Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 декабря 2005 г. N А05-7939/05-26
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Блиновой Л.В. и Малышевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.08.2005 по делу N А05-7939/05-26 (судья Ипаев С.Г.),
установил:
Рыболовецкий колхоз им. М.И. Калинина (далее - Колхоз) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - налоговая инспекция) от 25.05.2005 N 08-08/15003 в части доначисления Колхозу 508 428 руб. сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, а также привлечения его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 37 013 руб. штрафа. Одновременно Колхоз просил признать недействительными требования налоговой инспекции от 30.05.2005 N 19254 об уплате 508 428 руб. сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов и от 30.05.2005 N 19253 в части предложения добровольно уплатить 37 013 руб. штрафа.
Решением суда первой инстанции от 18.08.2005 заявленные Колхозом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 18.08.2005 и отказать Колхозу в удовлетворении заявленных им требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. По мнению инспекции, рыболовецкому колхозу им. М.И. Калинина правомерно доначислен сбор без учета квот на 2001 год, поскольку на этот период квоты на вылов (добычу) водных биологических ресурсов этому колхозу не выделялись, а были предоставлены другому юридическому лицу - рыболовецкому колхозу "Красное знамя" с пометкой "(совместная деятельность РК "Красное знамя", РК "Заря", РК им. Калинина, РК им. Ленина, РК им. 40 лет Октября, СПК РК "Золотица")" в объемах 4085,12 тонн трески и 734,36 тонн пикши.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в апреле 2005 года налоговая инспекция провела камеральную проверку соблюдения рыболовецким колхозом им. М.И. Калинина законодательства о налогах и сборах, связанных с использованием разрешений от 29.12.2004 N 000166, от 27.01.2005 N 000549, от 02.03.2005 N ПР-050001/1 на пользование объектами водных биологических ресурсов.
В ходе проверки выявлен ряд нарушений, в том числе неправомерное применение пониженной ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, о чем Колхоз извещен в письме от 13.04.2005 N 08-08/10251.
Решением от 25.05.2005 N 08-08/15003, принятым налоговым органом с учетом представленных налогоплательщиком возражений, Колхозу доначислено 508 428 руб. сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов. Этим же решением рыболовецкий колхоз им. М.И. Калинина привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 и пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафов соответственно 250 руб. и 37 013 руб.
Во исполнение решения от 25.05.2005 плательщику направлены требования от 30.05.2005 N 19253 и N 19254 об уплате в срок до 15.06.2005 доначисленных сумм сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов и штрафов.
Рыболовецкий колхоз им. М.И. Калинина, считая решение налогового органа от 25.05.2005 и его требования от 30.05.2005 частично незаконными, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
С 01.01.2004 порядок исчисления и уплаты сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов регулируется нормами главы 25.1 "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов" Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 333.1 НК РФ плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 333.2 НК РФ объектами обложения названным сбором признаются объекты водных биологических ресурсов в соответствии с перечнем, установленным пунктами 4 и 5 статьи 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 333.3 НК РФ установлены ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, за исключением морских млекопитающих, а пунктом 7 этой же статьи предусмотрено, что ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 333.3 Кодекса, для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливаются в размере 15 процентов ставок сбора, предусмотренных пунктами 4 и 5 названной статьи. При этом пониженная ставка сбора применяется в отношении объема промышленных квот, не превышающего годового объема промышленных квот, выделенного этим организациям на бесплатной основе в 2001 году.
В пункте 7 статьи 333.3 НК РФ разъяснено, что в целях применения главы 25.1 "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов" Налогового кодекса Российской Федерации градо- и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями признаются организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, которые функционируют на 1 января 2002 года не менее пяти лет, эксплуатируют только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда, зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и у которых объем реализованной ими рыбной продукции и (или) выловленных объектов водных биологических ресурсов составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема реализуемой ими продукции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.04 N 452 рыболовецкий колхоз им. М.И. Калинина, зарегистрированный 31.12.92 в качестве юридического лица Администрацией Приморского района Архангельской области (свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 24.03.2003 серия 29 N 001022960), включен в перечень градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, которым предоставлено право применения пониженной ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Включение организации в перечень, утвержденный названным постановлением Правительства РФ, является основанием для применения ею пониженной ставки.
Причем, как следует из пункта 2 постановления N 452, в случае приобретения или утраты российскими рыбохозяйственными организациями признаков, на основании которых им предоставлено право применения пониженной ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации предоставлено право представлять ежегодно, не позднее 20 ноября, в Правительство Российской Федерации предложения о внесении соответствующих изменений в утвержденный перечень.
Материалы дела не содержат сведений об исключении Колхоза из названного перечня.
Судом первой инстанции по настоящему делу также установлено с учетом вступивших в законную силу судебных актов по делу N А40-13558/04-96-85 (листы дела 71-83) и по делу N А05-4543/2005-31, что рыболовецкому колхозу им. М.И. Калинина выделялись квоты на вылов рыбы (трески и пикши) в 2001 году в составе квот, выделенных рыболовецкому колхозу "Красное знамя" для ведения совместной деятельности, осуществлявшему в указанном периоде учет ведения совместной деятельности рыболовецких колхозов, в число которых входил и заявитель.
Принятыми по делу N А05-4543/2005-31 судебными актами (решением Арбитражного суда Архангельской области от 16.06.2005 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.10.2005) подтвержден и факт выделения Колхозу квоты на вылов сельди в 2001 году.
Кроме того, из материалов настоящего дела, а также обстоятельств, установленных по делу N А40-13558/04-96-85, следует, что квоты для Колхоза на 2004 - 2008 годы определялись уполномоченными органами в соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.03 N 704.
Названным постановлением Правительства Российской Федерации с 2004 года изменен порядок определения долей заявителей в общем объеме квот на вылов водных биологических ресурсов. Подпунктом "а" пункта 5 постановления Правительства РФ от 20.11.2003 N 704 предусмотрено определение долей заявителей в общем объеме квот на вылов на основании лицензий (разрешений) на промысел водных биологических ресурсов, выданных за предыдущие 3 года в установленном порядке на основании приказов Госкомрыболовства РФ.
То есть отсутствие у Колхоза квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов на 2001-2003 годы сделало бы невозможным их выделение на 2004 год.
Между тем Колхозу выделены квоты на 2004 годы (приложения N 2 к приказам Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 09.01.2004 N 18 и от 30.01.2004 N 46), что подтверждает факт выделения заявителю квот в 2001 году.
Исходя из положений пунктов 9, 10 и 11 постановления Правительства РФ от 20.11.2003 N 704 доли закрепляются сроком на 5 лет, а Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству ежегодно распределяет между заявителями общий объем квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в соответствии с закрепленными за ними долями.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция отклоняет довод налоговой инспекции о том, что заявитель не имеет права на применение пониженной ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов. Колхоз правомерно, имея квоты на 2001 год, применил льготу, установленную пунктом 7 статьи 333.3 НК РФ и исчислил сумму сбора с применением пониженной ставки.
Правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы налогового органа не имеется.
Подтверждая законность принятого судом решения, кассационная инстанция принимает во внимание и нарушение налоговым органом положений пункта 2 статьи 333.5 НК РФ: по решению от 23.05.2005 и требованию от 30.05.2005 N 19254 налоговый орган неправомерно требует уплаты Колхозом сумм сбора за период июнь-декабрь 2005 года, срок уплаты которых еще не наступил. Более того, в требовании от 30.05.2005 N 19254 об уплате сбора в графе "Установленный срок уплаты" указано "20.12.2005".
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.08.2005 по делу N А05-7939/05-26 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 декабря 2005 г. N А05-7939/05-26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника