Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 апреля 2006 г. N А13-13440/2005-11
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Клириковой Т.В. и Самсоновой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области на решение от 13.12.2005 (судья Осокина Н.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 25.01.2006 (судьи Чельцова Н.С., Богатырева В.А., Маганова Т.В.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-13440/2005-11,
установил:
Открытое акционерное общество "Вологодский оптико-механический завод" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области (далее - налоговая инспекция) N 115 об уплате числящейся за налогоплательщиком по состоянию на 12.08.2005 задолженности по пеням по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 454.25 руб. Одновременно Общество заявило требование о возложении на налоговую инспекцию обязанности возвратить ему на расчетный счет указанную сумму пеней, списанную в бесспорном порядке по решению от 31.08.2005 N 18.
Решением суда первой инстанции от 13.12.2005 заявленные Обществом требования удовлетворены. Суд признал оспариваемое требование налоговой инспекции недействительным и обязал налоговый орган возвратить налогоплательщику 454,25 руб. пеней по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.01.2006 решение суда от 13.12.2005 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление судов и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального права. Податель жалобы считает правильным начисление пеней за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу, поскольку статья 243 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) устанавливает особый порядок определения даты возникновения недоимки и, соответственно, начала срока исчисления пеней. По мнению налоговой инспекции, в абзаце первом пункта 3 статьи 243 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков исчислять и уплачивать в течение отчетного периода ежемесячные авансовые платежи по единому социальному налогу, а в абзаце втором того же пункта - определен срок уплаты ежемесячных платежей по налогу: не позднее 15-го числа следующего месяца. Следовательно, пени на не уплаченные (не полностью уплаченные) в установленный срок суммы ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу начисляются с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется и уплачивается авансовый платеж. Пени начисляются за каждый месяц отчетного периода. Налоговый орган также считает неправомерным признание судами незаконным помесячное начисление Обществу пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция в августе 2005 года направила Обществу требование N 115 (л.д. 10) об уплате числящейся за налогоплательщиком по состоянию на 12.08.2005 задолженности по пеням по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 454,25 руб. в срок до 22.08.2005.
Неисполнение требования явилось основанием для вынесения налоговым органом предусмотренного статьей 46 НК РФ решения от 31.08.2005 N 18 (л.д. 19) о взыскании пеней за счет денежных средств Общества на счетах в банке.
Общество, считая требование налоговой инспекции незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций признали неправомерным помесячное начисление налоговым органом пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что решение и . постановление судов подлежат частичной отмене.
Суды признали, что начисление пеней за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу производится только по итогам отчетных периодов - первого квартала, полугодия, 9 месяцев, а не помесячно, как считает налоговый орган.
По мнению кассационной инстанции, этот вывод судов не основан на нормах действующего законодательства.
Статьей 240 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В то же время статья 243 НК РФ предусматривает ежемесячную уплату единого социального налога. Названной статьей определен порядок исчисления ежемесячных авансовых платежей и срок их уплаты.
Согласно пункту 3 статьи 243 НК РФ в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога.
Сумма ежемесячного авансового платежа по единому социальному налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Срок уплаты ежемесячных авансовых платежей - не позднее 15-го числа следующего месяца.
В абзаце втором пункта 2 статьи 243 НК РФ предусмотрено уменьшение налогоплательщиками суммы единого социального налога (суммы авансового платежа по налогу), подлежащей уплате в федеральный бюджет, на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Одновременно в абзаце четвертом пункта 3 статьи 243 НК РФ установлено правило, согласно которому если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, то эта разница признается занижением суммы единого социального налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по этому налогу (прежняя редакция абзаца четвертого пункта 3 статьи 243 НК РФ предусматривала иной срок возникновения недоимки - с 15-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом).
Из приведенных норм следует, что уплата единого социального налога производится посредством внесения ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного (налогового) периода, исчисленных исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки единого социального налога.
Следовательно, в случае несвоевременной или неполной уплаты ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу пени начисляются после представления расчета авансовых платежей (декларации по налогу), со дня, следующего за установленным законодательством о налогах и сборах сроком уплаты ежемесячных авансовых платежей, то есть с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает ошибочным вывод судов о том, что начисление пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по единому социальному налогу производится только по итогам отчетных периодов - первого квартала, полугодия, 9 месяцев, а не помесячно, как считает налоговый орган.
В соответствии с пунктами 1, 3, 5 статьи 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроками налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 04.07.2002 N 200-O, анализ статьи 75 в целом, а также других положений Налогового кодекса Российской Федерации приводит к выводу о том, что уплата пеней связывается законодателем не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге: обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45); сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (пункт 1 статьи 57); эти сроки определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить, либо на действие, которое должно быть совершено (пункт 3 статьи 57); подлежащая уплате сумма налога уплачивается в установленные сроки (пункт 2 статьи 58).
Закрепление обязанности налогоплательщика вносить налоговые платежи авансом, т.е. до истечения налогового периода, обусловлено необходимостью равномерного, в течение бюджетного года, поступления в государственную казну средств, необходимых для покрытия расходных статей бюджета.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации считает неотъемлемым свойством публичной обязанности по уплате определенной денежной суммы в казну публично-правового образования возможность ее принудительного исполнения, в том числе с применением установленных законодательством мер по обеспечению исполнения обязанностей по уплате налогов.
Так, в пункте 12 Информационного письма от 22.12.2005 N 98 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, обосновывая правомерность направления налоговыми органами требования об уплате авансовых платежей, указал, что отсутствие в нормах Налогового кодекса положений об их применении к авансовым платежам не может быть расценено как отсутствие у налогоплательщика обязанности по уплате таких платежей (в том числе платежей, исчисляемых в течение отчетного периода). При этом уточнено, что порядок исчисления налогоплательщиком соответствующего авансового платежа, а именно: в зависимости от реальных финансовых результатов экономической деятельности или в отсутствие таковой обусловленности - не имеет правового значения.
Статья 75 НК РФ также не содержит положений о распространении ее положений на авансовые платежи. Но в главе 24 "Единый социальный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать ежемесячные авансовые платежи этого налога, определены порядок их исчисления и срок уплаты, а также предусмотрено признание занижениехМ суммы единого социального налога, подлежащего уплате (недоимкой), с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по этому налогу, разницы, возникающей в результате превышения суммы вычета суммы фактически уплаченного страхового взноса за тот же период. Это является основанием для начисления пеней как одного из предусмотренных главой 11 НК РФ способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов при неуплате налогоплательщиком ежемесячных авансовых платежей в установленный срок.
Материалами дела (л.д. 32. 62. 63. 65, 67) подтверждается факт нарушения Обществом срока уплаты сумм авансовых платежей по единому социальному налогу за май 2005 года (срок уплаты 15.06.2005) и период просрочки (1 день). Этот факт Обществом не оспаривается.
Следовательно. решение и постановление судов в части признания недействительным требования налоговой инспекции от 12.08.2005 N 115 об уплате 295,94 руб. пеней, начисленных за нарушение сроков уплаты авансового платежа единого социального налога за май 2005 года, а также удовлетворения требования Общества о возврате из бюджета 295, 94 руб. пеней путем возложения на налоговый орган соответствующей обязанности, подлежат отмене, а требования Общества в этой части -отклонению.
В то же время кассационная инстанция считает соответствующим положениям пункта 9 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" вывод судов о том, что пени за нарушение срока уплаты авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование могут начисляться только по итогам отчетных периодов, которыми согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, а не по окончании месяца.
Кроме того, согласно пункту 13 названного Информационного письма направление требования об уплате страховых взносов и пеней налоговым органом не может быть признано незаконным, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ налоговыми органами осуществляется контроль за уплатой страховых взносов. В то же время в соответствии с пунктом 2 той же статьи (в редакции, действовавшей до 01.01.2006), взыскание недоимки и пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязанность уплаты которых возникла после 01.01.2002, не входит в полномочия налоговых органов и осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает правомерным признание судами недействительным требования налоговой инспекции от 12.08.2005 N 115 об уплате 158,31 руб. пеней, начисленных за нарушение сроков уплаты ежемесячных авансовых платежей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за май 2005 года, а также возложение на налоговый орган обязанности возвратить Обществу взысканную сумму пеней.
Принимая во внимание результат рассмотрения настоящего дела, с Общества подлежит взысканию в доход федерального бюджета 2 500 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 13.12.2005 и постановление апелляционной инстанции от 25.01.2006 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-13440/2005-11 отменить в части признания недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области от 12.08.2005 N 115 об уплате 295,94 руб. пеней, начисленных за нарушение сроков уплаты ежемесячных авансовых платежей единого социального налога за май 2005 года, и обязания налогового органа возвратить открытому акционерному обществу "Вологодский оптико-механический завод" указанную сумму пеней.
В этой части заявленных открытым акционерным обществом "Вологодский оптико-механический завод" требований отказать.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Вологодский оптико-механический завод" в доход федерального бюджета 2 500 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Л.А. Самсонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 апреля 2006 г. N А13-13440/2005-11
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника