Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 января 2006 г. N А56-1561/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Кочеровой Л.И., Хохлова Д.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области Викулина Н.Д. (доверенность от 10.01.2006 N 04-04/11),
рассмотрев 17.01.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.06.2005 (судья Ю.П. Левченко) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2005 (судьи Т.И. Петренко, Н.М. Попова, Л.А. Шульга) по делу N А56-1561/2005,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Феникс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Гатчине Ленинградской области (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области; далее - Инспекция), выразившегося в неначислении процентов за просрочку возврата налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за сентябрь 2003 года и их неуплате, обязании Инспекции совершить действия, направленные на выплату Обществу 81 681 руб. процентов в соответствии с пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 20.06.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.10.2005, заявленные требования частично удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие Инспекции, выразившееся в неначислении процентов и их невыплате Обществу при возврате НДС за сентябрь 2003 года, а также обязал налоговый орган перечислить Обществу из федерального бюджета 80 385 руб. процентов в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты. Подателя жалобы указывает, что решение об отказе в возмещении 718 078 руб. НДС вынесено своевременно; Инспекция не принимала решения о возврате НДС, поэтому у нее не возникла обязанность возвратить налог в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Кроме того, по мнению Инспекции поскольку после вступления в силу решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.07.2004 по делу N А56-11958/2004 о признании недействительным решения Инспекции от 20.01.2004 N 03-11/703 от налогоплательщика не поступило письменного заявления о возврате НДС, то проценты начислению не подлежат.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, приведенные в жалобе.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, 20.10.2003 Общество представило в Инспекцию декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за сентябрь 2003 года, заявление о возврате на счет налогоплательщика 718 078 руб. налога, подлежащих возмещению, а также документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ.
По результатам камеральной проверки декларации и документов Инспекция приняла решение от 20.01.2004 N 03-11/703 об отказе Обществу в возмещении из бюджета 718 078 руб. НДС.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.07.2004 по делу N А56-11958/2004, вступившим в законную силу, обжалуемое решение Инспекции признано недействительным. Суд обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения законных прав налогоплательщика путем принятия решения о возмещении Обществу из бюджета 718 078 руб. НДС по налоговой декларации по ставке 0 процентов за сентябрь 2003 года.
Исполняя решение суда, Инспекция возвратила Обществу указанную сумму НДС 22.12.2004 без начисления процентов на несвоевременно возвращенную сумму налога.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ, которым определен порядок и условия возмещения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при осуществлении экспортных операций, налоговый орган в течение трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком отдельной декларации по ставке 0 процентов и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, обязан проверить обоснованность применения этой ставки и налоговых вычетов и принять решение о возврате (зачете) сумм налога либо об отказе (полностью или частично) в возмещении налога. Возврат сумм налога на добавленную стоимость осуществляется органами Федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа, а в случае наличия у налогоплательщика недоимки и пеней по налогу на добавленную стоимость или иным налогам и сборам, задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке также по решению налогового органа.
В последнем абзаце пункта 4 статьи 176 НК РФ предусмотрено, что при нарушении сроков, установленных этой нормой, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Признание судом недействительным решения Инспекции об отказе в возмещении налогоплательщику налога из бюджета и возложение на налоговый орган обязанности возместить его путем возврата из бюджета свидетельствуют о неисполнении налоговым органом обязанности вынести в установленный срок законное и обоснованное решение.
Поскольку Инспекция возвратила Обществу НДС по истечении сроков, указанных в пункте 4 статьи 176 НК РФ, бездействие налогового органа, выразившееся в неначислении процентов и их невыплате Обществу, обоснованно признано судами обеих инстанций незаконным. Суды правомерно с учетом произведенной сверки расчетов, обязали Инспекцию совершить действия, направленные на выплату из федерального бюджета Обществу процентов в сумме 80 385 руб. Расчет суммы процентов налоговым органом не оспаривается.
Довод Инспекции о необходимости представления Обществом повторного письменного заявления о возврате налога после вступления в силу решения арбитражного суда о признании недействительным решения Инспекции кассационной инстанцией не принимается, поскольку он не основан на действующем законодательстве о налогах и сборах.
Кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.06.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2005 по делу N А56-1561/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 января 2006 г. N А56-1561/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника