Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 ноября 2005 г. N А56-8342/2005
Резолютивная часть постановления оглашена 09.11.2005.
Полный текст постановления изготовлен 14.11.2005.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Асмыковича А.В., Ломакина С.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Санкт-Петербургу Зубовой С.Ю. (доверенность от 28.10.2005 N 03-09/7707),
рассмотрев 09.11.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.07.2005 по делу N А56-8342/2005 (судья Пасько О.В.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с иностранной организации АО "ВПЛ-СИСТЕМ" (далее - общество) 10 000 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 118 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за несообщение в налоговый орган об открытии расчетного и валютного счетов в банке.
Решением суда от 14.07.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение суда от 14.07.2005 отменить и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявления инспекции. По мнению подателя жалобы, общество было обязано направить в налоговый орган по месту нахождения своего представительства в городе Санкт-Петербурге информацию об открытии счетов в надлежащей форме (отдельное заявление с приложенными документами).
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания дела, не явился, поэтому жалоба рассмотрена без его участия.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что АО "ВПЛ-Систем" ("WPL-System OY"), Финляндия, осуществляет хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации через представительство в Санкт-Петербурге, а также через строительные площадки, расположенные в различных регионах России, в том числе в городе Егорьевске Московской области.
Общество 29.09.2004 открыло в закрытом акционерном обществе "Международный Московский банк" (далее - банк) расчетный счет N 40807810300010527224 и валютный счет N 440807978900010527223.
Указанные счета открыты строительной площадкой общества, осуществляющей деятельность в городе Егорьевске Московской области, на основании свидетельства от 03.03.2004 78 N 002379201 о постановке на налоговый учет Санкт-Петербургского представительства общества в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Санкт-Петербургу.
Данный факт подтвержден сообщениями банка, полученными инспекцией 07.10.2004 (л.д. 21 - 24).
Об открытии названных счетов налогоплательщик в десятидневный срок в инспекцию по месту нахождения представительства в городе Санкт-Петербурге письменно не сообщил, что отражено в акте инспекции от 09.10.2004 N 13. Данный акт направлен налогоплательщику; ему предложено до 29.12.2004 представить в инспекцию свои объяснения и возражения.
По итогам рассмотрения материалов проверки и представленных 28.12.2004 обществом возражений на акт инспекцией вынесено решение от 11.01.2005 N 04-31/18 о привлечении налогоплательщика в части деятельности его представительства в Санкт-Петербурге к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде взыскания 10 000 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 118 НК РФ. В пункте 2 резолютивной части решения инспекция предложила обществу добровольно уплатить штраф в пятидневный срок со дня получения названного решения.
Поскольку штраф в добровольном порядке общество не уплатило, инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о его принудительном взыскании.
Суд отказал в удовлетворении заявления, указав на то, что инспекция не представила надлежащих доказательств регистрации представительства общества в Санкт-Петербурге.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщики-организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счетов в десятидневный срок.
Согласно статье 118 НК РФ нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.
В силу пункта 2 статьи 11 НК РФ организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
При этом согласно статье 83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделении, по месту нахождения принадлежащего организации недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Особенности учета иностранных организаций устанавливаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Согласно пункту 2.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 07.04.2000 N АП-3-06/124, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации в течение периода, превышающего тридцать календарных дней в году, через филиалы, представительства, другие обособленные подразделения, подлежат постановке на учет в налоговых органах в каждом из мест осуществления деятельности с присвоением идентификационного номера налогоплательщика. Таким образом, в соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ иностранная организация сообщает об открытии или закрытии счетов в банках в налоговый орган по месту своей регистрации, каковым является любое место осуществления деятельности через указанные обособленные подразделения.
Из материалов дела следует, что строительная площадка общества, находящаяся в городе Егорьевске Московской области, признаваемая представительством иностранной организации на территории Российской Федерации, 07.10.2004 направила в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Егорьевску Московской области заявление о постановке на учет иностранной организации, в котором сообщила о наличии у нее обоих номеров счетов, открытых в банке.
Таким образом, иностранная организация своевременно уведомила об открытии счетов в банке налоговый орган по месту, в котором встала на учет по месту осуществления деятельности через представительство - строительную площадку.
Кассационная инстанция не принимает довод инспекции о том, что подачу заявления о постановке на налоговый учет нельзя рассматривать как сообщение налогоплательщика налоговому органу об открытии счетов.
В соответствии со статьей 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое названным Кодексом установлена ответственность.
Статьей 118 НК РФ, которая явилась правовым основанием для наложения штрафа, предусмотрена ответственность налогоплательщика за нарушение срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в банке. Диспозиция данной нормы не предусматривает ответственности за ненадлежащее сообщение налогоплательщиком налоговому органу об открытии счета, в частности, за представление информации не в установленной форме. Поскольку общество своевременно уведомило налоговый орган по месту осуществления деятельности (строительная площадка в городе Егорьевске Московской области) о наличии у него спорных банковских счетов, у инспекции не имелось оснований для привлечения его к налоговой ответственности по статье 118 Кодекса.
Необоснованная ссылка суда на непредставление налоговым органом надлежащих доказательств регистрации представительства иностранной организации в городе Санкт-Петербурге не привела к принятию им неправильного решения. Таким образом, жалоба налогового органа не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.07.2005 по делу N А56-8342/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
С.А. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 ноября 2005 г. N А56-8342/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника