Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 февраля 2006 г. N А05-6481/05-12
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Боглачевой Е.В., Морозовой Н.А.,
рассмотрев 26.02.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 07.11.2005 по делу N А05-6481/05-12 (судья Тряпицына Е.В., Волков Н.А., Шашков А.Х.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Содействие" (далее - Общество, ООО "Содействие") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция) от 20.04.2005 N 10-14/2443дсп и об обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Решением суда первой инстанции от 28.07.2005 (судья Ивашевская Л.И.) в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 07.11.2005 решение суда от 28.07.2005 отменено. Апелляционная инстанция признала недействительным решение Инспекции от 20.04.2005 N 10-14/2443дсп об отказе в возмещении Обществу 66 087 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за IV квартал 2004 года.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции от 07.11.2005 и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение апелляционной инстанцией норм материального права. Налоговый орган считает, что Обществу правомерно отказано в возмещении 66 087 руб. НДС, так как в нарушение требований подпункта 3 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) заявитель не представил копии грузовой таможенной декларации с отметкой "Товар вывезен" таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление товара.
Представители сторон в судебное заседание не явились, надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Общество 20.01.2005 представило в Инспекцию декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за четвертый квартал 2004 года и предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации документы, которыми подтверждается его право на возмещение из бюджета 66 087 руб. НДС, уплаченного при осуществлении экспортных операций.
Инспекция провела камеральную налоговую проверку декларации и документов, по результатам которой приняла решение от 20.04.2005 N 10-14/2443дсп об отказе Обществу в возмещении из бюджета 66 087 руб. НДС за четвертый квартал 2004 года. В обоснование решения налоговый орган сослался на то, что представленные Обществом документы не удовлетворяют требованиям подпункта 3 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации: в грузовой таможенной декларации отсутствует отметка "Товар вывезен полностью" пограничного таможенного органа Российской Федерации, через который товар вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Общество, не согласившись с данным решением Инспекции, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Кассационная инстанция считает, что, удовлетворяя требования заявителя, апелляционная инстанция правомерно исходила из следующего.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета при экспорте товаров (работ, услуг), а также порядок реализации этого права установлены статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 и (или) подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации; выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке; грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (пограничный таможенный орган); копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Вместе с тем налоговым законодательством предусмотрен ряд особенностей при вывозе товаров через границу с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен.
Так, на основании подпунктов 3 и 4 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляется грузовая таможенная декларация (ее копия), а также копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление вывоза товаров.
Как следует из материалов дела, по договору от 05.01.2004 N 2/01, заключенному с ТОО "Сириус" (Казахстан), и дополнительному соглашению к нему от 06.08.2004 N 2 Общество обязалось поставить на условиях FCA Инкотермс-2000 товар, а также "организовать от своего имени, но за счет покупателя транспортировку товара по территории Российской Федерации от станции отправления до переходной пограничной с Республикой Казахстан станции". Факт экспорта товара в Республику Казахстан подтверждается товарной накладной, грузовой таможенной декларацией (далее - ГТД), товарно-транспортными документами, платежными документами и не оспаривается Инспекцией. Причем, как на ГТД, так и на железнодорожной накладной имеются соответствующие положениям подпунктов 3 и 4 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации отметка Архангельской таможни "Выпуск разрешен" (листы дела 18, 25-27).
Указом Президента Российской Федерации от 31.12.95 N 1343 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Казахстан" таможенный контроль на границе Российской Федерации с Республикой Казахстан отменен. Между Российской Федерацией и Республикой Казахстан 26.02.99 подписан договор "О таможенном союзе и едином экономическом пространстве", который ратифицирован обеими сторонами (Российской Федерацией - Федеральным законом от 29.01.97 N 21-ФЗ "О ратификации Соглашения о Таможенном союзе и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности") и которым также предусматривается отмена таможенного контроля.
Протоколом от 17.02.2000 "О таможенном контроле за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми между таможенными органами - участников Таможенного союза" (далее - Протокол), подписанным Правительствами Российской Федерации и Республики Казахстан, также не предусмотрено проставление на ГТД отметки о фактическом вывозе товара. Статьями 4 и 6 названного Протокола предусмотрено, что товары и транспортные средства, перевозимые между таможенными органами государств - участников Таможенного союза, таможенный контроль на общих границах между которыми отменен, подлежат доставке под таможенным контролем в соответствии с настоящим разделом Протокола с учетом положений национальных законодательств государств Сторон. В качестве документов контроля за доставкой товаров используется документ контроля за доставкой товаров (ДКД) унифицированной формы, либо книжка МДП (при перемещении товаров в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года).
На основании международных договоров государств Сторон в качестве документа контроля за доставкой товаров в порядке, установленном настоящей статьей, могут использоваться и иные документы, установленные данными международными договорами.
Таким образом, поскольку в грузовой таможенной декларации должна быть проставлена только отметка таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление вывоза товара, требование налогового органа о наличии дополнительных таможенных отметок относительно фактического вывоза товаров, выполненных пограничным таможенным органом, не соответствует положениям законодательства Российской Федерации.
На грузовой таможенной декларации N 10203100/021104/0003871 и товаросопроводительном документе - товарной накладной, представленных в налоговый орган и в суд, имеется отметка "Выпуск разрешен" Архангельской таможни, производившей таможенное оформление экспортированного товара, которая заверена личной номерной печатью должностного лица таможенного органа.
С учетом изложенного апелляционная инстанция сделала правильный вывод о том, что представленные Обществом в налоговый орган документы оформлены в соответствии с требованиями статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
Иных нарушений порядка подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и права на возмещение НДС налоговым органом не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция правомерно признала недействительным решение налогового органа от 20.04.2005 N 10-14/2443дсп.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции от 07.11.2005 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-6481/05-12 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 февраля 2006 г. N А05-6481/05-12
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника