Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 мая 2006 г. N А66-13515/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д. судей Клириковой Т.В. Дмитриева В.В., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тверской области Абросимовой И.Ю. (доверенность от 17.05.2006), Кирсеневой А.В. (доверенность от 14.03.2006), от ОАО "Фирма ОРТ "Универсал" Антюховой Н.В. (доверенность от 22.05.2006), Ухановой Т.Б. (доверенность от 22.05.2006), Майкова А.Н. (доверенность от 22.05.2006), Шерматова А.А. (доверенность от 22.05.2006),
рассмотрев 24.05.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тверской области на решение от 07.11.2005 (судья Владимирова Г.А.) и постановление апелляционной инстанции от 09.02.2006 (судьи Перкиной В.В., Бажан О.М., Кожемятова Л.Н.) Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-13515/2005,
установил:
Открытое акционерное общество "Фирма оптово-розничной торговли "Универсал" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением с учетом уточненных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным ее решения от 03.10.2005 N 83 в части доначисления 1 321 436,50 руб. налога на прибыль, 4 327 683 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), 86 540 руб. налога на имущество, 3 907 197 руб. налога с продаж, 1 336 020,29 руб. единого социального налога, соответствующих пеней и штрафа по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 07.11.2005 заявление удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 09.02.2006 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты и принять новое решение. По мнению подателя жалобы, судом неправильно применены нормы главы 26.3 НК РФ, поскольку судом сделан неправильный вывод о правомерном применении заявителем системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Налогоплательщик осуществляет торговлю в одном помещении площадью более 150 кв.м, разделение этого помещения на отдельные магазины с меньшей площадью осуществлено искусственно путем установления нестационарных перегородок, поэтому общество должно уплачивать налоги по общей системе налогообложения.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить в силе судебные акты как законные и обоснованные.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2002 по 01.01.2004, а по уплате, единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД), налога на доходы физических лиц, НДС за период с 01.01.2002 по 17.02.2005, о чем составлен акт от 02.06.2005 N 111.
В ходе проверки налоговый орган, в том числе установил, что общество осуществляло оптовую и розничную торговлю через сеть собственных магазинов, производство хлебобулочных изделий. По мнению налоговой инспекции, общество неправомерно в 2003 и 2004 году перевело на уплату ЕНВД магазины N 4 и N 10, расположенные в одном помещении с площадью торгового зала 211 кв.м по адресу: город Тверь, улица Новоторжская, дом 19, а также магазины N 5 и N 11 находящиеся в одном помещении с площадью торгового зала 338 кв.м по адресу: город Тверь, улица Советская, дом 40, поскольку помещения не разделены стационарной перегородкой и общая площадь торговых залов превышает установленный норматив - 150 кв.м.
Рассмотрев материалы проверки и возражения налогоплательщика по акту проверки, налоговый орган принял решение от 03.10.2005 N 83 о доначислении по указанному эпизоду 1 321 436,50 руб. налога на прибыль, 4 327 683 руб. НДС, 86 540 руб. налога на имущество, 3 907 197 руб. налога с продаж, 1 336 020,29 руб. единого социального налога, соответствующих пеней и привлечении общества к ответственности по статье 122 НК РФ за неуплату указанных налогов.
Судебные инстанции, признали недействительным указанное решение налогового органа, исходя из того, что общество образовало обособленные подразделения - магазины N 4, N 5, N 10 и N 11, вело по их деятельности раздельный бухгалтерский учет, помещения магазинов с торговыми залами менее 150 кв.м разделены перегородками, поэтому применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход правомерно.
Суд кассационной инстанции считает вывод суда недостаточно обоснованным.
Согласно положениям статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.
В соответствии со статьей 346.27 НК РФ стационарной торговой сетью признается торговая сеть, расположенная в специально оборудованных, предназначенных для ведения торговли зданиях (их частях) и строениях. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям. К данной категории торговых объектов относятся магазины, павильоны и киоски.
Данной статьей определено, что под магазином понимается специально оборудованное стационарное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, а площадью торгового зала - площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
В целях применения главы 26.3 НК РФ к правоустанавливающим и инвентаризационным документам относятся имеющиеся у налогоплательщика на объект стационарной торговой сети документы, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта (технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) и т.п.).
Из материалов дела следует, что общество приобрело в собственность нежилое помещение бывшего магазина N 103 "Продукты" по адресу: город Тверь, улица Советская, дом 40, общей площадью 555,7 кв.м по договору с Комитетом по управлению имуществом города Твери от 26.12.97 N 52. Перечень передаваемых помещений являлся неотъемлемой частью договора и был изложен в выписке из экспликации технического паспорта БТИ инв.N 14346 (приложении N 2 к договору). Из приложения N 2 к договору видно, что площадь торгового зала указанного магазина составляет 213,9 кв.м. В материалах дела имеется технический паспорт нежилого помещения, расположенного в городе Твери, улица Советская, дом 40, составленного по состоянию на 20.03.2003 на один инвентарный номер 14346, в котором указано три торговых зала площадью: 189,2 кв.м, 50,8 кв.м и 51 кв.м. Кроме того имеется технический паспорт по этому инвентарному номеру, выполненный по состоянию на 06.07.2004, из которого следует, что в нежилом помещении имеется торговые залы площадью 189,2 кв.м, 50,8 кв.м, 51 кв.м и 47 кв.м. Площадь изменилась в связи с уточнением внутренних размеров в июле 2004 года. Такой же размер торговых залов указан и в техническом паспорте по состоянию на 14.12.2000. Имеется также копия технического паспорта по состоянию на 19.03.2003, в котором в размеры площади торговых залов внесены исправления. Отдельно помещениям по каждому магазину инвентарный номер не присваивался.
В материалах дела также имеется акт государственной приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию магазина по улице Советской, дом 40 в городе Твери от 13.06.2001, из которого следует, что торговая площадь магазина составляет 336,8 кв.м.
Инвентарная карточка учета основных средств в обществе ведется одна на два магазина (N 5 и N 11), в которых размер торговых залов магазинов не указан.
Общество в указанных помещениях образовало два подразделения - магазин N 5 и магазин N 11 и встало на налоговый учет по месту нахождения обособленных подразделений, о чем выдано уведомление от 23.04.2002 в отношении магазина N 5. В отношении магазина N 11 имеется уведомление о снятии с налогового учета обособленного подразделения магазина N 11 от 14.09.2004. Сведений о размере торговой площади указанных магазинов, данные уведомления не содержат.
Из протокола осмотра помещения, расположенного в городе Твери, улица Советская, дом 40, от 08.04.2005, произведенного в ходе налоговой проверки, видно, что в помещении производится реализация продовольственных и непродовольственных товаров. Вывеска над входом содержит сведения только о магазине N 5, в помещение имеется один вход, капитальной перегородки, разделяющей помещение на два торговых зала нет. В торговом зале работает 6 кассовых аппаратов, которые "пробивают чеки на магазин N 5".
Общество также по договору купли-продажи от 04.08.94 с Фондом имущества города Твери приобрело в собственность нежилое помещение магазина N 4 "Овощи и фрукты" общей площадью 633,5 кв.м по адресу: город Тверь, улица Новоторжская, дом 19.
Согласно техническим паспортам по состоянию на 14.12.2000 площадь торгового зала по указанному адресу составляет 129,5 кв.м. и 81,5 кв.м, а в техническом паспорте нежилого помещения, составленного по состоянию на 20.12.2000, площадь торгового зала указана 211 кв.м. Инвентарные номера отдельно по каждому магазину не присваивались, помещениям по улице Новоторжская, дом 19 присвоен один инвентарный номер.
Общество в помещении магазина образовало два структурных подразделения - магазин N 4 и магазин N 10, встало на налоговый учет по месту нахождения обособленных подразделений, о чем ему выданы уведомления от 23.04.2002 по магазину N 4 и магазину N 10. Указаний о размере помещений этих магазинов уведомления не содержат. Инвентарная карточка учета основных средств ведется одна на два магазина без указания размера торговых площадей.
Как указывалось выше система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров.
Под магазином понимается специально оборудованное стационарное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, а площадью торгового зала - площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Таким образом, для решения вопроса о праве на применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход необходимо наличие помещения отвечающего понятию "магазин" с площадью торгового зала менее 150 кв.м., что должно быть подтверждено соответствующими документами.
Как видно из материалов дела в правоустанавливающих документах (договорах купли-продажи и свидетельств о регистрации права собственности) площадь торговых залов не указана. В инвентаризационных документах (технических паспортах) имеются противоречия.
Судебные инстанции, рассматривая дело, не исследовали эти документы и не дали оценку имеющимся противоречиям. Судом также не исследовался вопрос о том, соответствуют ли обособленные подразделения общества: магазины N 4, N 5, N 10, N 11, понятию магазина, данному в статье 346.27 НК РФ.
Выводы суда о том, что общество организовало обособленные подразделения, ведет раздельный бухгалтерский учет, каждое подразделение имеет отдельное штатное расписание и кассовые аппараты, площади магазинов разделены путем установления раздвижных металлических решеток, не могут быть приняты во внимание, поскольку право на применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход должно быть подтверждено иными доказательствами, прямо указанными в налоговом законодательстве.
При таких обстоятельствах, судебные акты вынесены по недостаточно полно исследованным обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует установить, какие правоустанавливающие и инвентаризационные документы в проверяемом периоде подтверждали создание магазинов в смысле статьи 346.27 НК РФ с площадью торгового зала в них менее 150 кв.м.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 07.11.2005 и постановление апелляционной инстанции от 09.02.2006 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-13515/2005 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Т.В. Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 мая 2006 г. N А66-13515/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника