Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 мая 1998 г. N А05-6697/97-458/12
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Ломакина С.А., судей Кочеровой Л.И., Никитушкиной Л.Л.
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Технотеп" Семакова И.А. (доверенность от 26.01.98 N 1),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Октябрьской территориальной государственной налоговой инспекции города Архангельска на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.01.98 (судьи Ивашевская Л.И., Чалбышева И.В., Полуянова Н.М.) и постановление апелляционной инстанции того же суда от 10.03.98 (судьи Бекарова Е.И., Тряпицына Е.В., Лепеха А.П.) по делу N А05-6697/97-458/12,
установил:
Истец, общество с ограниченной ответственностью "Технотеп", обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Октябрьской территориальной государственной налоговой инспекции по городу Архангельску (далее - ответчик) о признании недействительным предписания от 04.12.97 N 11-08/13447 о применении финансовой ответственности, предусмотренной пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 N 1006.
Решением арбитражного суда от 26.01.98 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.03.98 решение арбитражного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить решение арбитражного суда и постановление апелляционной инстанции, в иске отказать, указывая, что судебные акты приняты в нарушение действующего законодательства. Пунктом 1 статьи 7 Закона Российской Федерации "О государственной налоговой службе Российской Федерации" налоговым органам предоставлено право проверять все денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты и другие материалы, связанные с исчислением и уплатой налогов. Исключений или запретов при проверке кассовых документов налогоплательщика законодательством не предусмотрено. Ошибочным является мнение суда, что Указом Президента Российской Федерации от 23.05.94 N 1006 не предусмотрено право проверки налоговыми органами порядка исполнения данного Указа. Указ регулирует налоговые отношения, поэтому у Президента не было необходимости возлагать контроль за его исполнением на налоговые органы, так как это следует из основных налоговых законов.
В отзыве на кассационную жалобу истец просит оставить без изменения судебные акты, считая доводы, изложенные в жалобе, несостоятельными.
Ответчик о времени и месте слушания дела извещен, однако своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверил законность обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что ответчиком была проведена документальная проверка соблюдения истцом налогового законодательства, правильности начисления, полноты и своевременности внесения в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей за период с 01.04.96 по 01.04.97, по результатам проверки составлен акт от 09.07.97 N 11/10-161. В ходе проверки было установлено, что ответчик 19.12.96 закупил за наличные денежные средства у московской фирмы "Паритет" товар на общую сумму 111 302 800 рублей. На основании акта проверки ответчик вынес предписание от 04.12.97 N 11-08/13447 о применении к истцу финансовой ответственности, предусмотренной пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 N 1006.
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 N 1006 установлено, что при несоблюдении предприятиями порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, применяются меры финансовой ответственности - за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями сверх установленных предельных сумм штраф в двукратном размере суммы произведенного платежа. Рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложении штрафов, предусмотренных настоящим пунктом Указа, производится органами Государственной налоговой службы Российской Федерации по сведениям, предоставляемым коммерческими банками и другими органами, осуществляющими проверки соблюдения предприятиями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью.
Согласно пунктам 9.1, 9.3 Порядка применения положений Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 N 1006, утвержденного письмом Госналогслужбы Российской Федерации от 13.08.94 N ВГ-4-13/94н, Минфином Российской Федерации от 13.08.94 N 104 и Центральным банком Российской Федерации от 16.08.94 N 104 с последующими изменениями, работа с денежной наличностью и порядок ведения кассовых операций организуется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Банка России от 22.09.93 N 40, а при установлении налоговыми органами в ходе документальных проверок соблюдения налогового законодательства фактов нарушений условий работы с денежной наличностью, независимо от даты их возникновения, информируются банки, осуществляющие расчетно-кассовое обслуживание данных предприятий, или соответствующие финансовые органы.
Согласно Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации (пункты 41, 38), утвержденному Советом директоров Банка России от 22.09.93 N 40, банки систематически проверяют соблюдение предприятиями порядка ведения кассовых операций; учредители предприятий, вышестоящие организации, а также аудиторы в соответствии с заключенными договорами при производстве документальных ревизий и проверок на предприятиях производят ревизию кассы и проверяют соблюдение кассовой дисциплины.
Таким образом, являются верными выводы судебных инстанций о том, что органам налоговой инспекции не предоставлено право проверки соблюдения предприятиями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью в порядке исполнения Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 N 1006, а решение ответчика о применении финансовой ответственности к истцу, основанное на акте собственной проверки, является незаконным.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174, 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.01.98 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 10.03.98 по делу N А05-6697/97-458/12 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 мая 1998 г. N А05-6697/97-458/12
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника