраля 2020 года N11 "Об утверждении распорядка дня и графиков работы в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области", от 15февраля 2021 года N84 "Об утверждении распорядка дня и графиков работы в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области), которыми утверждены распорядки для осужденных, графики работы парикмахерской, работы магазина, работы вещевой каптерки, работы столовой, работы бани для спецконтингента, работы библиотеки и т. д.
Исходя из вышеизложенного суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу, что осужденный Харламов М.А. был обеспечен индивидуальным спальным местом, ему была предоставлена возможность посещения парикмахерской, магазина, библиотеки и т.д.
В отряде N2 установлено санитарно-техническое оборудование: 9 унитазов, 12 умывальников, а в отряде N3 - 7 унитазов и 10 умывальников, о чем свидетельствует справка старшего инспектора ОКБИ и ХО Королёва А.В. от 25 февраля 2022 года Унитазы оборудованы ограждением (ширмой) высотой около 160 см от уровня пола и около 100 см между кабинами. В туалетных комнатах имеются форточки, обеспечивающие вентиляцию помещения. Полы в санкомнатах, стены в помывочных отделениях облицованы кафельной плиткой.
Согласно положений пунктов 2.5, 2.6, 2.8, 5.1 Инструкции по организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных, утвержденной Министерством юстиции РФ N 18/29-395, в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области имеется банно-прачечный комбинат (БПК), в котором осуществлялась помывка осужденных 2 раза в неделю, каждый отряд имел свое время. Баня оборудована комнатой-раздевалкой, двумя залами, в каждом из которых находилось 9 леек в первом зале и 11 во втором и 30 тазов с подставками. Осужденные заводились в банное помещение по очереди исходя из количества леек в бане.
Согласно Инструкции по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России", утвержденной Приказом Минюста СП-17-02 от 02 июня 2004 года N 130 - дсп, подвод горячего водоснабжения к общежитиям для осужденных не предусмотрен, поэтому довод административного истца об отсутствии горячего водоснабжения обоснованно не принят во внимание при разрешении возникшего спора.
Пунктом 9.11 и пунктом 12 указанной Инструкции установлены нормы уборных в мужских исправительных учреждениях: 1 унитаз на 15 осужденных и нормы умывальников: 1 на 10 человек.
Государственными контрактами N178 от 20 сентября 2017 года, N207 от 13 ноября 2017 года, N204 13 ноября 2020 года, N213 от 07 декабря 2020 года, N29 от 10 марта 2021 года, N48 от 02 апреля 2021 года, N112 от 21 сентября 2021 года, 14 декабря 2021 года N100150688121100131/159 подтверждается приобретение административным ответчиком электроматериалов (светильники, лампочки, кабели, гофрированные трубы, коробки распределений, щиты распределений, выключатели и прочее) для нужд исправительного учреждения.
Кроме того, административным ответчиком производилась закупка мебели для нужд осужденных, что усматривается из государственного контракта N94 от 17 мая 2017 года, N93 от 17 мая 2017 года, а также справки от 25 февраля 2022 года.
Также, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области осуществлялись меры по производству косметических и капитальных ремонтных работ помещений исправительного учреждения - зданий, в которых содержатся осужденные, что объективно подтверждается государственными контрактами за 2017, 2020, 2021 года, справкой от 02 марта 2022 года.
Согласно справке ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области от 25 февраля 2022 года, отопление общежитий учреждения, в которых содержатся осужденные, поддерживалось не ниже 20 градусов по Цельсии, сбоев в работе котельной, осуществляющей отопление за период с 2013 года по настоящее время не допускалось. Наличие деревянных окон присутствует, решетки на окнах не установлены. Душ в помещениях отрядов общежитий для осужденных не предусмотрен в силу приказа ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы".
Согласна материалам дела, подача воды за период с 2012 по 2021 годы в учреждение осуществлялась централизовано, на основании заключенных государственных контрактов на услуги холодного водоснабжения заключенных с компанией ОАО "Водоснабжение".
Из материалов дела следует, Решением Фроловского городского суда Волгоградской области от 22 июля 2019 года установлено, что в здании общежития с инвентарным N N, расположенного по "адрес", жилые и вспомогательные помещения требуют ремонта, зафиксированы повреждения внутренней отделки, протекает кровля, наличие грибковых образований, поражение ржавчиной систем водопровода и канализации, требуют замены окна в связи с износом, повреждено напольное покрытие. В связи с выявленными нарушениями условий содержания на ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу возложена обязанность устранить выявленные нарушения, а именно: в отряде N2, расположенном на втором этаже здания, в спальном помещении N1 - нарушения внутренней отделки пола, стен, следов протечек кровли на потолке; в спальном помещении N2 - нарушение внутренней отделки пола, стен, потолка и плесневых поражений на наружной стене; в спальном помещении N3 - нарушения внутренней отделки пола, стен, потолка; в комнате воспитательной работы - изношенность покрытия пола, стен, потолка; в раздевалке, сушилке, комнате приема пищи - общую изношенность внутренней отделки, поражение ржавчиной системы водопровода и канализации; в санузле - нарушения внутренней отделки пола, стен, потолка, следы протекания крыши и поражения плесневым грибом, поражение системы водопровода и канализации ржавчиной, а также произвести замену деревянных окон в помещении отряда: комнаты N1-8, 10, 11, спальной секции N2, бытовой комнаты, умывальной комнаты, санузла, комнаты СКО, спальной секции N3, кабинета, кабинета завхоза, спальной секции N1.
Таким образом, вступившим в законную силу судебным актом установлен тот факт, что в здании общежития, а именно в отряде N 2 имеются нарушения внутренней отделки помещений, наличие плесневого грибка, повреждение систем водопровода и канализации ржавчиной, а также состояние окон, что свидетельствует о невыполнении ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области установленных - санитарно-гигиенически и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных, за что в силу ч. 3 ст. 101 УИК РФ администрация учреждения несет ответственность.
Документы, послужившие основанием для вынесения данного решения, были составлены именно в период отбывания Харламовым М.А. наказания в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области.
Доказательств исполнения решения Фроловского городского суда Волгоградской области от 22 июля 2019 года административным истцом не представлено.
Рассматривая доводы истца об отсутствии возможности обеспечить приватность уединения при посещении туалета, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об их необоснованности, приняв во внимание справку заместителя начальника учреждения о том, что туалеты оборудованы ограждением (ширмой), высота которого составляет около 160 см от уровня пола и около 100 см между кабинками.
Как следует из материалов дела, судом апелляционной инстанции по ранее рассмотренному административному делу по административному исковому заявлению Патрашенко В.А. к ФСИН России, УФСИН России по Волгоградской области, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области о принуждении компенсации за нарушение условий конвоирования и содержания в исправительных учреждениях (апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 19 мая 2022 года по делу N 33а-4989/2022 (2а-107/2022) указаны те же обстоятельства, что и в административном исковом заявление Харламова М.А, о том, что санитарные узлы в отряде N 2 на момент предъявления административного иска не были оборудованы санитарными экранами и дверьми, обеспечивающими требования приватности при их использовании.
Также согласно материалам дела, что Харламов М.А. и Патрашенко В.А. одновременно содержались в отряде N2 ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области.
Таким образом, содержание административного истца в условиях, не соответствующих установленным нормам, повлекло нарушение его прав, гарантированных законом, и само по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, что в соответствии с приведенными выше правовыми нормами является основанием для частичного удовлетворения заявленных Харламовым М.А. требований о присуждении компенсации за нарушение условий содержания.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении санитарных условий содержания истца по месту отбывания наказания в виде лишения свободы в помещении отряда N 2 в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Волгоградской области и о взыскании в его пользу компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 40 000 рублей.
При рассмотрении административного иска судом апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателей жалобы в нижестоящих судебных инстанциях, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителями не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 28 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 21 ноября 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи А.Е. Русаков В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.