Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 апреля 2006 г. N А26-1205/2005-212
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Абакумовой И.Д., Клириковой Т.В.,
при участии от предпринимателя Афанасьева Н.М. -Шогина М.И. (доверенность от 24.11.2005), от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску Республики Карелия Пружина О.Е. (доверенность от 10.01.2006 N 2.1-13/01),
рассмотрев 20.04.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Афанасьева Николая Михайловича на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.09.2005 (судья Яковлев В.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2005 (судьи Петренко Т.И., Семиглазов В.А., Фокина Е.А.) по делу N А26-1205/2005-212,
установил:
Индивидуальный предприниматель Афанасьев Николай Михайлович обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, после уточнения требований, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску Республики Карелия (далее - Инспекция) от 03.12.2004 N 2.1-14/321-12 в части доначисления предпринимателю 84 067 руб. налога на доходы физических лиц за 2002 год, 12 943 руб. единого социального налога за 2002 год, 2 107 102 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2001-2003 годы, начисления соответствующих сумм пеней и взыскания соответствующих сумм налоговых санкций на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда первой инстанции от 12.09.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.12.2005, требования предпринимателя удовлетворены частично. Решение Инспекции от 03.12.2004 N 2.1-14/321-12 признано недействительным в части доначисления Афанасьеву Н.М. 84 067 руб. налога на доходы физических лиц и 12 943 руб. единого социального налога за 2002 год, начисления соответствующих сумм пеней и взыскания соответствующих сумм налоговых санкций. В удовлетворении остальной части заявленных требований предпринимателю отказано.
В кассационной жалобе предприниматель, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных им требований. Податель жалобы считает, что в представленных им в налоговый орган счетах-фактурах указаны все предусмотренные статьей 169 НК РФ реквизиты и налоговый орган не вправе возлагать на предпринимателя как налогоплательщика дополнительные обязанности по контролю за деятельностью поставщиков и проверке достоверности сведений, указываемых поставщиками в счетах-фактурах.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездную проверку соблюдения предпринимателем законодательства о налогах и сборах за период с 01.04.2001 по 31.12.2003, о чем составила акт от 01.11.2004 N 4.4-11/76.
В ходе проверки Инспекция выявила ряд нарушений, в том числе неполную уплату предпринимателем 2 107 102 руб. НДС за 2001-2003 годы. Инспекция сделала вывод о неправомерном предъявлении предпринимателем к вычету сумм НДС, уплаченных поставщикам - ООО "Невасцеснаб", ООО "Балтспецстрой", ООО "Блейд", ООО "Импульс", АОЗТ "ЛД ЛТД", поскольку представленные налогоплательщиком счета-фактуры оформлены с нарушением статьи 169 НК РФ: отсутствуют сведения об адресах поставщиков и грузоотправителей; указаны недостоверные идентификационные номера поставщиков и грузоотправителей.
Заявитель представил в налоговый орган исправленные счета-фактуры, в которых содержались сведения об адресах поставщиков и грузоотправителей, однако их идентификационные номера указаны те же, что и в первоначальных счетах-фактурах.
При проверке сведений, содержащихся в исправленных счетах-фактурах, налоговый орган установил, что указанные в них адреса поставщиков и грузоотправителей являются недостоверными.
По результатам проверки Инспекция приняла решение от 03.12.2004 N 2.1-14/321-12, которым доначислила предпринимателю 2 107 102 руб. НДС за 2001-2003 годы, начислила соответствующие пени и привлекла Афанасьева Н.М. к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Предприниматель не согласился с решением Инспекции от 03.12.2004 N 2.1-14/321-12 в части доначисления 2 107 102 руб. НДС за 2001-2003 годы, начисления соответствующей суммы пеней и взыскания соответствующей суммы налоговых санкций, в связи с чем обратился в арбитражный суд с заявлением о признании этого решения частично недействительным.
Суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о неподтверждении налогоплательщиком права на предъявление к вычету спорной суммы НДС, поскольку Инспекция представила доказательства наличия в действиях предпринимателя и его поставщиков признаков недобросовестности, недостоверности сведений в представленных им счетах-фактурах.
Кассационная инстанция, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для переоценки выводов судов и отмены обжалуемых судебных актов.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета, а также условия реализации этого права установлены статьями 171, 172, 173, 176 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 5 статьи 169 НК РФ приведен перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть указаны в счетах-фактурах, выставленных налогоплательщику продавцом товаров (работ, услуг). Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя, а также наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.
Согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 этой статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
При этом положения пункта 2 статьи 169 НК РФ не исключают право налогоплательщика применить налоговый вычет и предъявить к возмещению налог на добавленную стоимость, устранив нарушения, допущенные поставщиками товаров (работ, услуг) при оформлении счетов-фактур.
Наличие у налогоплательщика документов, указанных в статье 172 НК РФ, без надлежащей проверки достоверности содержащихся в них сведений не является достаточным основанием для возмещения НДС. При решении вопроса о применении налоговых вычетов учитываются результаты встречных проверок налоговым органом достоверности, комплектности и непротиворечивости представленных налогоплательщиком документов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 20.02.2001 N 3-П и в определении от 25.07.2001 N 138-О, право на возмещение НДС из бюджета предоставлено добросовестным налогоплательщикам для компенсации реально понесенных ими затрат по уплате НДС при приобретении товаров (работ, услуг). Налогоплательщик, использующий указанное право в противоречии с его назначением, то есть злоупотребляющий им, не может рассчитывать на такую же судебную защиту этого права, как добросовестный налогоплательщик.
Как видно из материалов дела, в проверяемый период предприниматель осуществлял торгово-закупочную деятельность. Поставщиками приобретаемого заявителем товара являлись ООО "Невасцеснаб", ООО "Балтспецстрой", ООО "Блейд", ООО "Импульс", АОЗТ "ЛД ЛТД". Полученные от поставщиков суммы НДС предпринимателем предъявлялись к вычету.
Предпринимателем не оспаривается, что первоначально представленные им в налоговый орган счета-фактуры в нарушение пункта 5 статьи 169 НК РФ не содержали сведений об адресах продавцов и грузоотправителей.
Кроме того, налоговым органом установлено, что в счетах-фактурах были указаны недостоверные идентификационные номера поставщиков и грузоотправителей.
В ходе проверки предприниматель представил в налоговый орган исправленные счета-фактуры, в которых содержались сведения об адресах поставщиков, однако их идентификационные номера указаны те же, что и в первоначально представленных счетах-фактурах.
Как видно из материалов дела и установлено судами, поставщики предпринимателя - ООО "Невасцеснаб", ООО "Балтспецстрой", ООО "Блейд", ООО "Импульс", АОЗТ "ЛД ЛТД" не зарегистрированы в базе данных Единого государственного реестра юридических лиц, а указанные в счетах-фактурах идентификационные номера этих организаций являются недостоверными.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами, полученными в результате проведения Инспекцей встречных проверок.
Согласно сообщению Управления по налоговым преступлениям Министерства внутренних дел Республики Карелия от 15.06.2005 N 8/1904, представленному в суд первой инстанции по определению суда от 27.05.2005, в результате проведенных Управлением по налоговым преступлениям Министерства внутренних дел Республики Карелия мероприятий не удалось установить местонахождение ООО "Невасцеснаб", ООО "Балтспецстрой", ООО "Блейд", ООО "Импульс", АОЗТ "ЛД ЛТД", по указанным в представленных предпринимателем счетах-фактурах адресам данные организации не находятся.
Заявитель не представил доказательств, опровергающих данные обстоятельства. Кроме того, судом первой инстанции заявителю предоставлялась возможность устранить нарушения в оформлении счетов-фактур до вынесения судебного акта. Однако предприниматель нарушения не устранил.
При таких обстоятельствах, а также учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 20.02.2001 N 3-П и в определении от 25.07.2001 N 138-О, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что предприниматель не подтвердил право на вычет сумм НДС, уплаченных поставщикам - ООО "Невасцеснаб", ООО "Балтспецстрой", ООО "Блейд", ООО "Импульс", АОЗТ "ЛД ЛТД".
Доводы кассационной жалобы предпринимателя сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, однако в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов и правильность применения норм материального и процессуального права. Переоценка доказательств, уже исследованных судами нижестоящих инстанций, не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.09.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2005 по делу N А26-1205/2005-212 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Афанасьева Николая Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Т.В. Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 апреля 2006 г. N А26-1205/2005-212
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника