Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 апреля 2006 г. N А21-5468/2005-С2
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 февраля 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Коняевой Е.В. и Сергеевой И.В.,
рассмотрев 03.04.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Регионнефтегаз" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.12.2005 по делу N А21-5468/2005-С2 (судья Конева В.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Регионнефтегаз" (далее - ОАО "Регионнефтегаз") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к территориальному управлению Министерства имущественных отношений Российской Федерации (далее - Управление), обществу с ограниченной ответственностью "Неко плюс" (далее - ООО "Неко плюс") о признании недействительным договора доверительного управления имуществом от 20.05.2004 N 29, заключенного между Управлением и ООО "Неко плюс".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена мэрия города Калининграда (далее - Мэрия).
Решением от 01.12.2005 в иске отказано.
В апелляционной инстанции законность решения не проверялась.
В кассационной жалобе ОАО "Регионнефтегаз" просит решение отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Податель жалобы ссылается на неприменение судом первой инстанции приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС РФ) от 15.12.2002 N 583, приказа МЧС РФ от 21.07.2005 N 575 и СНиП II-11-77 "Защитные сооружения гражданской обороны".
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность решения проверена в кассационном порядке.
Участвующие в деле лица о времени и месте слушания дела извещены, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Материалами дела подтверждается следующее.
Между мэрией города Калининграда (арендодатель) и ОАО "Регионнефтегаз" (арендатор) заключен договор от 01.08.2002 N 004044 на передачу в аренду городских земель (л.д. 30-36).
Согласно пункту 1.1 договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду сроком на 3 года (на период строительства) земельный участок площадью 1,1483 га с кадастровым номером 39:15:13 24 02:0006 по ул. Сергеева в Ленинградском районе города Калининграда в границах, обозначенных в приложении N 1 к договору.
Срок действия договора исчисляется с 05 декабря 2001 и продолжается до 05 декабря 2004 года (пункт 2.1 договора).
Дополнительным соглашением от 11.05.2005 N 004044-1 к указанному выше договору срок его действия продлен до 05 декабря 2007 года (л.д. 38, 39).
Между Управлением (учредитель управления) и ООО "Неко плюс" (доверительный управляющий) заключен договор доверительного управления от 20.05.2004 N 29 (л.д. 10-16).
Согласно пункту 1.1 договора учредитель управления передает в доверительное управление доверительному управляющему на определенный договором срок государственное имущество восстановительной стоимостью на 05.03.2004 года 148 650 руб., остаточной стоимостью на 05.03.2004 года - 81 750 руб., расположенное по адресу: Калининград, ул. Сергеева, N 12 (бывшее бомбоубежище), находящееся в собственности Российской Федерации (приложение 1). Характеристика имущества приведена в копии технического паспорта, прилагаемого к договору, как его неотъемлемая часть (приложение 2). Передача имущества в доверительное управление осуществляется по акту приема-передачи, который является неотъемлемой частью договора (приложение 4).
Факт передачи имущества по данному договору подтвержден материалами дела (л.д. 18).
Полагая, что этот договор является ничтожной сделкой, ОАО "Регионнефтегаз" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.
Как следует из указанной статьи с учетом общего смысла норм права, изложенных в главе 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, под доверительным управлением законодатель понимает длящееся использование вверенного управляющему имущества в интересах собственника посредством осуществления ряда юридических и фактических действий в пределах определенного срока, по истечении которого предполагается возврат имущества собственнику.
В соответствии со статьей 1016 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из существенных условий договора доверительного управления является состав имущества, передаваемого в доверительное управление.
Как следует из пункта 1.1 договора и подтверждается материалами дела, объектом, передаваемым в соответствии с условиями договора в доверительное управление, является государственное имущество восстановительной стоимостью на 05.03.2004 года 148 650 руб., остаточной стоимостью на 05.03.2004 года - 81 750 руб., расположенное по адресу: Калининград, ул. Сергеева, N 12 (бывшее бомбоубежище), находящееся в собственности Российской Федерации (приложение 1). Характеристика имущества приведена в копии технического паспорта, прилагаемого к договору, как его неотъемлемая часть (приложение 2).
Согласно приложению N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", спорное убежище гражданской обороны, созданное в 1945 году, является исключительно федеральной собственностью.
Согласно статьям 7, 8 Федерального закона "О гражданской обороне" федеральные органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и объекты гражданской обороны.
В силу пунктов 9, 13 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.99 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления вправе в мирное время создавать объекты гражданской обороны и использовать их в интересах экономики и обслуживания населения с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
Данные нормативные акты свидетельствуют о возможности эксплуатации объектов гражданской обороны.
Доводы подателя жалобы на необходимость содержания в договоре доверительного управления таких условий как: использование защитных сооружений только под определенные виды производственно-хозяйственной деятельности; запрет перепланировки, реконструкции и т.д. помещений; содержание защитных сооружений, обеспечивающее постоянную готовность помещений к переводу на режим защитных сооружений; обеспечение сохранности защитных свойств, как в целом, так и отдельных его элементов не принимаются судом кассационной инстанции, поскольку в соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные и необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Указанные подателем жалобы условия не относятся к существенным.
Суд первой инстанции правомерно установил, что оспариваемый договор доверительного управления соответствует требованиям закона и иным правовым актам.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.12.2005 по делу N А21-5468/2005-С2 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Регионнефтегаз" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
И.В. Сергеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 апреля 2006 г. N А21-5468/2005-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника