Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по гражданскому делу N75RS0001-02-2021-006944-67 (2-5204/2021) по иску первого заместителя прокурора Забайкальского края в интересах ФИО3 к Управлению Федеральной службе судебных приставов России по Забайкальскому краю, Федеральной службе судебных приставов России об возложении обязанности внести изменении в приказ об увольнении путем включения в стаж работы в органах, произвести перерасчет пособия при увольнении
по кассационной жалобе Федеральной службы судебных приставов России на решение Центрального районного суда г. Читы от 10 ноября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 28 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В, возражавшего удовлетворению кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Первый заместитель прокурора Забайкальского края обратился в суд в интересах ФИО1 В.А. к Управлению Федеральной службе судебных приставов России по Забайкальскому краю (далее- УФССП по Забайкальскому краю), Федеральной службе судебных приставов России (далее- ФССП России) о возложении обязанности внести изменении в приказ об увольнении путем включения в стаж работы в органах, произвести перерасчет пособия при увольнении.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной проверки установлено нарушение прав ФИО8 на льготное пенсионное обеспечение. На основании приказа от 25 июня 2021 г. N ФССП России ФИО9 состоящий в должности ведущего дознавателя Читинского районного отделения судебных приставов г. Читы Управления ФССП по Забайкальскому краю, уволен со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах принудительного исполнения. Из стажа за выслугу лет полностью исключены периоды работы ФИО10. на аттестованных должностях следователя прокуратуры Ононского района, Даурской транспортной прокуратуры и прокуратуры Забайкальского района Читинской области в органах прокуратуры с 15 января 2003 г. по 13 июля 2007 г, что, по мнению прокурора, является необоснованным, поскольку согласно ранее действовавшего законодательства, понятием "прокурор" охватывались все должностные лица прокуратуры Российской Федерации, в том числе должности следователя, которые до сентября 2007 года находились в структуре прокуратуры РФ.
Согласно справке МСЭ-2019 N от 26 апреля 2021 г. ФИО11 является инвалидом "данные изъяты" группы по общему заболеванию ("данные изъяты").
Прокурор, с учетом уточнения исковых требований просил суд возложить на ФССП России внести изменения в приказ об увольнении от 25 июня 2021 г. путем включения в стаж работы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения периода работы ФИО12 в органах прокуратуры с 15 января 2003 г. по 13 июля 2007 г. в должности следователя прокуратуры Ононского района, Даурской транспортной прокуратуры и прокуратуры Забайкальского района, обязать ФССП России и УФССП по Забайкальскому краю произвести перерасчет и выплату единовременного пособия при увольнении, в соответствии ст. 36 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесения изменений в отдельные законодательные акты" в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включить период обучения по основной образовательной программе среднего профессионального образования по очной форме с 1 ноября 1999 г. по 1 декабря 1999 г. в профессиональном училище N 11 г. Краснокаменск, а также период обучения в Сретенском ПОУ с 28 сентября 1994 г. по 21 декабря 1994 г.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 10 ноября 2021 г, иск удовлетворен частично. Суд возложил на ФССП России обязанность внести изменения в приказ об увольнении истца от 25 июня 2021 г. путем включения в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения периода работы истца с 15 января 2003 г. по 4 марта 2007 г. в должности следователя прокуратуры Ононского района, в должности следователя Даурской транспортной прокуратуры и в должности следователя прокуратуры Забайкальского района. Суд возложил на ответчиков обязанность произвести перерасчет и выплату единовременного пособия при увольнении. В удовлетворении остальной части иска суд отказал.
Дополнительным решением Центрального районного суда г. Читы от 6 апреля 2022 г. резолютивная часть решения Центрального районного суда г. Читы от 10 ноября 2021 г. дополнена положением о возложении обязанности на ФССП России включить стаж службы истца в льготном исчислении в соответствии с подп. "г" п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" период работы истца с 15 января 2003 г. по 4 марта 2007 г. в должности следователя прокуратуры Ононского района, в должности следователя Даурской транспортной прокуратуры и в должности следователя прокуратуры Забайкальского района.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам от 28 июня 2022 г. решение Центрального районного суда г. Читы от 10 ноября 2021 г. в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в льготном исчислении в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения периода работы ФИО13 с 5 марта 2007 г. по 13 июля 2007 г. отменено, с принятием в данной части нового решения, которым указанные исковые требования удовлетворены, суд возложил на ФССП России обязанность внести изменения в приказ об увольнении от 25 июня 2021 г. путем включения в льготном исчислении в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения периода работы истца с 5 марта 2007 г. по 13 июля 2007 г. в должности помощника прокурора Забайкальского района Читинской области. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель ФССП России, ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения как незаконных, ссылаясь на то, что судами неправильно применены нормы права, регулирующие спорные отношения, поскольку положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 работа прокурором засчитывается в стаж сотрудникам органов принудительного исполнения в календарном исчислении, а подп. "г" п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" на истца не распространяется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что доводы жалобы заслуживают внимания.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции были допущены такие нарушения и они выразились в следующем.
Как установлено судами и следует из материалов дела, материальный истец ФИО14 ранее состоял в должности ведущего дознавателя Читинского районного отделения судебных приставов г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю, со званием лейтенант внутренней службы, на основании приказа от 25 июня 2021 г. N ФССП России был уволен со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах принудительного исполнения.
Из указанного приказа следует, что его выслуга лет по состоянию на 25 июня 2021 г. составляет: в календарном исчислении - 15 лет 03 месяца 17 дней, в льготном исчислении - 15 лет 09 месяцев 29 дней. Выслуга лет для выплаты единовременного пособия при увольнении ? 15 лет 03 месяца 17 дней.
Из представления к увольнению со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации от 15 июня 2021 г. усматривается, что стаж службы (выслуга лет) С.В.А. для назначения пенсии по состоянию на 10 июня 2021 г. в календарном исчислении составляет 19 лет 04 месяца 04 дня, в льготном - 22 года 00 месяцев 27 дней. Общая продолжительность службы для выплаты единовременного пособия при увольнении на 10 июня 2021 г. составляет 19 лет 04 месяца 04 дня.
Согласно сведениям, имеющимся в справке о стаже N у него имеются следующие периоды работы и иной деятельности:
-с 4 января 1995 г. по 15 октября 1996 г. он проходил срочную службу в Вооруженных силах Российской Федерации;
-с 15 января 2003 г. по 13 июля 2007 г. - помощник прокурора Забайкальского района, Прокуратура Читинской области;
-с 28 апреля 2008 г. по 19 мая 2008 г. судебный пристав - исполнитель Центрального районного отдела судебных приставов г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю;
-с 19 мая 2008 г. по 22 января 2010 г. - главный специалист-эксперт (дознаватель) Читинского районного отдела судебных приставов г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю;
-с 22 января 2010 г. по 1 февраля 2014 г. - ведущий специалист-эксперт
(дознаватель) отдела организации дознания и административной практики УФССП России по Забайкальскому краю;
-с 1 февраля 2014 г. по 31 мая 2020 г.- ведущий специалист-эксперт (дознаватель) отдела организации дознания УФССП России по Забайкальскому краю;
-с 1 июня 2020 г. по н.в. - ведущий дознаватель Читинского районного отделения судебных приставов г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю.
Из трудовой книжки истца усматривается, что он занимал аттестованные должности юриста 3 класса (приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 5 апреля 2005 г. N) в органах прокуратуры Читинской области, а именно:
с 15 января 2003 г. - следователя прокуратуры Ононского района (приказ N от 14 января 2003г.);
с 30 августа 2004 г. - следователя Даурской транспортной прокуратуры (приказ N от 24 августа 2004 г.);
с 30 мая 2005 г. - следователя прокуратуры Забайкальского района (приказ N от 25 мая 2005г.);
с 5 марта 2007 г. С.В.А. на основании приказа от 3 марта 2007 г. N переведен на должность помощника прокурора Забайкальского района, с которой уволен 13 июля 2007 г. в связи с сокращением штата работников.
Период прохождения службы истцом в органах прокуратуры Читинской области с 15 января 2003 г. по 13 июля 2007 г. в соответствии с пп. "г" п. 3 постановления Совета Министров-Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 (приложение 1 разд. II) в календарном исчислении составляет 04 г. 05 мес. 28 дн, в льготном - 06 л. 08 мес. 27 дн, что следует из ответа прокуратуры от 14 января 2020 г.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, исходил из недопущения ухудшения положения истца и восстановления его прав на льготное пенсионное обеспечение, поскольку в период с 15 января 2003 г. по 29 августа 2004 г. он занимал должность следователя прокуратуры Ононского района, с 30 августа 2004 г. по 29 мая 2005 г. должность следователя Даурской транспортной прокуратуры и с 30 мая 2005 г. по 4 марта 2007 г. должность следователя прокуратуры Забайкальского района Читинской области, указав, что период работы С.В.А. с 5 марта 2007 г. по 13 июля 2007 г. в должности помощника прокурора Забайкальского района не подлежит включению в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения, поскольку должности помощников прокурора не поименованы в п. 7 ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Кроме того, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований истца о включении в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения периода обучения истца по очной форме с 1 ноября 1999 г. по 1 декабря 1999 г. по программе подготовки водителей автотранспортных средств категории "Е" в профессиональном училище N11 г. Краснокаменск, и с 28 сентября 1994 г. по 21 декабря 1994 г. по программе "Вождение транспортными средствами категории "В, С" в Сретенском ПОУ, поскольку обучение по указанным программам не относится к обучению по основным общеобразовательным программам среднего профессионального образования, дипломы о среднем профессиональном образовании по окончании обучения не выдавались.
Суд первой инстанции в дополнительном решении указал на то, что включенные в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения периоды работы С.В.А. с 15 января 2003 г. по 29 августа 2004 г. в должности следователя прокуратуры Ононского района, с 30 августа 2004 г. по 29 мая 2005 г. в должности следователя Даурской транспортной прокуратуры и с 30 мая 2005 г. по 4 марта 2007 г. в должности следователя прокуратуры Забайкальского района Читинской области подлежат включению в выслугу лет на льготных условиях, исходя из положений п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям", п. 2 Положения "Об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям", абз. 10 пп. "г" п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации".
Суд апелляционной инстанции соглашаясь с включением периодов работы в должности следователя прокуратуры в льготном исчислении, не согласился с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований в части включения в стаж в льготном исчислении в органах принудительного исполнения периода период работы С.В.А. в должности помощника прокурора Забайкальского района Читинской области, по следующим основаниям.
Период прохождения службы С.В.А. в органах прокуратуры Читинской области с 15 января 2003 г. по 13 июля 2007 г. подтверждается записью в трудовой книжке, которая имеет ссылку на приказ от 14 января 2003 г. N Аналогичная информация содержится в справке о стаже, составленной УФССП России по Забайкальскому краю.
Согласно ст. 54 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1"О прокуратуре Российской Федерации" прокурор - Генеральный прокурор Российской Федерации, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции.
Из содержания п. 1 ст. 40.4 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" следует, что лицо, впервые назначаемое на должность прокурора, принимает присягу прокурора. С.В.А. принял присягу 5 апреля 2005 г, что подтверждается сведениями о присяге из личного дела.
Согласно условиям трудового договора от 5 марта 2007 г. N и приказу прокурора Забайкальского района от 15 мая 2007 г. N "О распределении должностных обязанностей между работниками прокуратуры Забайкальского района" истец осуществлял должностные обязанности прокурора, имея классный чин юрист 3 класса.
В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 10 февраля 1999 г. N31-ФЗ, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, возглавляют соответствующие прокуроры. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров - криминалистов, прокуроров-криминалистов, а также старших следователей и следователей (в прокуратурах городов - следователей по особо важным делам) и их помощников.
Таким образом, под прокурорскими работниками понимаются прокуроры и следователи, а также другие работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания), в том числе, следователи и помощники прокурора.
При таких обстоятельствах, по мнению, суда апелляционной инстанции, учитывая положения Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" понятием "прокурор" охватывались все должностные лица прокуратуры Российской Федерации, в том числе должности следователя, которые до сентября 2007 года находились в структуре прокуратуры РФ. К этой же категории относится и должность помощника прокурора Забайкальского района Читинской области, которую занимал С.В.А. в спорный период.
Частью 3 ст. 36 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что в стаж службы (выслуга лет) в органах принудительного исполнения в льготном исчислении засчитываются, в том числе периоды прохождения сотрудником службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, в соответствии с перечнями указанных районов и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, с учетом вышеуказанных норм, а также положений Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941, пришел к выводу о том, что стаж работы материального истца С.В.А. с 5 марта 2007 г. по 13 июля 2007 г. в должности помощника прокурора Забайкальского района Читинской области подлежит включению в льготном исчислении в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в льготном исчислении в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения периода работы С.В.А. с 5 марта 2007 г. по 13 июля 2007 г, с принятием по делу нового решения, с возложением обязанности на Федеральную службу судебных приставов России внести изменения в приказ об увольнении от 25 июня 2021 г. путем включения в льготном исчислении в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения периода работы истца с 5 марта 2007 г. по 13 июля 2007 г. в должности помощника прокурора Забайкальского района Читинской области.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела нормы материального права применил неправильно.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (ст. 7, ч. 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, ч. 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил их исчисления, оснований и условий приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (ст. 39, ч. 2).
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее также - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1), который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.
Пунктом "а" ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993г. N 4468-1 установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, в том числе, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более.
Федеральная служба судебных приставов перешла на иной вид государственной службы в связи со вступлением в силу с 1 января 2020 г. Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу положений ст. 68 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудника и членов его семьи и стаж службы в органах принудительного исполнения, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации, следовательно, и в соответствии с вышеупомянутым Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Статьей 36 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что стаж службы (выслуга лет) в органах принудительного исполнения исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в том числе, в целях назначения пенсии за выслугу лет, выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления иных социальных гарантий.
Согласно ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются, в том числе:
период замещения гражданином должностей прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов;
время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органах принудительного исполнения по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения образования соответствующего уровня, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы;
Часть 3 указанной ст. 36 предусматривает, что в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения в льготном исчислении засчитываются периоды прохождения сотрудником службы:
в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, в соответствии с перечнями указанных районов и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;
во вредных условиях на должностях в органах принудительного исполнения - по перечню должностей, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии же с ч. 4 ст. 36 названного Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения для назначения пенсии за выслугу лет - включаются периоды, указанные в ч. ч. 2 и 3 настоящей статьи, ч. 14 ст. 92 настоящего Федерального закона, а также периоды, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (в календарном или льготном исчислении) (п. 1), а для выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника - периоды, указанные в ч. 2 настоящей статьи, в ч. 14 ст. 92 настоящего Федерального закона (в календарном исчислении).
Таким образом, для назначения пенсии за выслугу лет и для назначения единовременного пособия при увольнении сотрудника законом предусмотрены различные периоды, кроме того предусмотрен и различный порядок - для пенсии за выслугу лет в календарном или льготном исчислении, для выплаты единовременного пособия периоды, указанные в ч. 2 настоящей статьи, в ч. 14 ст. 92 настоящего Федерального закона (в календарном исчислении).
Между тем, приходя к выводу о возложении на ФССП России обязанности внести изменения в приказ об увольнении истца от 25 июня 2021 г. путем включения в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения периода работы истца в должностях следователя и помощника прокурора прокуратуры Забайкальского района и произвести перерасчет и выплату единовременного пособия при увольнении, суды не мотивировали какие периоды и в каком порядке (календарном или льготном) засчитываются для установления истцу пенсии за выслуг лет, а какие и в каком порядке - для выплаты единовременного пособия при увольнении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" был утвержден Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации.
Согласно п. 1(5) указанного Постановления, в выслугу лет для назначения пенсии лицам начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации, уволенным со службы после 1 января 2020 г, помимо периодов, указанных в п. 1 настоящего постановления, засчитываются в календарном исчислении, в том числе, период замещения гражданином должностей прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.
Приходя к выводу о том, что в соответствии с ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также положений Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, стаж работы материального истца С.В.А. в должности следователя и помощника прокурора Забайкальского района Читинской области подлежит включению в льготном исчислении в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения, суд апелляционной инстанции не учел следующее.
В утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 г. N 1946 Перечне районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР - Читинская область не значится, в Забайкальском крае к такой местности отнесены только муниципальные районы: Тунгиро-Олекминский, Тунгокоченский; Каларский муниципальный округ.
Пунтом 3 Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации, засчитывать на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца (подпункт "г") в отдаленных местностях Российской Федерации согласно Приложению N 1 (раздел II, с указанных в этом разделе сроков).
Согласно разделу II Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 к отдаленным местностям, в которых служба засчитывается в выслугу лет на льготных условиях - один месяц службы за полтора месяца относится Читинская область
для сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации - с 1 января 2020 г.
Между тем, суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводом суда первой инстанции о правильности применения положение подп. "г" п. 3 указанного Постановления Правительства Российской Федерации, не мотивировал зачет периодов службы истца в льготном исчислении, которые относятся к периоду до 1 января 2020 г.
Согласно ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В силу ч. 1 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Кроме того, исходя из положений ст.ст. 67, 71, 195 - 198, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требования относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные ст. 2 названного кодекса.
Обжалуемые судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов кассатора, что согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены апелляционного определения и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 28 июня 2022 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции- Забайкальский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.