Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 марта 2006 г. N А66-11005/2005
Резолютивная часть постановления оглашена 06.03.2006.
Полный текст постановления изготовлен 09.03.2006.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Корпусовой О.А., Шевченко А.В.,
рассмотрев 06.03.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 07.11.2005 по делу N А66-11005/2005 (судья О.М. Бажан),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Тверской области (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области) (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью Региональное Информационное Агентство "Гала - Пресс" (далее - общество) 54 807 руб. 75 коп. штрафа по пункту 1 статьи 122, статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату сумм единого социального налога в результате необоснованного применения налогового вычета в сумме 12 954 руб. 55 коп., а также за неперечисление сумм налога на доходы физических лиц, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом в сумме 41 853 руб. 20 коп.
Решением суда от 07.11.2005 с общества взыскано в доход соответствующих бюджетов 41 853 руб. 20 коп. штрафа и 1 674 руб. государственной пошлины, в остальной части требований инспекции отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение от 07.11.2005 и взыскать с общества 12 954 руб. 55 коп. штрафа.
Представители общества и инспекции, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная проверка общества по вопросам правильности удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц, полноты и своевременности представления в налоговый орган сведений о доходах физических лиц за период с 06.02.2002 по 03.02.2005, а также по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет единого социального налога (далее - ЕСН) за период с 06.02.2002 по 31.12.2003.
В ходе проверки инспекция установила, что обществом допущено занижение налогооблагаемой базы вследствие неисчисления и неперечисления в бюджет налога на доходы физических лиц за 2002-2004 годы.
Кроме того, инспекцией при проверке правильности исчисления и уплаты ЕСН за 2003 год выявлено превышение сумм начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговые вычеты) над суммой фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, что повлекло недоплату (неполную уплату) сумм ЕСН за 2003 год на 64 772 руб. 75 коп. Обществом за тот же период заявлен налоговый вычет в сумме 77 533 руб. 75 коп., в то время как страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации уплачены в сумме 12 761 руб.
По итогам проверки инспекцией вынесено решение от 30.03.2005. N 14-19/57 о привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 12 954 руб. 55 коп. штрафа за неуплату единого социального налога в части федерального бюджета в результате необоснованного применения налогового вычета и взыскания 41 853 руб. 20 коп. штрафа по статье 123 НК РФ за неправомерное перечисление (неполное перечисление) сумм налога на доходы физических лиц.
На основании принятого решения инспекция направила предприятию требования от 05.04.2005 N 730 и от 06.04.2005 N 779 об уплате налоговых санкций в добровольном порядке.
Поскольку добровольно предприятие штраф не уплатило, инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Кассационная инстанция считает решение суда об отказе в удовлетворении заявления о взыскании штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ правильным и обоснованным.
Согласно пункту 3 статьи 243 НК РФ в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по ЕСН, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 243 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ). При этом сумма налогового вычета, то есть сумма начисленных страховых взносов, не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
Согласно абзацу четвертому пункта 3 статьи 243 НК РФ в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычете превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором произошло такое занижение.
В силу пункта 1 статьи 23 Закона N 167-ФЗ страхователь ежемесячно вносит авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, внесенных за отчетный период.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ разница между суммами авансовых платежей, внесенных за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Согласно статье 106 НК РФ налоговым правонарушением является виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Кодексом установлена ответственность.
Согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.
Как установлено статьей 109 НК РФ, налогоплательщик может быть привлечен к ответственности лишь при наличии события налогового правонарушения и вины, обязанность доказывания которой возложена на налоговый орган.
Доказательств неправомерности применения предприятием вычетов в сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование налоговый орган не представил.
Следовательно, занижение суммы ЕСН, подлежащего уплате, произошло не в результате указанных в статье 122 НК РФ действий (бездействия), а в результате неполной уплаты суммы страховых взносов, что не образует состава правонарушения, предусмотренного статьей 122 НК РФ.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 07.11.2005 по делу N А26-11005/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 марта 2006 г. N А66-11005/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника