Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 октября 2000 г. N А56-13398/00
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Дмитриева В.В. и Пастуховой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.07.2000 по делу N А56-13398/00 (судья Демина И.Е.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга (далее - ИМНС Центрального района) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к кооперативу "Энергия" о взыскании 6816 рублей налоговых санкций, установленных пунктом 1 статьи 120 и пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением от 28.07.2000 суд отказал в иске, ссылаясь на отсутствие оснований для привлечения кооператива "Энергия" к налоговой ответственности.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ИМНС Центрального района просит отменить решение суда, принятое, по мнению истца, вследствие неправильного применения норм материального права - статей 55, 106, 120 и 122 НК РФ.
Представители сторон, извещенных о месте и времени слушания дела в установленном порядке, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная инстанция, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении спора по существу, не находит оснований для удовлетворения жалобы ИМНС Центрального района.
Согласно акту от 17.01.2000 N 111/10 ИМНС Центрального района провела выездную налоговую проверку соблюдения кооперативом "Энергия" налогового законодательства за 1998 и 9 месяцев 1999 года. В результате проверки нарушения налогового законодательства в 1998 году не выявлены, а в 1999 году установлено, что кооперативом необоснованно отнесены на себестоимость продукции (работ, услуг) произведенные им во 2-м квартале затраты непроизводственного характера в сумме 34922 рублей, вследствие чего налог на прибыль занижен на 9080 рублей.
Решением от 25.01.2000 N 01-10/746/111, принятым по материалам налоговой проверки, ИМНС Центрального района за совершение указанного правонарушения привлекла кооператив "Энергия" к налоговой ответственности в виде взыскания 5000 рублей штрафа, установленного пунктом 1 статьи 120 НК РФ, и 1816 рублей штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ в размере 20% от неуплаченной суммы налогов.
Однако пунктом 1 статьи 120 НК РФ установлена ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода. В силу пункта 3 названной нормы под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
В данном случае материалами налоговой проверки подтверждается единичный характер допущенного ответчиком во 2-м квартале 1999 года правонарушения - неправильное отражение в счетах бухгалтерского учета и в отчетности одной хозяйственной операции (сдача производственных площадей в аренду). Следовательно, в действиях кооператива "Энергия" не усматривается вменяемый налоговым органом состав налогового правонарушения, что является обстоятельством, исключающим в силу пункта 1 статьи 109 НК РФ привлечение ответчика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 120 НК РФ.
Установленную пунктом 1 статьи 122 НК РФ ответственность организация несет в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий. В соответствии с пунктом 1 статьи 54 НК РФ налогоплательщики - организации исчисляют налоговую базу по итогам налогового периода, которым согласно пункту 1 статьи 55 НК РФ является календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Кроме того, названной нормой НК РФ предусмотрено, что налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Порядок исчисления налога на прибыль определен статьей 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27.12.91 N 2116-1, пунктом 2 которой установлено, что предприятия уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога. По смыслу названной нормы Закона налоговый период по налогу на прибыль составляет год. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по окончании налогового периода, исчисляется исходя из фактически полученной за этот период прибыли с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. При этом разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную по ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.
В данном случае ИМНС Центрального района, привлекая кооператив "Энергия" к ответственности за неполную уплату налога на прибыль за 9 месяцев 1999 года, фактически вменяет ему в вину неполную уплату авансового взноса, определяемого по окончании отчетного периода исходя из предполагаемой прибыли и подлежащего корректировке в порядке пункта 2 статьи 8 Закона "О налоге на прибыль", что противоречит пункту 1 статьи 122 НК РФ.
При таких обстоятельствах суд решением от 28.07.2000, правильно применив нормы материального права, обоснованно отказал ИМНС Центрального района в иске к кооперативу "Энергия" о взыскании налоговых санкций, ссылаясь на отсутствие оснований для привлечения ответчика к налоговой ответственности по результатам выездной налоговой проверки за 1998 и 9 месяцев 1999 года.
Учитывая изложенное, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы ИМНС Центрального района, а обжалуемый судебный акт считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.07.2000 по делу N А56-13398/00 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
M.B. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 октября 2000 г. N А56-13398/00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника