Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 января 2006 г. N А56-13241/2005
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 декабря 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Асмыковича А.В., Ломакина С.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Ирбис" Иванова А.А. (доверенность от 04.04.2005 без номера), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга Баженовой И.Н. (доверенность от 16.12.2005 N 18/26700),
рассмотрев 12.01.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга на решение арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.2005 (судья Градусов А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2005 (судьи Шестакова М.А., Масенкова И.В., Шульга Л.А.) по делу N А56-13241/2005,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ирбис" (далее - ООО "Ирбис", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга (далее - инспекция), выразившегося в неначислении процентов на сумму несвоевременно возвращенного обществу налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за сентябрь, ноябрь, декабрь 2003 года, и обязании инспекции начислить и выплатить заявителю 2 837 600 руб. 42 коп. процентов.
Решением от 10.06.2005 суд удовлетворил заявленные обществом требования.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2005 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить принятые по настоящему делу судебные акты и отказать обществу в удовлетворении заявления. Податель жалобы считает, что проценты должны рассчитываться с момента вступления в силу ранее состоявшихся решений Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делам N А56-12634/04, А56-25817/04, А56-30650/04, которыми удовлетворены требования общества о возврате из бюджета сумм НДС, уплаченных при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель общества отклонил их.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, решениями Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области и постановлениями Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа по делам N А56-12634/04, А56-25817/04, А56-30650/04 признаны недействительными решения Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Московскому району Санкт-Петербурга (после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга) от 30.12.2003 N 06/26832, от 27.02.2004 N 06/4272, от 30.03.2004 N 06/6688 и инспекцию обязали возместить обществу спорные суммы НДС путем возврата на расчетный счет за сентябрь 2003 года 10 225 871 руб., за ноябрь 2003 года 1 492 920 руб., за декабрь 2003 года 10 335 456 руб. Во исполнение указанных судебных актов 01.03.2005 обществу возвращены спорные суммы НДС без начисления процентов за несвоевременно возвращенные суммы налога.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд правомерно указал, что в силу положений части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Довод инспекции о том, что проценты должны рассчитываться с момента вступления в силу ранее состоявшихся решений Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по другим делам (N А56-12634/04, А56-25817/04, А56-30650/04), которыми удовлетворены требования о возврате из бюджета обществу сумм НДС, уплаченных таможенному органу при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, кассационная инстанция считает ошибочным, так как он противоречит статье 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 176 НК РФ, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
Указанная сумма направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет.
Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, по согласованию с таможенными органами и в течение десяти дней после проведения зачета сообщают о нем налогоплательщику.
По истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.
Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства. Возврат указанных сумм осуществляется органами Федерального казначейства.
Возврат сумм осуществляется органами Федерального казначейства в течение двух недель считая со дня получения указанного решения налогового органа. В случае, если такое решение не получено соответствующим органом Федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.
Системное толкование норм Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе положений подпункта 1 пункта 1 статьи 32 НК РФ о безусловной обязанности налоговых органов соблюдать законодательство о налогах и сборах, позволяет сделать вывод о том, что в пункте 3 статьи 176 НК РФ речь идет только о законном и обоснованном решении налогового органа. Если вынесенное налоговой инспекцией решение признано судом недействительным, это означает, что налоговым органом в установленный срок не принято решение, которое подлежало принятию, - решение о возмещении из бюджета указанной в декларации суммы налога.
В абзаце 4 пункта 3 статьи 176 НК РФ указано, что при нарушении сроков, установленных данной нормой, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из одной трехсот шестидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
Проценты являются компенсацией потерь налогоплательщика за несвоевременный возврат из бюджета причитающихся ему денежных средств.
Следовательно, законным является вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что в рассматриваемом случае инспекция неправомерно не начислила на несвоевременно возвращенную сумму налога на добавленную стоимость предусмотренные пунктом 3 статьи 176 НК РФ проценты, не вынесла решения об их выплате и не направила это решение органам федерального казначейства.
Довод подателя жалобы о неправильном порядке исчисления заявителем количества дней просрочки был предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций и правомерно признан ими несостоятельным, так как не соответствует положениям статей 6.1 и 176 НК РФ.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы налогового органа.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2005 по делу N А56-13241/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
С.А. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 января 2006 г. N А56-13241/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника