Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 июня 2007 г. N А26-1795/2005-212
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 марта 2006 г.
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 мая 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Мунтян Л.Б., Хохлова Д.В.,
при участии от государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия Бокши Е.М. (доверенность от 13.11.2006 N 01-61/5-22975), от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Власовой Я.В. (доверенность от 23.06.2006 N 11/4-53),
рассмотрев 29.05.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2007 по делу N А26-1795/2005-212 (судьи Масенкова И.В., Згурская М.Л., Семиглазов В.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее - Фонд) от 19.01.2005 N 19 о непринятии к зачету 376 677 руб. расходов, произведенных Обществом на цели обязательного социального страхования.
Решением суда от 06.07.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.12.2005, заявление Общества частично удовлетворено. Оспариваемое решение Фонда признано недействительным в части отказа в принятии к зачету 325 205 руб. расходов, произведенных на оплату листков нетрудоспособности.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.05.2006 решение от 06.07.2005 и постановление от 29.12.2005 отменены в части удовлетворения требований Общества на сумму 295 478 руб. В этой части дело передано на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. В остальной части названные судебные акты оставлены без изменения.
При новом рассмотрении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены негосударственное учреждение здравоохранения "Узловая больница на станции Кемь" открытого акционерного общества "Российские железные дороги". муниципальное учреждение "Центральная районная больница Беломорского района Республики Карелия", муниципальное учреждение "Сегежская центральная районная больница", муниципальное учреждение "Медвежьегорская центральная районная больница".
В результате нового рассмотрения дела решением суда от 08.11.2006 заявление Общества частично удовлетворено. Суд признал незаконным решение Фонда от 19.01.2005 N 19 в части непринятия к зачету расходов, произведенных страхователем на цели обязательного социального страхования в сумме 289 432 руб. 58 коп., в том числе по листкам нетрудоспособности: выданным Зайкову В.А. (26 960 руб.) и Еремееву Д.В. (489 руб.); выданным медицинскими работниками со средним образованием, не имеющими права их выдавать (244 128 руб. 58 коп.); выданным врачами единолично на срок более 10 дней (2 068 руб.); выданным медицинскими работниками со средним образованием на срок более 5 дней (14 165 руб.); выданным врачами на срок более 30 дней без решения клинико-экспертной комиссии (1 622 руб.). В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2007 решение от 08.11.2006 отменено в части признания незаконным решения Фонда в отношении расходов, не принятых к зачету по листкам нетрудоспособности, выданным работнице Ильиной А.В. (167 руб. 66 коп.) и листка нетрудоспособности, выданным работникам Общества фельдшером Кирьяновой (в сумме 212 827 руб. 92 коп.). В указанной части в удовлетворении заявления Обществу отказано. В остальной обжалуемой части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить постановление от 19.02.2007 в части отмены решения суда от 08.11.2006. По мнению подателя жалобы, в отношении медработников ведомственных лечебных учреждений, в том числе и больницы на станции Кемь Октябрьской железной дороги, работником которой является фельдшер Кирьянова Г.И., аттестация согласно приказу Минздрава России от 09.08.2001 N 314, проводилась Врачебно-санитарной службой Октябрьской железной дороги. Следовательно, именно эта служба, а не Минздрав Республики Карелия обладала информацией о профессиональной квалификации медработников указанной больницы и имела право разрешать медработникам со средним специальным образованием выдавать больничные листы. Кроме того, судом апелляционной инстанции не учтено, что порядок выдачи разрешений на право выдавать больничные листы, нарушение которого вменяется Фондом Обществу в вину, распространяется только на учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения, в то время как указанная больница является медучреждением частной системы здравоохранения. Также, по мнению подателя жалобы, суд апелляционной инстанции необоснованно применил пункт 10 Порядка оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, утвержденную приказом Минздравмедпрома России от 13.01.1995 N 5, поскольку он не зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации и согласно статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит применению.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Фонда возражал против ее удовлетворения.
Третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд провел проверку правильности расходования средств на цели обязательного социального страхования Петрозаводским отделением Октябрьской железной дороги - филиалом Общества (станция Беломорск) за период с 01.01.2002 по 30.09.2004. Результаты проверки отражены в акте от 22.12.2004 N 353 с/с.
В ходе проверки Фонд установил, что Общество неправомерно предъявило к зачету 295 478 руб., в том числе 26 960 руб., выплаченных по больничному листу Зайкову В.А. и 489 руб., выплаченных Еремееву Д.В., поскольку указанные работники не направлялись на медико-социальную экспертизу; 250 174 руб. по листам нетрудоспособности, выданным фельдшерами медицинских учреждений, которые не имели права на их выдачу; 2 068 руб. по листам нетрудоспособности, выданным единолично лечащими врачами на срок более 10 дней; 14 165 руб. - по листам нетрудоспособности, выданным единолично фельдшерами на срок более 5 дней и 1 622 руб. - по листам нетрудоспособности, выданным врачами на срок более 30 дней без решения клинико-экспертной комиссии (далее - КЭК).
Решением Фонда от 19.01.2005 N 19 Обществу отказано в принятии к зачету 295 478 руб., выплаченных работникам по указанным эпизодам на основании листов нетрудоспособности, оформленных с нарушением установленных правил.
Общество обжаловало решение Фонда в арбитражный суд.
В результате нового рассмотрения дела суд первой инстанции частично удовлетворил заявленные требования Общества. При этом суд первой инстанции, признавая незаконным решение Фонда в части непринятия к зачету расходов, произведенных по оплате листов нетрудоспособности, выданных работникам Общества фельдшером Кирьяновой Г.И., указал, что этому медицинскому работнику было предоставлено право выдавать листы нетрудоспособности решением Врачебно-санитарной службы федерального государственного унитарного предприятия "Октябрьская железная дорога" (далее - ФГУП "ОЖД"). Признавая незаконным решения Фонда в части непринятия к зачету расходов, произведенных по оплате листов нетрудоспособности, выданных работнице Ильиной А.В., общий срок освобождения от работы которой составил 32 дня, суд сослался на то, что ни в одном нормативном документе нет прямого указания на необходимость наличия в листе нетрудоспособности, который выдается при болезни работника свыше 30 дней и продлевается КЭК, подписей трех врачей. Суд также счел, что Фонд не доказал, что при продлении листа нетрудоспособности, выданного Ильиной А.В. КЭК, не проводилась.
Апелляционная инстанция отменила решение суда в части признания незаконным решения Фонда в отношении расходов, не принятых к зачету по листам нетрудоспособности, выданным Ильиной А.В. (167 руб. 66 коп.), и листам нетрудоспособности, выданным фельдшером Кирьяновой Г.И. (212 827 руб. 92 коп.), и в указанной части в удовлетворении заявления Общества отказала. В остальной обжалуемой части решение суда оставлено без изменения.
Кассационная инстанция считает постановление суда апелляционной инстанции законным и обоснованным.
Согласно пункту 9 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6, единственным основанием для назначения пособий по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный в установленном порядке. Порядок его выдачи регламентируется Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной приказом Минздравмедпрома Российской Федерации от 19.10.94 N 206/21 (далее - Инструкция).
Пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.94 N 101 (далее - Положение о Фонде соцстраха), установлено, что выплата пособий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Согласно пункту 18 Положения о Фонде соцстраха расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что обязанность проверки правильности оформления листка нетрудоспособности для выплаты пособия лежит на администрации предприятия, которое выплачивает своему работнику пособие по временной нетрудоспособности. Только при исполнении указанной обязанности, а также при полном соответствии выдачи больничного листа установленному порядку у предприятия возникает право возмещения средств за счет Фонда социального страхования.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.3 Инструкции в отдельных случаях, по решению местных органов управления здравоохранением, выдача листков нетрудоспособности гражданам может быть разрешена медицинскому работнику со средним медицинским образованием.
Согласно пункту 2.3 Инструкции при сроках временной утраты трудоспособности более 30 дней решение вопроса дальнейшего лечения и продления листка нетрудоспособности осуществляется клинико-экспертной комиссией, назначаемой руководителем медицинского учреждения.
Всесторонне и полно исследовав и оценив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что листы нетрудоспособности, выданные работникам Общества фельдшером Кирьяновой Г.И. (212 827 руб. 92 коп.), а также листы нетрудоспособности, выданные работнице Ильиной А.В. (167 руб. 66 коп), оформлены с нарушением пунктов 1.3 и 2.3 Инструкции соответственно. При этом суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что фельдшер негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая больница на станции Кемь" ОАО "РЖД" Кирьянова Г.И. не включена в список должностных лиц, имеющих право на выдачу листков нетрудоспособности, утвержденный приказами Министерства здравоохранения Республики Карелия либо Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Республики Карелия. В спорный период полномочия по управлению в области охраны здоровья населения на территории Республики Карелия были предоставлены названным министерствам, что вытекает из соответствующих положений об их деятельности. Суд апелляционной инстанции правомерно не принял во внимание разрешение на выдачу листов нетрудоспособности, выданное Врачебно-санитарной службой ФГУП "ОЖД", которая не являлась ни местным органом управления здравоохранения, ни территориальным отделением органов исполнительной власти.
По эпизоду выдачи листов нетрудоспособности работнице Ильиной А.В. суд апелляционной инстанции установил, что спорный больничный лист N 7150844 с продолжением БВ 4979340 был выдан врачом Беломорской районной поликлиники на 32 календарных дня. Отметки о рассмотрении вопроса о продлении листа нетрудоспособности КЭК на больничном листе отсутствуют. Освобождение от работы предоставлено за единоличной подписью врача - травматолога. В то же время в материалах дела имеются листы нетрудоспособности, выданные этим же медицинским учреждением, на которых стоит штамп КЭК (том 4, листы дела 140 - 144).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение суда от 08.11.2006 в части признания незаконным решения Фонда от 19.01.2005 N 19 в отношении расходов, не принятых к зачету по листам нетрудоспособности, выданным работнице Ильиной А.В. и выданным работникам Общества фельдшером Кирьяновой Г.И., и отказал в удовлетворении заявления Общества в указанной части.
Поскольку Общество в арбитражный суд обратилось с заявлением о признании недействительным ненормативного акта Фонда, то есть с заявлением неимущественного характера, в удовлетворении которого частично отказано, то постановление апелляционной инстанции в части распределения расходов по государственной пошлине за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций не противоречит положениям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2007 по делу N А26-1795/2005-212 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 июня 2007 г. N А26-1795/2005-212
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника