Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 мая 2006 г. N А26-1795/2005-212
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 марта 2006 г.
См. также новое рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 01 июня 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Бухарцева С.Н., Зубаревой Н.А., при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Никитина A.M. (доверенность от 02.03.06 N 11/4-22), рассмотрев 18.05.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.07.05 (судья Яковлев В.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.05 (судьи Протас Н.И., Борисова Г.В., Петренко Т.И.) по делу N А26-1795/2005-212,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия от 19.01.05 N 19 (далее - отделение фонда) о непринятия к зачету 376 677 руб. расходов, произведенных обществом как страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования.
Решением суда от 06.07.05 заявленное требование общества удовлетворено частично. Оспариваемое требование отделения фонда признано недействительным в части отказа в принятии к зачету 325 205 руб. расходов, произведенных на оплату листков нетрудоспособности.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.05 решение суда оставлено без изменения
В кассационной жалобе отделение фонда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права (неприменение пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.94 N 101 и подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.99 N 165-ФЗ), просит отменить решение и постановление суда о признании решения отделения фонда недействительным в части непринятия к зачету 295 478 руб. расходов, произведенных страхователем на цели обязательного социального страхования, и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, указанная сумма правомерно не принята отделением фонда к зачету, поскольку суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности, к зачету не принимаются и в счет уплаты страховых взносов не засчитываются.
Отделение фонда, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения спора, представителя для участия в судебном заседании не направило, с связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность оспариваемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, отделение фонда провело проверку Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги - филиала общества ст. Беломорск по вопросам расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога в счет начисленного налога, подлежащего зачислению в Фонд за период с 01.01.02 по 30.09.04. Результаты проверки отражены в акте от 22.12.04 N 353 с/с.
В ходе проверки, в частности, установлено неправомерное предъявление к зачету 295 478 руб., в том числе 26 960 руб., выплаченных по больничному листу Зайкову В.А и 489 руб., выплаченных Еремееву Д.В., поскольку указанные работники не направлялись на медико-социальную экспертизу; 250 174 руб. по листам нетрудоспособности, выданным фельдшерами медицинских учреждений, которые не имели права на их выдачу; 2 068 руб. по листам нетрудоспособности, выданным единолично лечащими врачами на срок более 10 дней; 14 165 руб. - по больничным листам, выданным единолично фельдшерами на срок более 5 дней и 1 622 руб. на срок более 30 дней без решения КЭК.
Решением отделения фонда от 19.01.05 N 19 обществу отказано в принятии к зачету 295 478 руб., выплаченных работникам по больничным листам, оформленным с нарушением установленных правил.
Судебные инстанции признали недействительным решение фонда в указанной части.
Кассационная инстанция считает судебные акты в части названных эпизодов подлежащими отмене по следующим основаниям.
Согласно пункту 9 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6, единственным основанием для назначения пособий по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный в установленном порядке. Порядок его выдачи регламентируется Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной приказом Минздравмедпрома Российской Федерации от 19.10.94 N 206 (далее - Инструкция).
Пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.94 N 101, установлено, что выплата пособий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Согласно пункту 18 указанного Положения расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Таким образом, из выше приведенных правовых норм следует, что обязанность проверки правильности оформления листка нетрудоспособности для выплаты пособия лежит на администрации предприятия, которое выплачивает своему работнику пособие по временной нетрудоспособности. Только при исполнении указанной обязанности, а также при полном соответствии выдачи больничного листа установленному порядку, у предприятия возникает право возмещения средств за счет Фонда социального страхования.
В соответствии с пунктами 1.3, 2.2 Инструкции в отдельных случаях, по решению местных органов управления здравоохранением, выдача листков нетрудоспособности гражданам может быть разрешена медицинскому работнику со средним медицинским образованием, который при наличии названного решения, единолично и единовременно выдает его на срок до 5 дней и продлевает до 10 дней, в исключительных случаях, после консультаций с врачом ближайшего лечебно-профилактического учреждения, - сроком до 30 дней.
Следовательно, выдача листков нетрудоспособности медицинским работником со средним образованием (фельдшерами) осуществляется только при наличии соответствующего решения местных органов управления здравоохранения.
Судебными инстанциями этот вопрос в судебных заседаниях не исследовался. Оценка листков нетрудоспособности на их соответствие пункту 1.3 Инструкции судом не дана.
Также судебными инстанциями не исследован вопрос о соответствии выданных больничных листков порядку их заполнения, установленному пунктами 2.1, 2.2, 2.3 Инструкции.
В кассационной жалобе ее податель ссылается на то, что вывод суда об оформлении всех листков нетрудоспособности надлежащим образом, не соответствует Инструкции и фактическим обстоятельствам. В частности, отделение фонда указывает, что в листке нетрудоспособности серии БЕ 7178212, выданном Зайкову В.А., в графе "Освобождение от работы" в период с 04.11.03 по 11.11.03 вместо трех подписей членов клинико-экспертной комиссии стоит только две подписи. Поскольку к материалам дела приобщены не все спорные листки нетрудоспособности (их копии), кассационная инстанция лишена возможности проверить обоснованность этих доводов отделения фонда.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель общества заявил, что в тех случаях, когда листки нетрудоспособности были выданы единовременно и единолично врачом более, чем на десять дней (фельдшером - более, чем на пять дней), последний день указанного срока приходился на нерабочий день. Из судебных актов не усматривается, что эти обстоятельства проверялись судом при рассмотрении дела, совместная сверка судом не назначалась.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что дело надлежит направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует приобщить к материалам дела спорные листки нетрудоспособности (их копии), обязать стороны провести сверку с указанием в акте сверки своей правовой позиции по каждому листку, дать оценку указанным листкам нетрудоспособности на их соответствие положениям Инструкции и принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 3 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.07.05 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.05 по делу N А26-1795/2005-212 отменить в части удовлетворенных требований открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на сумму 295 478 руб.
В этой части дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В остальной части названные судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Н.А. Зубарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 мая 2006 г. N А26-1795/2005-212
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника