Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Русакова А.Е, Шелудько В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы администрации Кореновского городского поселения Кореновского района Шутылева М.О, поступившую в суд первой инстанции 19 сентября 2022 года, на решение Кореновского районного суда Краснодарского края от 24 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 26 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Кореновского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кореновского городского поселения Кореновского района и МУП Кореновского городского поселения Кореновского района "Регулируемый оператор" о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, муниципального унитарного предприятия по оборудованию площадки накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителей ООО "Регулируемый оператор" по доверенности Поволоцкой С.Н. и Боковой Н.А, прокурора третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шаповаловой О.Ю, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Кореновского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Кореновского городского поселения Кореновского района и МУП Кореновского городского поселения Кореновского района "Регулируемый оператор" о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, муниципального унитарного предприятия по оборудованию площадки накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.
Решением Кореновского районного суда Краснодарского края от 24 января 2022 года административное исковое заявление удовлетворено.
Признано незаконным бездействие администрации Кореновского городского поселения Кореновского района, МУП КГП КР "Регулируемый оператор", выразившееся в непринятии мер по обустройству площадки временного накопления отходов на земельном участке, расположенном по адресу: "адрес", в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Суд обязал администрацию Кореновского городского поселения Кореновского района обустроить территорию площадки временного накопления твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес", в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно:
- в месте накопления твердых коммунальных отходов на открытой площадке на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес" оборудовать ливневую канализацию;
- на поверхности площадки временного накопления твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером N расположенном по адресу: "адрес" обеспечить твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка);
- поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытой площадке на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес", защитить от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрыть брезентом, оборудовать навесом).
Суд обязал муниципальное унитарное предприятие Кореновского городского поселения Кореновского района "Регулируемый оператор" при эксплуатации территории места (площадки) временного накопления твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес" обеспечить соблюдение требований природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно:
- складировать отходы IV класса опасности, твердые коммунальные отходы, в виде специально спланированных отвалов и насыпей;
- не допускать размещение твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес" в отсутствие лицензии;
- обеспечить передачу масс твердых коммунальных отходов на постоянной основе на конечный пункт размещения твердых коммунальных отходов согласно территориальной схемы обращения с отходами Краснодарского края, утвержденной приказом Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края от 16.01.2020 N 19 (ред. от 03.07.2020).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 26 мая 2022 года оставлено без изменения решение Кореновского районного суда Краснодарского края от 24 января 2022 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, глава Кореновского городского поселения Кореновского района Шутылев М.О. просит решение суда первой и апелляционной инстанции отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований прокурора.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители ООО "Регулируемый оператор" по доверенности Поволоцкая С.Н. и Боковая Н.А. поддержали доводы кассационной жалобы, настаивали на отмене обжалуемых судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора.
В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шаповалова О.Ю. доводам кассационной жалобы возражала, просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно материалам дела, из содержания административного искового заявления усматривается, что прокуратурой Кореновского района по заданию прокуратуры Краснодарского края проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
В ходе проверки при осмотре 30 декабря 2020 года территории земельного участка с кадастровым номером N площадью 54856 кв.м, относящегося к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, специальной деятельности, расположенного по адресу: "адрес", выявлено, что на нем осуществляется складирование твердых коммунальных отходов с рушением природоохранного законодательства, он не оборудован в соответствии с установленными санитарными требованиями, что создает угрозу причинения вреда окружающей среде.
В месте временного накопления отходов ТКО на территории Кореновского района в границах земельного участка с кадастровым номером N накопление отходов осуществляется без обеспечения безопасных для окружающей среды условий временного хранения отходов, а именно: поверхность хранящихся насыпью отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров; поверхность площадки не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, ограждение по периметру.
Таким образом, место временного накопления отходов на земельном участке с кадастровым номером N не оборудовано в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и СанПиН 2.1.7.1322-03 Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления".
Кроме того, на земельном участке с кадастровым номером N выявлены нарушения постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 мая 2001 года N16 от 30.05.2001 N16 "О введении в действие санитарных правил" (вместе с "СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила") (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 26.07.2001 N 2826).
Полигон (сооружение) для размещения твердых бытовых отходов является муниципальной собственностью администрации Кореновского городского поселения Кореновского района, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества Кореновского городского поселения Кореновкого района на недвижимое имущество от 14 октября 2020 года N 55.
В собственности Кореновского городского поселения Кореновского района также находится земельный участок с кадастровым номером N площадью 54856 кв.м, относящийся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, специальной деятельности, расположенный по адресу: Краснодарский край, Кореновский район, 4500 м. северо-западнее города Кореновска.
Приказом Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края от 16.01.2020 года N19 (ред. от 03.07.2020) "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Краснодарского края" утверждена территориальная схема обращения с отходами в Краснодарском крае, предусматривающая место временного накопления отходов ТКО 1 территории Кореновского района в границах земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 5, 5 га.
С 01 января 2020 года эксплуатирующей организацией, осуществляющей накопление отходов на земельном участке с кадастровым номером N, является МУП Кореновского городского поселения Кореновского района "Регулируемый оператор".
В целях устранения выявленных нарушений законов об отходах производства и потребления прокурором района 30.06.2020, а также 03.11.2020 директору ООО "Регулируемый оператор" вносились представления. Однако выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд первой инстанции, пришел к верному выводу о том, что в нарушение требований санитарных правил в месте временного накопления твердых коммунальных отходов в границах земельного участка с кадастровым номером N накопление данных отходов осуществляется без обеспечения безопасных для окружающей среды условий.
Таким образом, место временного накопления отходов на земельном участке с кадастровым номером N не оборудовано в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и п.п. 220, 221, 223 СанПиН 1.3684-21.
Кроме того ООО "Регулируемый оператор" при эксплуатации площадки временного накопления отходов в границах земельного участка с кадастровым номером N допускает размещение твердых коммунальных отходов.
Между ООО "Регулируемый оператор" (заказчик) и ООО "ДМК" (исполнитель) заключены договора N Ко 36 от 01 декабря 2019 года, от 01 июля 2020 года N Ко 36 на оказание услуг по сбору и вывозу отходов.
Факт исполнения договоров подтверждается актами выполненных работ (акт N 35 от 25 июня 2020 года, акт N 722 от 31 июля 2020 года, акт N911 от 31 октября 2020 года).
ООО "Регулируемый оператор" фактически осуществляется размещение твердых коммунальных отходов на спорном земельном участке, при отсутствии лицензии на осуществление деятельности по размещению твердых коммунальных отходов, что является нарушением п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В силу части 6 и части 7 статьи 12 Закона N 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Вышеуказанная площадка накопления отходов не внесена в государственный реестр объектов размещения отходов, лицензии на размещение отходов ГУ класса опасности у ООО "Регулируемый оператор" не имеется, в связи с чем, размещение отходов на земельном участке с кадастровым номером N недопустимо.
За несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления должностное и юридическое лицо ООО "Регулируемый оператор" привлечены к административной ответственности по части 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" алее ? Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения носится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному топлению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
На основании п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее ? Закон N 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Аналогичные положения закреплены в части 2 статьи 5 Закона Краснодарского края от 01.03.2000 года N245-КЗ "Об отходах производства и потребления".
В силу пункта 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
Согласно статье 13 Закон N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с Законом N 89-ФЗ.
На основании статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, размещение отходов I - IV классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования ? градостроительных регламентов, строительных, экологических, ? санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Исходя из вышеизложенного суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к верному выводу об удовлетворении административных исковых требований, поскольку непринятие администрацией Кореновского городского поселения Кореновского района, ООО "Регулируемый оператор" мер пообеспечению соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кореновского районного суда Краснодарского края от 24 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 26 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 17 ноября 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи А.Е. Русаков В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.