Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 марта 2006 г. N А21-2068/2005-С1
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Казанцевой Р.В.,
судей Кирейковой Г.Г., Шпачевой Т.В.,
при участии: от Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Балтийская Государственная Академия Рыбопромыслового флота" - Артамоновой О.В. (доверенность от 25.04.2005); от Западной государственной инспекции пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты при Министерстве финансов Российской Федерации - Короля М.И. (доверенность от 24.01.2006),
рассмотрев 28.02.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Западной государственной инспекции пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты при Министерстве финансов Российской Федерации на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2005 по делу N А21-2068/2005-С1 (судьи Згурская М.Л., Зайцева Е.К., Масенкова И.В.),
установил:
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Балтийская Государственная Академия Рыбопромыслового флота" (далее - Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания, выданного Западной государственной инспекцией пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты при Министерстве финансов Российской Федерации (далее - Инспекция), от 16.03.2005 N 3007-08-06/170 "О нарушениях в организации учета, проведения инвентаризации драгоценных металлов, содержащихся в материальных ценностях, составления государственной отчетности, организации сбора и учета лома, содержащего драгоценные металлы, от ликвидации основных средств, приборов и оборудования".
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 22.07.2005 (судья Мялкина А.В.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 02.12.2005 решение отменено. Оспариваемое предписание признано недействительным. По мнению апелляционного суда, при вынесении решения суд руководствовался не положениями Федерального закона от 26.03.98 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Закон), а подзаконными актами (Правилами и Инструкцией), расширяющими сферу применения данного Закона.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить постановление от 02.12.2005 и оставить в силе решение от 22.07.2005, указывая на неправильное применение апелляционным судом норм материального права.
В судебном заседании представитель Инспекции подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. По мнению заявителя, суд первой инстанции правильно применил Закон и изданные в соответствии с ним подзаконные акты, определяющие порядок ведения учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении.
Представитель Учреждения просил оставить жалобу без удовлетворения, считая правильными доводы, приведенные в постановлении апелляционного суда.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена проверка по вопросу выполнения Учреждением требований руководящих документов в части организации получения, учета, хранения и проведения инвентаризации драгоценных металлов, содержащихся в материальных средствах, сбора и сдачи в Государственный фонд Российской Федерации драгоценных металлов в виде лома и отходов за период с октября 2003 года по февраль 2005 года.
В ходе проверки Инспекцией был выявлен факт нарушения организации учета, проведения инвентаризации драгоценных металлов, содержащихся в материальных ценностях, составления государственной отчетности, организации сбора и учета лома, содержащего драгоценные металлы, от ликвидации основных средств, приборов и оборудования, о чем составлен акт от 28.02.2005 N 7. Согласно акту, заявитель использует в своей деятельности изделия, содержащие драгоценные металлы (л.д. 13-20).
Учреждению выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 16.03.2005 N 30-07-08-06/170 (л.д. 10-12)
Выданное предписание было оспорено в арбитражном суде. Требования мотивированы тем, что Учреждение не относится к числу организаций, осуществляющих деятельность по добыче, производству, переработке, использованию в своей деятельности драгоценных металлов и драгоценных камней, не осуществляет операций с указанными ценностями.
Вышеупомянутым Законом установлены правовые основы регулирования отношений, возникающих в различных областях, в том числе в области добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота) драгоценных металлов и драгоценных камней.
Кроме того, раскрыто содержание основных используемых в Законе понятий (статья 1), определен перечень драгоценных металлов, которые могут находиться в любом состоянии и виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.
Под производством драгоценных металлов понимается, в том числе, извлечение драгоценного металла из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы.
Полномочия Правительства Российской Федерации по регулированию отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения определены в статье 11 Закона. В соответствии с наделенными полномочиями именно Правительство РФ устанавливает порядок учета, хранения драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, а также порядок отчетности о них.
В целях защиты прав потребителей ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, прав изготовителей этих изделий, а также в целях защиты интересов государства осуществляется федеральный пробирный надзор, включающий в себя, в том числе:
- специальный учет;
- постоянный государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, хранением и учетом драгоценных металлов и драгоценных камней в организациях, определяемых Правительством Российской Федерации;
- периодический государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, хранением и учетом драгоценных металлов и драгоценных камней во всех организациях, осуществляющих указанную деятельность (статья 13).
Действовавшая в проверяемый период редакция Закона (п. 4 статьи 22) предусматривала, что "лом и отходы драгоценных металлов и драгоценных камней подлежат сбору во всех организациях, в которых образуются указанные лом и отходы.
Собранные лом и отходы подлежат обязательному учету и могут обрабатываться (перерабатываться) собирающими их организациями, для вторичного использования или реализовываться организациям, имеющим лицензии на данный вид деятельности, для дальнейшего производства и аффинажа драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней" (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ).
С учетом приведенных положений Закона суд кассационной инстанции не может согласиться с приведенным апелляционным судом в постановлении выводом о том, что разработанные и утвержденные Правительством РФ в соответствии с Постановлением от 28.09.2000 N 731 "Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности" (далее - Правила) и Инструкция "О порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении" (далее - Инструкция), расширяют сферу применения Закона.
Правила разработаны в соответствии с Законом и в целях обеспечения контроля за движением и сохранностью драгоценных металлов и драгоценных камней при их добыче, производстве, использовании и обращении, драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и изделий, их содержащих.
Правила распространяются на все юридические лица, а также на граждан, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, в частности, в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, сбора, заготовки, первичной обработки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней, а также использующих изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни (далее именуются - организации).
Названные Правила и Инструкция, зарегистрированная в Министерстве юстиции РФ 22.10.2001 N 2986, не признаны не действующими и не соответствующими Закону.
Поскольку установленный настоящей Инструкцией порядок должны соблюдать все юридические лица, независимо от форм собственности, в том числе использующие изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни (пункт 1.3), организации обязаны разработать и утвердить собственные инструкции, учитывающие специфику выполняемых ими операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Организации обязаны вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней и проводить в установленные сроки их инвентаризацию, обеспечивать удаление лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней из мест образования и накопление их с целью последующего использования в собственном производстве или реализации (далее - сбор лома, отходов драгоценных металлов и драгоценных камней), осуществлять их учет, использовать и реализовывать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.п. 1.7, 1.8).
Положения пунктов 3.1 и 3.2 Инструкции не противоречат, а фактически дублируют положения пункта 4 статьи 22 Закона, и, уточняя их, не искажают смысла данной нормы.
Так, в соответствии с Инструкцией, организации осуществляют сбор всех видов лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней во всех местах и от всех источников их образования. Собранные лом и отходы драгоценных металлов и драгоценных камней подлежат обязательному учету в соответствии с требованиями, предусмотренными в пункте 6.5 Инструкции, и могут обрабатываться (перерабатываться) самостоятельно собирающими их организациями или реализовываться или передаваться на давальческой основе организациям, указанным в пункте 3.2 Инструкции.
Ломом, в данном случае, являются пришедшие в негодность, утерявшие эксплуатационную ценность или подлежащие ликвидации изделия и (или) их составные части, которые изготовлены из драгоценных металлов или их сплавов или содержат их.
Поскольку лом и отходы подлежат учету, сбору, хранению и сдаче в установленном и обязательном для всех организаций порядке, кассационная инстанция не может принять во внимание доводов о том, что Учреждение как собственник вправе распорядиться имуществом, ставшим ломом, по своему усмотрению.
Пунктами 6.18 и 6.19 Инструкции определен порядок учета драгоценных металлов при списании покупных комплектующих изделий, приборов, инструментов, оборудования с использованием данных, содержащихся в технической документации (паспортах, формулярах, руководствах по эксплуатации), предусмотрена возможность при списании приборов и изделий самостоятельного изъятия организацией из этих приборов и изделий деталей, содержащих драгоценные металлы и их сплавы, или с привлечением организаций, осуществляющих проведение таких работ в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного выше следует признать ошибочными выводы апелляционного суда о том, что заявитель, являясь государственным образовательным учреждением, не осуществляет вида деятельности, в отношении которого введен специальный порядок регулирования и не относится к тем организациям, за которыми Федеральный пробирный надзор осуществляет периодический государственный контроль.
Оказание Учреждением образовательных услуг не освобождает его от обязанности выполнения требований Закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" по ведению надлежащего учета, проведения инвентаризации драгоценных металлов, содержащихся в материальных ценностях, составления государственной отчетности, организации сбора и учета лома, содержащего драгоценные металлы, от ликвидации основных средств, приборов и оборудования.
При таком положении обжалуемое постановление апелляционного суда, принятое с неправильным толкованием и применением норм материального права, подлежит отмене, а решение суда первой инстанции оставлению в силе.
По правилам статьи 110 АПК РФ с Учреждения в пользу Инспекции подлежит взысканию государственная пошлина, уплаченная при подаче кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2005 по делу N А21-2068/2005-С1 отменить.
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.07.2005 по тому же делу оставить в силе.
Взыскать с Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Балтийская Государственная Академия Рыбопромыслового флота" в пользу Западной государственной инспекции пробирного надзора 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
Р.В. Казанцева |
Т.В. Шпачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 марта 2006 г. N А21-2068/2005-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника