Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 марта 2006 г. N А56-31188/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Корпусовой О.А., Шевченко А.В.,
при участии от федерального государственного унитарного предприятия "Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" Глебова А.Б. (доверенность от N 54) от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сосновый Бор Ленинградской области Машкиной Л.М. (доверенность от N 08-09/15) и Деминовой О.В. (доверенность от 15.02.2006 N 01- 21/1048),
рассмотрев 06.03.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.10.2005 по делу N А56-31188/2005 (судья Рыбаков С.П.),
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" в лице филиала "Ленинградская атомная станция" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сосновый Бор Ленинградской области (далее - инспекция), выразившихся в отказе возвратить незаконно взысканную сумму пеней в размере 10 000000 руб., и об обязании инспекции произвести зачет незаконно взысканной суммы пеней в счет предстоящих платежей по налогу на доходы физических лиц.
Решением суда первой инстанции от 17.10.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось. В кассационной жалобе предприятие просит отменить судебный акт, удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неправильное применение статей 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации. Податель жалобы считает, что поскольку предметом спора являются суммы незаконно взысканных пеней, то подлежит применению статья 13 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", согласно которой суммы налогов и другие обязательные платежи, неправильно взысканные налоговыми органами, подлежат возврату.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители инспекции просили оставить решение в силе, указывая на его законность и обоснованность. Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, предприятие обратилось в инспекцию с заявлением от 28.04.2005 N 415/4 о возврате 10 000000 руб. пеней по налогу на доходы физических лиц как незаконно взысканных. В обоснование заявления налогоплательщик указал на следующие обстоятельства: 3 500 000 руб. пеней взысканы налоговым органом по инкассовым поручениям от 10.02.2004 N 34, 35, 37, 38, от 13.02.2004 N 45, 46, от 10.03.2004 N 59, выставленным на основании требования от 29.03.2002 N 05/281 и признанным впоследствии незаконными решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.07.2004 по делу N А56-12329/04, вступившим в законную силу; 6 500 000 руб. пеней взысканы по инкассовым поручениям от 13.02.2004 N 47, 48, от 17.02.2004 N 51, 52, от 10.03.2004 N 57, 58, 60, от 11.03.2004 N 63, 64 в нарушение определения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.03.2004 по делу N А56-12329/04, которым инспекции запрещено выставлять на счета предприятия инкассовые поручения на бесспорное списание недоимки по обязательным платежам на основании требования от 29.03.2002 N 05/281.
Письмом от 11.05.2005 N 07-14/2635 налоговый орган отказал предприятию в возврате 10 000000 руб., указав на следующие обстоятельства. В силу статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации возврат излишне взысканного налога производится налогоплательщику только после зачета в счет погашения недоимки по уплате налогов или сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету.
Между тем решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.09.2004 по делу N А56-17886/04, вступившим в законную силу, установлено наличие у предприятия задолженности по налогу на доходы физических лиц. Налоговый орган также отмечает, что решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.07.2004 по делу N А56-12329/04 признаны незаконными инкассовые поручения от 10.02.2004 N 34, 35, 37, 38, от 13.02.2004 N 45, 46, от 10.03.2004 N 59, однако требование от 29.03.2002 N 05/281, на основании которого они были выставлены налогоплательщиком не оспаривалось. Кроме того, инспекция считает, что взыскание пеней правомерно, поскольку списание денежных средств со счета предприятия по инкассовым поручениям от 13.02.2004 N 47, 48, от 17.02.2004 N 51, 52, от 10.03.2004 N 57, 58, 60, от 11.03.2004 N 63, 64 произведено в период с 26.02.2004 по 25.03.2004 до получения инспекцией определения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.03.2004 по делу N А56-12329/04.
Предприятие обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, считая, что отказ инспекции возвратить незаконно взысканную сумму пеней в размере 10 000000 руб. нарушает его права и законные интересы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд сослался на наличие у предприятия задолженности по пеням по налогу на доходы физических лиц.
Согласно статье 13 Закона Российской Федерации от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" суммы налогов и другие обязательные платежи, неправильно взысканные налоговыми органами, подлежат возврату, а убытки (в том числе упущенная выгода), причиненные налогоплательщику незаконными действиями налоговых органов и их должностными лицами, возмещаются в порядке, установленном законом. Применение данной правовой нормы осуществляется по правилам и в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджет (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной сумм производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности). При этом пунктом 7 указанной статьи предусмотрено, что правила статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации применяются также в отношении сборов и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Таким образом, при разрешении данного спора суд первой инстанции правомерно применил статью 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В нарушение приведенного положения закона в обоснование заявленных; требований предприятие ссылается на обстоятельства, свидетельствующие о незаконности действий налогового органа по взысканию спорной суммы налога, однако не приводит никаких доказательств, подтверждающих отсутствие фактической обязанности налогоплательщика по уплате спорной суммы, отсутствие у налогоплательщика задолженности перед бюджетом.
Более того, как обоснованно указал суд первой инстанции, решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.09.2004 по делу N А56-17886/04 установлено наличие у предприятия задолженности по пеням по налогу на доходы физических лиц в размере 342 221 850 руб., часть которой была подвергнута реструктуризации. Данное обстоятельство заявитель не оспаривает.
При таких обстоятельствах следует признать, что инспекция, руководствуясь положениями статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации, обоснованно отказала предприятию в возврате 10 000 000 руб. и основания для отмены принятого по делу судебного акта отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.10. 2005 по делу N А56-31188/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 марта 2006 г. N А56-31188/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника