Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 января 2006 г. N А56-15476/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Мунтян Л.Б., Пастуховой М.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу Озерова М.В. (доверенность от 22.12.05 N 03-05-3/1638К),
рассмотрев 11.01.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.05 (судья Звонарева Ю.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.05 (судьи Масенкова И.В., Зайцева Е.К., Згурская М.Л.) по делу N А56-15476/2005,
установил:
Закрытое акционерное общество "Иствуд" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция), выразившегося в неначислении процентов за нарушение сроков возврата налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по декларациям за декабрь 2003 года и за январь 2004 года по экспортным операциям, а также об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения законных прав и интересов Общества путем начисления и выплаты 59 671 руб. 51 коп. процентов, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда первой инстанции от 10.06.05, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.05, требования заявителя удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, решение об отказе налогоплательщику в возмещении НДС за октябрь 2003 года и январь 2004 года вынесено Инспекцией в установленный пунктом 4 статьи 176 НК РФ срок, начисление же процентов предусмотрено только при нарушении процедурных сроков, указанных в названной норме права.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Дело рассмотрено без участия представителей Общества, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания.
Кассационная инстанция, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, установила следующее.
Как видно из материалов дела, Общество 20.01.04 представило в налоговый орган декларацию по ставке 0 процентов за октябрь 2003 года, а 20.02.04 - декларацию за январь 2004 года и документы, перечисленные в статье 165 НК РФ, подтверждающие право налогоплательщика на возмещение из бюджета 59 671 руб. 51 коп. НДС. Налогоплательщиком было направлено в налоговый орган заявление о возмещении указанной в декларациях суммы НДС из бюджета путем ее возврата на расчетный счет Общества. Инспекция провела камеральную проверку деклараций и представленных документов, по результатам которой приняла решения об отказе в возмещении налога от 16.04.04 N 11/64 за декабрь 2003 года и N 11/98 за январь 2004 года.
Общество, считая решения Инспекции незаконными, оспорило их в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.10.04 по делу N А56-24034/04 признано недействительным решение Инспекции от 16.04.04 N 11/64. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.05 решение суда оставлено без изменения.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.04 по делу N А56-24035/04 признано недействительным решение Инспекции от 16.04.04 N 11/98. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.05 решение суда оставлено без изменения.
Указанными решениями Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области на Инспекцию возложена обязанность возместить Обществу НДС в сумме 282 804 руб. за декабрь 2003 года и в сумме 333 560 руб. за январь 2004 года.
Исполняя вступившие в законную силу решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Инспекция приняла решение о возврате Обществу из бюджета соответствующей суммы налога. По платежным поручениям от 05.04.05 N 739 и 740 на расчетный счет Общества 05.04.05 зачислено 553 025 руб. 50 коп. Сумма налога возвращена заявителю без начисления процентов за нарушение срока возврата налога.
Согласно положениям пункта 4 статьи 176 НК РФ возмещение НДС путем возврата производится не позднее трех месяцев, считая со дня подачи налогоплательщиком налоговой декларации и документов, предусмотренных соответственно в пункте 6 статьи 164 и статье 165 Кодекса, которые являются подтверждением как права налогоплательщика на применение налоговой ставки 0 процентов, так и права на возмещение, предоставляемого в двух формах - зачета или возврата.
В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
В случае отсутствия у налогоплательщика недоимки и пеней по налогу, недоимки и пеней по иным налогам и сборам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, налоговый орган при наличии заявления налогоплательщика не позднее последнего дня трехмесячного срока принимает решение о возврате сумм налога из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в орган федерального казначейства.
Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в порядке, установленном пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
Таким образом, максимальный срок возврата налога равен трем месяцам, считая со дня подачи необходимых документов, с учетом восьми дней, предусмотренных для получения казначейством решения налогового органа о возврате НДС и двух недель, отведенных казначейству для перечисления соответствующих сумм на счет налогоплательщика.
При нарушении сроков, предусмотренных названной нормой, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Суды обеих инстанций установили и налоговым органом не оспаривается, что Инспекция возвратила Обществу спорные суммы налога за декабрь 2003 года и январь 2004 года лишь 05.04.05, то есть с пропуском срока, предусмотренного статьей 176 НК РФ. НДС должен быть возвращен Обществу не позднее 25.05.04 за декабрь 2003 года и не позднее 14.06.04 - за январь 2004 года.
Следовательно, вывод судов обеих инстанций о том, что на своевременно не возвращенную сумму налога Инспекцией должны быть начислены и выплачены Обществу за счет средств бюджета проценты, является правомерным.
При этом судебные инстанции обоснованно отклонили довод налогового органа о том, что решения об отказе в возмещении налогоплательщику сумм налога принято Инспекцией своевременно. В данном случае вынесение налоговым органом незаконных решений об отказе налогоплательщику в возмещении сумм налога из бюджета повлекло несвоевременный возврат из бюджета причитающихся ему денежных средств.
Довод Инспекции об отсутствии заявления на возврат НДС опровергается материалами дела, поскольку Обществом представлены заявления на возврат НДС со штампом Инспекции об их получении (л.д. 14 - 15). Кроме того в решениях арбитражного суда о признании недействительными решений Инспекции об отказе в возмещении НДС за октябрь 2003 года и за январь 2004 года установлен факт подачи Обществом заявлений о возврате НДС.
Таким образом, судебные инстанции правомерно признали незаконным бездействие Инспекции, выразившееся в неначислении предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ процентов на сумму, подлежащую возврату, и обязали налоговый орган совершить действия по начислению и выплате соответствующих процентов.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает принятые судебные акты законными и обоснованными и не находит оснований для их отмены.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.05 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.05 по делу N А56-15476/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 января 2006 г. N А56-15476/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника