Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 января 2006 г. N А21-4504/2005-С1
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Клириковой Т.В. и Самсоновой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Багратионовском районе Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.09.2005 по делу N А21-4504/2005-С1 (судья Сергеева И.С.),
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Багратионовском районе Калининградской области (далее - Управление фонда) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с муниципального общеобразовательного учреждения "Начальная общеобразовательная школа поселка Партизанское Багратионовского района Калининградской области" (далее - Учреждение) 4 270,2 руб. штрафа за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда первой инстанции от 08.09.2005 в удовлетворении заявленного Управлением фонда требования отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Управление фонда просит отменить решение суда и удовлетворить заявленное требование, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции установлено следующее.
Как следует из акта камеральной проверки от 29.04.2005 N 2 (л.д. 14), в апреле 2005 года Управление фонда при проверке своевременности представления Учреждением предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ, далее - Закон N 27-ФЗ) сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, установило факт их несвоевременного представления. Пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ определена дата окончания приема сведений - 01.03.2005, фактически сведения поступили от Учреждения 29.04.2005.
В акте от 29.04.2005 N 2 Учреждению предложено в срок до 13.05.2005 представить объяснения по факту выявленного правонарушения.
В мае 2005 года Управление фонда на основании акта от 29.04.2005 приняло решение от 16.05.2005 N 2 (листы дела 12-13). Этим решением страхователь привлечен к ответственности за другое нарушение - представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, которая установлена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания 4 270,2 руб. штрафа.
В решении указано, что Учреждение, являясь страхователем в системе обязательного пенсионного страхования, представило 28.01.2005 в Управление фонда сведения о работающих у него застрахованных лицах за 2004 год. В ходе проверки выявлена недостоверность сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Уточненные индивидуальные сведения за 2004 год представлены Учреждением только 04.05.2005.
Во исполнение решения от 16.05.2005 Управление фонда направило в адрес Учреждения требование от 16.05.2005 N 2 об уплате штрафа в срок до 26.05.2005. Поскольку требование в установленный срок не исполнено. Управление фонда обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая заявителю во взыскании штрафа, посчитал, что страхователь предпринял все возможные меры для недопущения события правонарушения: своевременно представил сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования; до вынесения Управлением фонда решения от 16.05.2005 N 2 исправил арифметическую ошибку в ранее представленных сведениях, поэтому у Управления фонда отсутствовали основания для привлечения Учреждения к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что принятое судом решение подлежит отмене как недостаточно обоснованное, вынесенное по неполно исследованным обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи обязаны представлять один раз в год, но не позднее первого марта следующего года, в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о страховом стаже, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов по каждому работающему у него застрахованному лицу, а также другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ дополнительно к сведениям, предусмотренным настоящим пунктом, страхователь представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Во исполнение положений статьи 19 Закона N 27-ФЗ Правительством Российской Федерации разработан и утвержден порядок ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования" утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее - Инструкция). Согласно пункту 27 этой Инструкции (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2003 N 422) каждый страхователь ежегодно, до 1 марта года, следующего за расчетным периодом, обязан представить в территориальный орган относящиеся к расчетному периоду индивидуальные сведения в отношении каждого работавшего у него застрахованного лица. Вместе с индивидуальными сведениями представляется ведомость по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в которой отражаются сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом по организации за расчетный период, а также имеющаяся задолженность по уплате страховых взносов на начало и конец расчетного периода. Форма указанной ведомости утверждается Пенсионным фондом Российской Федерации.
В статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлена ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений: к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Санкции взыскиваются органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая во взыскании штрафа, признал неправомерным привлечение Учреждения к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ. При этом суд указал, что согласно статье 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право уточнять и дополнять переданные им сведения о застрахованных лицах. Учреждение до вынесения Управлением фонда решения от 16.05.2005 внесло необходимые исправления в первоначально направленные индивидуальные сведения и сообщило об этом Управлению фонда в объяснительной записке от 28.04.2005, а 04.05.2005 представило в Управление фонда уточненные индивидуальные сведения за 2004 год.
Однако кассационная инстанция считает, что такое решение суда недостаточно обосновано, поскольку судом при рассмотрении дела не выяснено следующее.
Из содержания статьи 17 Закона N 27-ФЗ следует, что страхователь подлежит привлечению к ответственности:
- за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;
- за представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Сведения, которые должны быть представлены в орган Пенсионного фонда, и срок их представления, установлены в статье 11 Закона N 27-ФЗ.
Суд посчитал, что у Управления фонда отсутствовали основания для привлечения Учреждения к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку до принятия решения о привлечении страхователя к ответственности, допущенные нарушения Учреждением устранены.
Вместе с тем из акта от 29.04.2005 N 2 следует, что первоначально по результатам проверки представленных Учреждением 29.04.2005 индивидуальных сведений за 2004 год предлагалось привлечь страхователя к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений о каждом работающем у него застрахованном лице (в акте указано на представление Учреждением сведений только 29.04.2005).
Решением же от 16.05.2005 N 2 страхователь привлечен к ответственности за совершение иного правонарушения - представления недостоверных сведений. В решении указано, что индивидуальные сведения за 2004 год Учреждение представило 28.01.2005.
Названные расхождения не получили оценки суда первой инстанции.
Судом не выяснено:
- когда фактически представлены Учреждением сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;
- какие документы представлены Учреждением в Управление фонда в апреле 2005 года;
- какие ошибки выявило Управление фонда в мае 2005 года при проверке полученных от Учреждения документов.
В кассационной жалобе Управление фонда ссылается на то, Учреждение своевременно представило индивидуальные сведения за 2004 год, однако в ходе проверки установлены расхождения между данными, указанными в декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2004 год, о сумме заработка (дохода) застрахованных лиц, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, и сумме начисленных страховых взносов.
В то же время в материалах дела отсутствует и судом не истребованы ведомость уплаты страховых взносов за 2004 год, представленная Учреждением в Управление фонда 28.01.2005, декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2004 год, на основании которой Управлением фонда выявлены расхождения в индивидуальных сведениях.
Суд, подтвердив факт исправления страхователем ошибок в первоначально представленных индивидуальных сведениях, не выяснил существо выявленных Управлением фонда расхождений в полученных от Учреждения документах.
Кроме того, суд не проверил направление Управлением фонда сообщения страхователю о наличии неточностей в представленных документах (в данном случае, содержащихся в индивидуальных сведениях и в декларации по страховым взносам за 2004 год), а также уведомления о необходимости устранения выявленных ошибок.
В соответствии с пунктом 35 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью сведений о трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования и о заработной плате (доходе), представляемых страхователями, путем проведения проверок, запроса дополнительных сведений, а также путем сверки сведений о начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах с данными налоговых органов и органов федерального казначейства. При обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки территориальный орган уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях и необходимости их устранения.
Согласно пункту 36 Инструкции страхователь в 2-недельный срок после уведомления территориального органа об имеющихся расхождениях между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки устраняет их и представляет в территориальный орган уточненные данные.
Судом первой инстанции не дана оценка также доводам Учреждения о самостоятельном выявлении и исправлении арифметической ошибки в представленных (28.01.2005) индивидуальных сведениях за 2004 год (л.д. 15); не истребованы доказательства направления Учреждением Управлению фонда объяснительной записки от 28.04.2005 (л.д. 16) и даты ее получения Управлением фонда.
В статье 15 Закона N 27-ФЗ указано, что страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 29 Инструкции в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган формах документов персонифицированного учета страхователь в 2-недельный срок представляет исправленные формы.
То есть судом не выяснены обстоятельства, свидетельствующие о наличии либо отсутствии вины Учреждения в совершенном правонарушении.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
Нормы налогового законодательства распространяются на возникшие правоотношения сторон в силу пункта 7 статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), согласно которому органы государственных внебюджетных фондов являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Следовательно, при рассмотрении данного спора применимы положения главы 15 Налогового кодекса Российской Федерации "Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений".
В соответствии со статьей 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (с нарушением законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность.
Взыскание штрафов по своему существу носит карательный характер и является наказанием за правонарушение, то есть за предусмотренное законом противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. При производстве по делу о правонарушении подлежат доказыванию как сам факт совершения такого правонарушения, так и вина страхователя.
Отсутствие вины лица в совершении правонарушения статья 109 НК РФ относит к обстоятельствам, исключающим привлечение его к ответственности.
Следовательно, необходимость установления вины страхователя для привлечения его к ответственности прямо предписана Налоговым кодексом Российской Федерации.
Между тем, имеющихся в деле материалов недостаточно для подтверждения факта самостоятельного выявления Учреждением допущенных ошибок и принятия мер к их устранению, а суд, указав на то, что Учреждение предприняло все возможные меры для недопущения события правонарушения, не истребовал у сторон необходимые дополнительные доказательства. То есть вывод суда недостаточно обоснован, не соответствует представленным в дело документам.
Не проверен судом первой инстанции и расчет суммы штрафа, подлежащего взысканию с Учреждения по решению Управления фонда от 16.05.2005 N 2.
По смыслу статьи 17 Закона N 27-ФЗ размер штрафа, подлежащего взысканию за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует исчислять не от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации за всех застрахованных лиц, а только от суммы платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых представлены недостоверные сведения.
В материалах дела отсутствуют сведения о сумме причитающихся с Учреждения платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2004 год.
Судом также не выяснено, относится ли допущенная Учреждением арифметическая ошибка ко всем застрахованным лицам или к одному (нескольким из них); какая сумма платежей относится к тем застрахованным лицам, в отношении которых представлены недостоверные сведения. Соответственно невозможно проверить правильность исчисления Управлением фонда суммы штрафа.
Таким образом, обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, судом первой инстанции исследованы неполно, поэтому решение суда подлежит отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует истребовать и исследовать ведомость уплаты страховых взносов за 2004 год и декларацию по страховым взносам за 2004 год; выяснить выявленные Управлением фонда неточности в представленных Учреждением 28.01.2005 индивидуальных сведениях о застрахованных лицах за 2004 год, всесторонне, полно и объективно оценить сведения этих документов в совокупности с иными доказательствами по делу и, проверив наличие оснований для привлечения Учреждения к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ, в том числе с учетом приведенных Управлением фонда обстоятельств, послуживших основанием для привлечения страхователя к ответственности за представление неполных и недостоверных индивидуальных сведений, а также доводов Учреждения о самостоятельном обнаружении ошибок, вынести законное и обоснованное решение по существу спора.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.09.2005 по делу N А21-4504/2005-С1 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Л.А. Самсонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 января 2006 г. N А21-4504/2005-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника