Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 декабря 2005 г. N А66-1076/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д. судей Клириковой Т.В., Корпусовой О.А.
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Петровой И.Р. (доверенность от 30.12.2004 N Ю-11/374), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тверской области Агахановой Н.Ю. (доверенность от 30.09.2005 N 04-78),
рассмотрев 01.12.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тверской области на решение от 01.06.2005 (судья Перкина В.В.) и постановление апелляционной инстанции от 26.08.2005 (судьи Орлова В.А., Пугачев А.А., Владимирова Г.А.) Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-1076/2005,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала - Октябрьская железная дорога (далее - Общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области, правопреемником которой является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Тверской области (далее - Инспекция), по выставлению инкассового поручения от 29.10.2004 N 41716.
Решением суда первой инстанции от 01.06.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.08.2005, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявления. Инспекция указывает на наличие у заявителя недоимки по уплате региональных и местных налогов, что повлекло начисление 3 758 879 руб. 40 коп. пеней, в том числе 10 106 руб. 37 коп. пеней по сбору на нужды образовательных учреждений, взысканных на основании инкассового поручения от 29.10.2004 N 41716. Налоговый орган считает, что им соблюдена процедура взыскания налогов и пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.
Законность, обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция направила в адрес Федерального государственного унитарного предприятия "Октябрьская железная дорога" Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее - ФГУП "ОЖД") (в части деятельности Локомотивного депо Тверь - структурного подразделения Московского отделения) требование от 20.11.2002 N 4288 об уплате 3 758 879 руб. 40 коп. пеней, в том числе 10 106 руб. 37 коп. пеней по сбору на нужды образовательных учреждений.
ФГУП "ОЖД" в добровольном порядке названное требование не исполнило, в связи с чем Инспекция в соответствии со статьей 46 НК РФ вынесла решение от 17.01.2003 N 147 о взыскании указанной суммы пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.
ФГУП "ОЖД" прекратило свою деятельность, 28.05.2004 его имущественный комплекс был внесен в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД", его счета в банках были закрыты.
На основании решения от 17.01.2003 N 147 налоговый орган 29.10.2004 направил в банк, в котором был открыт счет ОАО "РЖД", инкассовое поручение от N 41716 на списание 10 106 руб. 37 коп. пеней.
Посчитав действия налогового органа по выставлению инкассового поручения от 29.10.2004 N 41716 незаконными, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд. В заявлении ОАО "РЖД" указало на нарушение Инспекцией положений статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), устанавливающей правила взыскания налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках. По мнению заявителя, инкассовое поручение должно быть направлено одновременно с вынесением решения о взыскании налога и пеней за счет денежных средств налогоплательщика.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "пунктами 11 и 12 статьи 21" следует читать "подпунктами 11 и 12 пункта 1 статьи 21"
Кроме того, требование от 20.11.2002 N 4288 и решение от 17.01.2003 N 147 вынесены в отношении ФГУП "ОЖД", в то время как инкассовое поручение от 29.10.2004 N 41716 выставлено на счет иной организации - ОАО "РЖД", которое не получало названные требование и решение и не имело возможности реализовать свои права налогоплательщика, установленные пунктами 11 и 12 статьи 21 НК РФ, а также свое право на обжалование указанных ненормативных актов.
Суды первой и апелляционной инстанций согласились с доводами Общества, указав на то, что Инспекция нарушила 60-дневный срок, установленный пунктом 3 статьи 46 НК РФ, для бесспорного взыскания пеней. Кроме того, суды сделали вывод о том, что решение Арбитражного суда Тверской области от 19.03.2003 по делу N А66-519-03, которым признаны незаконными действия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Тверской области по восстановлению в налоговом учете 3 229 532 руб. 13 коп. задолженности ФГУП "ОЖД", имеет преюдициальное значение для разрешения настоящего спора.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает выводы судов ошибочными.
В силу пункта 2 статьи 50 НК РФ исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям. На правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, предусмотренном статьей 11 названного Закона, со всеми изменениями в составе и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия.
Как следует из статьи 2 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Закон N 29-ФЗ), ОАО "РЖД" - единый хозяйствующий субъект, созданный в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта.
Согласно пунктам 2 и 4 статьи 4 названного Закона уставный капитал единого хозяйствующего субъекта формируется путем внесения в него имущества федерального железнодорожного транспорта. Формирование уставного капитала единого хозяйствующего субъекта осуществляется на основании сводного передаточного акта.
Обязанности и права по обязательствам организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, в отношении их кредиторов и должников передаются единому хозяйствующему субъекту на основе сводного передаточного акта в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 статьи 4 Закона N 29-ФЗ).
Кроме того, статьей 9.3 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 147-ФЗ) установлено, что правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов реорганизованного юридического лица его правопреемником (правопреемниками), предусмотренные пунктами 1, 2, 3, 9, 10 и 11 статьи 50 части первой НК РФ, применяются также при исполнении обязанности по погашению задолженности, образовавшейся в связи с неуплатой налогов, сборов, пеней и штрафов организациями федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в порядке приватизации в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте, этим хозяйствующим субъектом с даты утверждения сводного передаточного акта.
В соответствии с Законом N 29-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 учреждено ОАО "РЖД" и утвержден его устав, согласно которому Октябрьская железная дорога является филиалом ОАО "РЖД".
Запись о создании юридического лица внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 23.09.2003, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 77 N 007105126.
Совместным распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р утвержден сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
Из приведенных положений законов и нормативных актов исполнительных органов власти следует, что ОАО "РЖД", образованное в результате передачи в качестве вклада в его уставный капитал имущества и обязательств организаций федерального железнодорожного транспорта, является правопреемником прав и обязанностей реорганизованного ФГУП "ОЖД". Факт реорганизации не оспаривался представителями налогоплательщика.
Кроме того, свидетельством Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 28.05.2004 подтверждается, что в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности ФГУП "ОЖД", имущественный комплекс которого внесен в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД".
В силу прямого указания в статье 9.3 Закона N 147-ФЗ на ОАО "РЖД" распространяются установленные абзацем первым пункта 2 статьи 50 НК РФ правила возложения на правопреемника обязанности по уплате пеней.
В соответствии с пунктом 2 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты налога в установленный срок взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.
Пунктом 3 статьи 46 НК РФ предусмотрен срок принятия решения о взыскании, а также последствия несоблюдения этого срока.
В данном случае Инспекция вынесла решение о взыскании пеней за счет денежных средств ФГУП "ОЖД" в банках в установленный 60-дневный срок с момента неисполнения требования от 20.11.2002 N 4288 и направила его налогоплательщику в определенном пунктом 3 статьи 46 НК РФ порядке.
Срок, в течение которого в банк должно быть направлено инкассовое поручение, статьей 46 НК РФ не установлен.
Несмотря на то, что инкассовое поручение выставляется на основании решения о взыскании, это не означает, что даты принятия налоговым органом решения о взыскании и направления в банк инкассового поручения должны совпадать.
Последствия направления в банк инкассового поручения позднее даты вынесения налоговым органом решения о взыскании законодательством не установлены. Более того, в данном случае следует учитывать, что процедура реорганизации налогоплательщика носила длительный характер (ФГУП "ОЖД" исключено из реестра юридических лиц 28.05.2004).
Инспекция ссылается на наличие у Общества задолженности по уплате региональных и местных налогов и сборов, что повлекло начисление пеней 3 758 879 руб. 40 коп., в том числе 10 106 руб. 37 коп. пеней по сбору на нужды образовательных учреждений.
Признавая незаконным действия Инспекции по выставлению инкассового поручения от 29.10.2004 N 41716, суды не оценили доводы налогового органа о наличии у Общества задолженности по уплате региональных налогов и сборов, не проверили обоснованность начисления 3 758 879 руб. 40 коп. пеней, указанных в требовании от 20.11.2002 N 4288, в связи с неисполнением Обществом которого Инспекция приняла решение от 17.01.20.03 N 147 и направила инкассовое поручение от 29.10.2004 от N 41716.
Суды сослались только на то, что решением Арбитражного суда Тверской области от 19.03.2003 по делу N А66-519-03 признаны незаконными действия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Тверской области по восстановлению в налоговом учете 3 229 532 руб. 13 коп. задолженности ФГУП "ОЖД" по уплате региональных и местных налогов и сборов.
В соответствии со статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Однако решение суда от 19.03.2003 по делу N А66-519-03 принято по спору между иными лицами и по другому предмету, а следовательно, не имеет преюдициального значения для разрешения настоящего спора.
Учитывая изложенное, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует оценить доводы и доказательства налогового органа и налогоплательщика относительно наличия (отсутствия) у Общества задолженности по уплате региональных налогов и сборов, а также правомерность начисления 3 758 879 руб. 40 коп. пеней, в том числе 10 106 руб. 37 коп. пеней по сбору на нужды образовательных учреждений, указанных в требовании от 20.11.2002 N 4288, неисполнение которого повлекло принятие налоговым органом решения от 17.01.2003 N 147 и направила инкассовое поручение от 29.10.2004 от N 41716.
Руководствуясь статьями 286 и пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 01.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 26.08.2005 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-1076/2005 - отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 декабря 2005 г. N А66-1076/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника