Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 31 января 2006 г. N А56-1846/2005
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 декабря 2005 г.
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31 мая 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Абакумовой И.Д. и Шевченко А.В., при участии от открытого акционерного общества "Пивоваренная компания "Балтика" Британова B.С. (доверенность от 10.01.2006 N 27) и Никифоровой И.Б. (доверенность от 31.01.2006 N 28), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу Росткова Ю.В. (доверенность от 28.07.2005 N 03-09/Д66),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.05.2005 (судья Галкина Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2005 (судьи Згурская М.Л., Семиглазов В.А., Шульга Л.А.) по делу N А56-1846/2005,
установил:
Открытое акционерное общество "Пивоваренная компания "Балтика" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу, правопреемником которой является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу, (далее - налоговая инспекция) от 21.09.2004 N 07-31/468 в части отказа в возмещении из бюджета 255 628 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за май 2004 года по экспортным операциям и обязании налоговой инспекции возместить указанную сумму налога из бюджета путем зачета в счет предстоящих платежей по налогу на добавленную стоимость.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.05.2005 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2005 решение суда от 31.05.2005 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление судов и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права. По мнению подателя жалобы, налогоплательщиком не выполнены требования подпункта 4 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ): Общество не представило копии коносаментов на перевозку экспортируемого товара. Налоговый орган считает, что только коносамент является товаросопроводительным документом, удостоверяющим факт перевозки груза за пределы территории Российской Федерации. Представленные налогоплательщиком вместе с декларацией копии погрузочных (фрахтовых) билетов свидетельствуют только о принятии груза на борт судна, но не подтверждают его вывоз за пределы территории Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, во исполнение контрактов, заключенных с иностранными покупателями. Общество в феврале 2004 года реализовало на экспорт собственную продукцию (пиво). Собрав в соответствии с пунктом 9 статьи 165 НК РФ комплект предусмотренных пунктом 1 статьи 165 НК РФ документов, Общество 21.06.2004 представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за май 2004 года по экспортным операциям. В этой декларации Общество указало выручку от реализации продукции на экспорт, облагаемую налогом по ставке 0 процентов, и предъявило к возмещению из бюджета 10 562 695 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), связанных с реализацией товара на экспорт.
Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов налогоплательщик представил в налоговую инспекцию документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 и пунктом 1 статьи 172 НК РФ.
Налоговая инспекция провела камеральную проверку полученных декларации и документов, по результатам которой приняла решение от 21.09.2004 N 07-31/468 о возмещении Обществу из бюджета 10 307 067 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за май 2004 года. В возмещении 255 628 руб. налога отказано. В мотивированном заключении налоговый орган обосновал отказ невыполнением Обществом требований подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ: с декларацией не представлены копия поручения на отгрузку товара, указанного в грузовой таможенной декларации N 10310070/300104/0000455, и копии коносаментов на перевозку экспортируемого товара к грузовым таможенным декларациям N 10210070/200204/0002456, 10210070/110304/0003635, 10210070/110304/0003637, 10210070/180304/0004140, 10210070/18304/0004158, 10210070/19304/0004216, 10210070/250304/0004537, 10210070/260304/0004612.
Общество, считая основания отказа налогового органа возместить 255 628 руб. налога на добавленную стоимость незаконными, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения налоговой инспекции от 21.09.2004 N 07-31/468 недействительным в этой части.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования заявителя, и кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены принятых по данному делу судебных актов.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг) из бюджета и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) установлены статьями 165, 171, пунктами 1 и 3 статьи 172, пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названным нормам для подтверждения права на возмещение сумм налога на добавленную стоимость путем зачета или возврата из бюджета налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0 процентов с предусмотренными статьей 165 НК РФ документами.
В пункте 1 статьи 165 НК РФ приведен перечень документов, которые налогоплательщик, реализующий экспортируемые товары, обязан представить в налоговый орган вместе с декларацией в подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и права на налоговые вычеты:
1) контракт, заключенный с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации;
2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке;
3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающими вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Судами обеих инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что вывоз товаров Общества за пределы Российской Федерации осуществлен морским транспортом (на морских паромах). На паромы были погружены автомобили с товаром Общества.
Морские паромы являются самостоятельным видом морских судов, поэтому для подтверждения льготы по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров за пределы территории Российской Федерации налогоплательщик обязан представить в налоговый орган документы, подтверждающие вывоз товаров морскими судами через морские порты.
Причем в случае вывоза товаров судами через морские порты для экспортеров в подпункте 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ предусмотрены особенности оформления транспортных (товаросопроводительных) документов.
Установлено, что при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщик обязан представить в налоговый орган следующие документы:
- копию поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничной таможни Российской Федерации;
- копию коносамента на перевозку экспортируемого товара, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что Общество представило вместе с налоговой декларацией международные товарно-транспортные накладные (CMR), поручения на отгрузку с отметкой таможенного органа "Погрузка разрешена" и указанием порта разгрузки, находящегося за пределами Российской Федерации.
Вместо копий коносаментов на перевозку экспортируемого товара Общество представило в налоговый орган фрахтовые (погрузочные) билеты (Freight ticket) с указанием места разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации.
Налоговый орган не признал фрахтовые (погрузочные) билеты документами, заменяющими коносаменты.
Между тем, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14.07.2003 N 12-П признал не противоречащим Конституции Российской Федерации положение абзаца четвертого подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ. Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил, что по своему смыслу в общей системе правового регулирования норма подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ не исключает возможность подтверждения вывоза за пределы территории Российской Федерации судами через морские порты товаров в таможенном режиме экспорта путем представления в налоговые органы налогоплательщиком - для реализации предусмотренного пунктом 1 статьи 164 НК РФ права на применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость - наряду с другими обязательными документами вместо коносамента иных транспортных, товаросопроводительных документов, содержащих такую же информацию.
Конституционно-правовой смысл данного положения, выявленный в названном постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Так, в постановлении от 14.07.2003 N 12-П указано, что погрузочный билет, применяемый в практике паромных перевозок в качестве документа, подтверждающего прием груза, - как содержащий ту же информацию, что и коносамент, и допускаемый в качестве доказательства при рассмотрении гражданско-правовых споров, связанных с договорами перевозки грузов, - обладает доказательственным значением и в сфере налоговых отношений. Это не противоречит статье 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Наличие в поручениях на погрузку и фрахтовых (погрузочных) билетах отметки пограничной таможни "Погрузка разрешена" и указание порта разгрузки, находящегося за пределами территории Российской Федерации, подтверждает вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации судами через морские порты.
Судами первой и апелляционной инстанций также установлено и налоговой инспекцией не оспаривается, что Общество надлежащим образом подтвердило факты поступления экспортной выручки и уплаты налога на добавленную стоимость поставщикам товаров (работ, услуг), связанных с реализацией товаров на экспорт.
Ссылка налогового органа на непредставление налогоплательщиком вместе с декларацией за май 2004 года копии поручения на отгрузку товара, экспортированного по грузовой таможенной декларации N 10310070/300104/0000455, отклонена судами как не подтвержденная материалами дела (л.д. 55-64, 136 т.1).
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает правильным вывод судов о необоснованном отказе налоговой инспекции в возмещении Обществу из бюджета 255 628 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за май 2004 года по экспортным операциям.
Правовые основания для отмены принятых по данному делу судебных актов и удовлетворения жалобы налоговой инспекции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.05.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2005 по делу N А56-1846/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 января 2006 г. N А56-1846/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника