Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 ноября 2005 г. N А42-1138/04-10
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 октября 2005 г.
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 декабря 2004 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирилловой И.И., судей Старченковой В.В. и Тарасюка И.М.,
рассмотрев 21.11.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Мурманского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.04.2005 (судья Торба М.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2005 (судьи Протас Н.И., Борисова Г.В., Петренко Т.И.) по делу N А42-1138/04-10,
установил:
Государственное учреждение - Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Комитету по социальной защите населения Мурманской области (далее - Комитет) о взыскании 27.965 руб. 88 коп. денежных средств как использованных Комитетом не по целевому назначению.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Фонд уменьшил размер требований до 23.029 руб. 69 коп. (том 2, л.д. 42).
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечено Главное управление Центрального Банка Российской Федерации по Мурманской области (далее - Банк).
Решением от 08.07.2004 в иске отказано. В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения от 08.07.2004 не проверялись.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.12.2004 решение от 08.07.2004 отменено, дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
При новом рассмотрении дела Комитет в порядке процессуального правопреемства заменен на Комитет по труду и социальному развитию Мурманской области (далее - Комитет по труду), к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечен Департамент финансов Мурманской области (далее - Департамент).
Решением от 01.04.2005, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2005, в иске отказано.
В кассационной жалобе Фонд просит отменить решение и постановление, полагая, что судом неправильно применены и истолкованы нормы материального права, не полностью исследованы обстоятельства дела.
По мнению подателя жалобы, суд необоснованно освободил ответчика от ответственности за нецелевое расходование средств внебюджетного фонда по мотиву отсутствия вины Комитета, в то время как Комитет в нарушение действующего законодательства заключил с Банком договор, на основании которого средства Фонда незаконно расходовались на оплату банковских услуг по перечислению внебюджетных средств, хотя такие услуги оплате не подлежали.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте его рассмотрения, но представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена выездная документальная проверка правильности расходования Комитетом средств Фонда социального страхования Российской Федерации, направленных органами социальной защиты Мурманской области на выплату пособий неработающим женщинам.
В ходе проверки выявлено нецелевое расходование Комитетом названных средств, выразившееся, по мнению Фонда, в том, что в расходы на выплату пособий неправомерно включены расходы на выплату Банку тарифной ставки за банковские услуги в размере 26.128 руб. 40 коп.
Кроме того, в сумму иска была включена сумма 1.837 руб. 48 коп., составляющая остаток денежных средств Фонда на 01.04.2003, размещенных Комитетом в КБ "Мурман" и списанных на забалансовый счет N 5 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов" в результате банкротства КБ "Мурман".
Плата за банковские услуги по операциям со средствами, предусмотренными на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, не взимается, что следует из статьи 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ (в редакции от 29.12.2004) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Положением Банка России от 08.12.1997 N 7-П "О порядке расчета и взимания платы за расчетные услуги Банка России", действовавшим в период возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено взимание платы за совершение Банком операций по счету, за исключением, в частности, платы за проведение расчетных операций по перечислению средств со счетов по учету средств бюджетов различных уровней, государственных внебюджетных фондов, органов федерального казначейства, открытых в учреждениях Банка России.
Следовательно, как правильно установил суд первой инстанции, не взимается плата за проведение расчетных операций по конкретным счетам, в данном случае, по специальному счету, открытому для учета средств на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей. Однако такой счет не был открыт Банком как не предусмотренный для учета средств, перечисленных на названные цели органам социального обеспечения (Комитету).
Правовой режим денежных средств определяется режимом счета, на котором они размещены. Денежные средства для выплаты пособий были перечислены Фондом на счет Комитета как органа социальной защиты населения.
Поскольку денежные средства, предназначенные для выплаты пособий, находились на счете, за проведение операций по которому плата взимается, а счет, за проведение операций по которому плата не должна взиматься, не был открыт Комитету не по его вине, то следует признать, что суд первой инстанции правомерно не нашел оснований для взыскания с Комитета по труду сумм, удержанных Банком в качестве платы за проведение расчетных операций.
Разрешение на открытие счета, на который распространяется требование о взимание платы за проведение по нему расчетных операций, было выдано Комитету Департаментом с указанием на то, что источником формирования этого счета являются средства Фонда на финансирование расходов по выплате пособий гражданам, имеющим детей.
Несмотря на неоднократные обращения Комитета в различные компетентные инстанции с заявлениями о необходимости решения вопроса о выделении специального банковского счета для операций со средствами, предназначенными для выплаты пособий, этот вопрос не был решен, в том числе Министерством финансов Российской Федерации.
Таким образом, действиями ответчика вред Фонду не был причинен, что правильно установлено обжалуемыми судебными актами.
Органом, полномочным привлекать Комитет к ответственности за нецелевое использование средств, Фонд не является.
Остатком денежных средств Фонда в сумме 1.837 руб. 48 коп., размещенных в КБ "Мурман", Комитет не распоряжался, в связи с чем и в этой части иска отказано обоснованно.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.04.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2005 по делу N А42-1138/04-10 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Мурманского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.И. Кириллова |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 ноября 2005 г. N А42-1138/04-10
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника