Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 ноября 2005 г. N А56-23925/04
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 мая 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Морозовой Н.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от индивидуального предпринимателя Востриковой Ирины Павловны и ее представителя адвоката Поповой И.В. (ордер от 17.11.2005 N 061894),
рассмотрев 17.11.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Сосновый Бор Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.07.2005 по делу N А56-23925/04 (судья Пилипенко Т.А.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Сосновый Бор Ленинградской области (после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Сосновый Бор Ленинградской области; далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с предпринимателя Востриковой Ирины Павловны 26 438 руб. 40 коп. единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) за 2003 год, 2 726 руб. 91 коп. пеней за его несвоевременную уплату, а также 5 287 руб. 68 коп. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда первой инстанции от 18.10.2004 (судья Пилипенко Т.А.) в удовлетворении заявленных требований Инспекции отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.02.2005 решение суда от 18.10.2004 отменено. Суд взыскал с предпринимателя 26 438 руб. 40 коп. ЕНВД, 2 184 руб. 89 коп. пеней и 5 287 руб. 68 коп. штрафа. Требование налогового органа в части взыскания с Востриковой И.П. 542 руб. 12 коп. пеней оставлено без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.05.2005 решение суда первой инстанции от 18.10.2004 и постановление апелляционной инстанции от 28.02.2005 отменены в части взыскания с предпринимателя 33910 руб. 97 коп. единого налога на вмененный доход, пеней и штрафа. В этой части дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В остальной части постановление апелляционной инстанции от 28.02.2005 оставлено без изменения.
Решением суда от 21.07.2005 в удовлетворении заявленных требований Инспекции отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда первой инстанции от 21.07.2005 и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, Вострикова И.П. при исчислении ЕНВД неправомерно применяла показатель базовой доходности - 6000 руб. в месяц с наименованием физического показателя "торговое место", тогда как ей следовало применять базовую доходность, установленную для лиц, ведущих торговлю через объекты стационарной сети, имеющие "торговые залы".
Кроме того, как указывает Инспекция, изменения, внесенные Областным законом от 21.11.2002 N 49-ОЗ "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Ленинградской области" (далее - Областной закон N 49-ОЗ) не ухудшили положение налогоплательщика, поскольку не изменили ни системы налогообложения, ни налоговых ставок.
В судебном заседании предприниматель и его представитель представили отзыв и просили оставить решение суда без изменения.
Инспекция о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения предпринимателем Востриковой И.П. правильности исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход за период с 01.01.2003 по 31.12.2003, результаты которой отражены в акте от 16.03.2004 N 05/76.
На основании материалов проверки налоговый орган принял решение от 31.03.2004 N 05/140 о доначислении предпринимателю 29 105 руб. 40 коп. единого налога на вмененный доход, начислении 2 184 руб. 89 коп. пеней за его несвоевременную уплату (на 31.03.2004), а также о привлечении Востриковой И.П. к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 5 287 руб. 68 коп. штрафа.
Как установлено налоговым органом, предприниматель Вострикова И.П. осуществляла в период с 01.01.2003 по 14.04.2003 розничную торговлю товарами "сэконд-хэнд" в арендуемом помещении с торговой площадью зала 33,8 кв. м, расположенном по адресу: город Сосновый Бор. ул. Высотная, д. 7 (договор аренды помещения от 31.01.2002 N 34дс/2002), а с 14.04.2003 - в арендуемом помещении с площадью торгового зала 27,8 кв. м, расположенном по адресу: город Сосновый Бор, ул. Красных Фортов, д. 33 (договор аренды помещения от 05.06.2003 N 168ар/2003).
По мнению Инспекции, Вострикова И.П. при исчислении ЕНВД должна применять физический показатель - "торговый зал", а не "торговое место".
На основании решения от 31.03.2004 N 05/140 налоговый орган направил предпринимателю требования об уплате налога и налоговой санкции от 31.03.2004 N 1503 и N 83.
Поскольку в добровольном порядке требования исполнены не были, Инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При новом рассмотрении дела, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что налоговый орган не представил доказательств отнесения арендуемых предпринимателем помещений к объектам стационарной торговой сети.
Кассационная инстанция считает такой вывод суда первой инстанции правильным.
Согласно пункту 1 статьи 346.28 НК РФ плательщиками единого налога на вмененный доход являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.
В соответствии со статьей 1 Областного закона от 21.11.2002 N 49-ОЗ "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Ленинградской области" (далее - Областной закон N 49-ОЗ) плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Ленинградской области предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 кв. м, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.
Объектом обложения единым налогом согласно статье 346.29 НК РФ признается вмененный доход налогоплательщика. Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Для исчисления суммы единого налога при осуществлении розничной торговли используются физические показатели и базовая доходность.
При осуществлении розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, базовая доходность равна 1 200 руб. в месяц, а при осуществлении розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, и розничной торговли, осуществляемой через объекты нестационарной торговой сети, - 6000 руб. в месяц.
Согласно статье 346.27 НК РФ стационарная торговая сеть - это торговая сеть, расположенная в специально оборудованных, предназначенных для ведения торговли зданиях (их частях) и строениях. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям. К данной категории торговых объектов относятся магазины, павильоны и киоски. Нестационарная торговая сеть - торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также иные объекты организации торговли, не относимые в соответствии с требованиями статьи 346.27 НК РФ к стационарной торговой сети.
В целях применения главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации к правоустанавливающим и инвентаризационным документам относятся имеющиеся у налогоплательщика на объект стационарной торговой сети документы, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта (технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды)).
Согласно договорам аренды от 31.01.2002 N 34дс/2002 и от 05.06.2003 N 168ар/2003 предприниматель арендует 24,6 и 27,8 кв. м торговой площади.
Осмотр и обследование помещений налоговый орган не производил.
Однако согласно актам осмотра от 20.08.2004, проведенного предпринимателем с участием свидетелей, от участия в котором налоговый орган уклонился, арендуемые помещения (город Сосновый Бор, ул. Высотная, дом 7 и ул. Красных Фортов, дом 33) представляют собой "подвальные помещения, которые имеют общий вход с помещением мусоросборника, в котором отсутствуют окна, вентиляция, отопление, канализация, водоснабжение, подсобных помещений нет".
Согласно ГОСТ Р 51303-99 "Торговля, Термины и определения" стационарная торговая сеть - торговая сеть, расположенная в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли в зданиях и строениях. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, имеющие замкнутый объем, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям (пункт 14). Нестационарная торговая сеть - торговая сеть, функционирующая на принципах разносной и развозной торговли (пункт 15).
К нестационарной торговой сети относится торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли (статья 346.27 НК РФ). Применение физического показателя "торговое место" допустимо в случае осуществления розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, и через нестационарную торговую сеть, которые неприменимы в данном случае по изложенным основаниям.
Помимо этого, как обоснованно указывает суд первой инстанции, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 19.06.2003 N 11-П, на индивидуальных предпринимателей - субъектов малого предпринимательства распространяется гарантия, закрепленная абзацем вторым части первой статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", согласно которому в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действующими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Поэтому новая норма налогового законодательства не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования на основании абзаца второго части первой статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
Норма абзаца второго части первой статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" направлена на регулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение указанного периода стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них. Действие этой гарантии - в силу вытекающего из Конституции Российской Федерации принципа стабильности условий хозяйствования - распространяется и на введение законодателем новых налогов и сборов.
Следовательно, установив в абзаце втором части первой статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" период, до истечения которого на индивидуальных предпринимателей - субъектов малого предпринимательства не распространяются изменения налогового законодательства, создающие для них менее благоприятные условия, законодатель воспользовался своим дискреционным полномочием и в дальнейшем не вправе произвольно отказаться от уже предоставленной юридической гарантии.
В данном случае, Вострикова И.П. с момента ее государственной регистрации (с 04.06.2001) арендует указанные помещения для торговли товарами "секонд-хенд" и в период с 2001 по 2002 годы уплачивала единый налог на вмененный доход по виду деятельности "розничная торговля товарами "Сэконд-хэнд", исходя из физического показателя "торговое место" и базовой доходности 36 000 руб. в год в соответствиями с положениями Закона Ленинградской области от 26.11.99 N 61-оз "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Ленинградской области" (с изменениями и дополнениями).
Ранее налоговый орган до 2003 года считал такой расчет правомерным.
В соответствии с Областным законом N 49-ОЗ и главой 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации, при осуществлении розничной торговли через объекты нестационарной торговой сети, расчет ЕНВД подлежит начислению с учетом физического показателя - "торговое место", базовой доходности - 6000 руб. в месяц и корректирующего коэффициента - 0,8.
Таким образом, поскольку с внесением изменений в налоговое законодательство, увеличен физический показатель - "торговое место", а следовательно, увеличилось и налоговое бремя налогоплательщика, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что на индивидуальных предпринимателей - субъектов малого предпринимательства в течение первых четырех лет предпринимательской деятельности не распространяются изменения налогового законодательства, создающие для них менее благоприятные условия.
Более того, Министерство финансов Российской Федерации в письме от 03.03.2005 N 03-06-05-04/49 разъяснило порядок применения отдельных положений главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации. В нем прямо указано, что "в целях применения главы 26.3 Кодекса к правоустанавливающим и инвентаризационным документам относятся имеющиеся у налогоплательщика на объект стационарной торговой сети документы, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта (технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) и т.п.). Если используемое помещение для осуществления розничной торговли не соответствует установленному главой 26.3 Кодекса понятию магазина, то его следует рассматривать как объект нестационарной торговой сети. При этом торговые точки, используемые для розничной торговли, относятся к нестационарной торговой сети по признаку иных объектов, в которых осуществляется торговля, не относимых в соответствии с требованиями главы 26.3 Кодекса к стационарной торговой сети (например, в здании (его части), которое не является местом, специально приспособленным для ведения торговли). В этом случае на основании статьи 346.29 Кодекса исчисление единого налога на вмененный доход производится с использованием показателя базовой доходности - торговое место".
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.07.2005 по делу N А56-23925/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Сосновый Бор Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Л.Б. Мунтян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 ноября 2005 г. N А56-23925/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника