Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 июня 2006 г. N А56-9362/2005
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2006 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2006 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Морозовой Н.А., Пастуховой М.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Научно-производственное предприятие "Радуга" Манида Н.Л. (доверенность от 01.12.2005), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу Черникова С.М. (доверенность от 14.02.2006 N 17/4414),
рассмотрев 13.06.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2005 (судья Галкина Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2006 (судьи Шестакова М.А., Лопато И.Б., Семиглазов В.А.) по делу N А56-9362/2005,
установил:
Открытое акционерное общество "Научно-производственное предприятие "Радуга" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным письма Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Санкт-Петербурга (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу; далее - инспекция) от 12.01.2005 N 18/79; незаконными действий инспекции по неотражению 596 340 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и 519 898 руб. налога на прибыль в качестве оплаты текущих налоговых обязательств и обязании восстановить нарушенное право - учесть 596 340 руб. НДС и 519 898 руб. налога на прибыль в качестве предстоящих налоговых платежей; о признании незаконными действий инспекции по учету сумм дополнительных платежей по налогу на прибыль и обязании восстановить нарушенное право - списать 174 849 руб. 16 коп. дополнительных платежей по налогу на прибыль в федеральный бюджет, 545 749 руб. 51 коп. в местный бюджет и начисленные на них пени в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2002 N 251 "О порядке списания задолженности, возникшей в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителям и исполнителям работ по государственному оборонному заказу 1994-1999 годов, по пеням, начисленным на 1 января 2002 года на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды" (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 11.10.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.02.2006, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе обществу в удовлетворении заявления.
В отзыве на кассационную жалобу общество возражает против доводов инспекции и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители инспекции и общества поддержали доводы, изложенные соответственно в жалобе и отзыве на нее.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 20.12.1999 обществом сданы в банк платежные поручения N 1 - на перечисление в бюджет 519 898 руб. налога на прибыль (в том числе 422 632 руб. налога и 97 266 руб. пеней) и N 2 - на перечисление 596 340 руб. НДС (в том числе 475 143 руб. налога и 121 197 руб. пеней). Из-за отсутствия средств на расчетном счете данные платежные поручения помещены банком в картотеку.
Инспекция 24.02.2000 приняла решение N 11 о реструктуризации задолженности налогоплательщика (совместно с филиалом - заводом "Экран") в федеральный бюджет по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам. Согласно этому решению и графику погашения реструктурируемой задолженности общество должно погасить 4 115 100 руб. основной задолженности в течение первых шести лет равномерными ежеквартальными платежами по 46 491 руб. 25 коп. и 2 594 200 руб. пеней и штрафов - в течение последующих четырех лет при условии своевременной уплаты текущих обязательных платежей и уплаты процентов за пользование бюджетными средствами.
Общество своевременно вносило платежи по графику погашения задолженности и текущие платежи в бюджет.
Банком 24.03.2000 списаны с расчетного счета общества денежные средства по платежным поручениям N 1 в сумме 519 898 руб. налога на прибыль и N 2 в сумме 596 340 руб. НДС. Письмом от 12.01.2005 N 18/79 инспекция сообщила, что указанные денежные средства направлены на погашение реструктурируемой задолженности.
Общество не согласилось с письмом налогового органа и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд, удовлетворяя заявленные требования, исходил из следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" Правительству Российской Федерации предоставлено право определить порядок и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
Во исполнение указанного федерального закона издано постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом", которым утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом.
Порядок реструктуризации, установленный постановлением Правительства от 03.09.1999 N 1002, определяет особенности погашения задолженности.
В соответствии с пунктом 4 Порядка реструктуризации в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение шести лет, а по пеням и штрафам - в течение четырех лет после погашения задолженности по налогам и сборам.
Согласно пункту 5 Порядка реструктуризации организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам.
При погашении половины реструктурируемой задолженности в течение 2 лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации Министерство финансов Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа, в соответствии с Порядком, производит списание половины долга по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию). При погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию). Двухлетний и четырехлетний сроки погашения задолженности, дающие право на списание задолженности по пеням и штрафам (абзац 2 и 3 пункта 5 Порядка), относятся к задолженности по налогам и сборам.
Таким образом, в первоочередном порядке погашается задолженность по налогам и сборам (в противном случае предприятие лишается права, установленного Порядком, на списание части задолженности по пеням и штрафам).
Налоговому органу не предоставлено право изменять Порядок реструктуризации и направлять платежи, поступившие сверх утвержденного графика погашения реструктуризации, в погашение реструктуризированного долга по налогам, пеням и штрафам, так как это является изменением условий реструктуризации, в то время как постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 подобных прав налоговых органов не предусмотрено.
Суд первой инстанции установил, что налоговый орган не принимал решение об одновременном пропорциональном уменьшении реструктурируемой задолженности, не производил пересчет графика погашения реструктурируемой задолженности, как это указано в письме Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.07.2000 N АС-8-10/3122 "О погашении в порядке целевого финансирования задолженности по гособоронзаказу". Следовательно, в результате действий налогового органа по отнесению поступивших в бюджет 519 898 руб. налога на прибыль и 596 340 руб. НДС в погашение реструктурируемой задолженности общество было лишено права, установленного постановлением Правительства, на погашение реструктурируемой задолженности по налогам в течение шести лет.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что права налогоплательщика были нарушены, а действия налогового органа не соответствовали нормативному акту, установившему Порядок реструктуризации.
Ссылка налогового органа на пропуск обществом трехмесячного срока, предусмотренного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неправомерна, поскольку заявитель узнал о нарушении своих прав из письма инспекции от 12.01.2005 N 18/79.
Довод жалобы относительно правомерности действий налогового органа по учету сумм дополнительных платежей по налогу на прибыль в составе основной задолженности и начислению на них пеней отклоняется судом кассационной инстанции.
Из материалов дела видно, что уведомлением от 17.03.2003 N 18/4746 налоговый орган сообщил обществу о том, что сумма дополнительных платежей, включенная ранее в графики погашения задолженности по пеням и штрафам, исключена из графика погашения задолженности по пеням и штрафам. По головному предприятию сумма составляла 134 322 руб. 16 коп.
Из распечатки карточки лицевого счета, предоставленной налоговым органом, следует, что на 01.01.2001 за обществом числится задолженность по дополнительным платежам в федеральный бюджет в сумме 134 322 руб. 16 коп.
В 2003 году эта сумма снята с задолженности по реструктуризации по пеням с одновременным начислением в текущие налоговые обязательства суммы 134 322 руб. 16 коп.
В период с 01.01.2001 по 31.01.2001 начислено дополнительных платежей в сумме 43 610 руб., итого на 01.01.2002 в федеральный бюджет числилась недоимка по дополнительным платежам в сумме 174 849 руб. 16 коп.
В 2003 году сумма 134 322 руб. 16 коп. дополнительных платежей была зачтена из переплаты по налогу на прибыль, и на 28.09.2005 задолженность по дополнительным платежам числится в сумме 40 527 руб.
В местный бюджет по состоянию на 01.01.2002 налоговый орган в карточке лицевого счета указал задолженность по дополнительным платежам в сумме 536 991 руб., эта же задолженность указана на 28.09.2005.
Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль с учетом дополнительных платежей в виде процентов по ставке рефинансирования Банка России установлен статьей 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", в соответствии с которой исходя из ставки рефинансирования Банка России начисляются проценты на разницу между суммой налога, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли за отчетный период, и авансовыми платежами, внесенными в этот период.
В соответствии со статьей 88 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" (с изменениями и дополнениями), продлено проведение реструктуризации задолженности (основного долга, пеней и штрафов) предприятий и организаций, являющихся головными исполнителями и исполнителями государственного оборонного заказа, по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), образовавшейся по состоянию на 01.01.2002, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, до 31.12.2002.
Во исполнение названного Федерального закона Правительство Российской Федерации издало постановление от 18.04.2002 N 251 "О порядке списания задолженности, возникшей в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителям и исполнителям работ по государственному оборонному заказу 1994-1999 годов, по пеням, начисленным на 1 января 2002 года на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды". Этим постановлением органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано обеспечить списание задолженности по пеням, начисленным на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты; утверждены правила списания указанной задолженности.
В соответствии с пунктом 2 правил списанию подлежит задолженность, возникшая в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителям и исполнителям работ по государственному оборонному заказу 1994-1999 годов, по пеням, начисленным на 1 января 2002 года на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды. На государственных заказчиков оборонного заказа возложена обязанность по формированию реестров головных исполнителей и исполнителей работ по государственному оборонному заказу 1994-1999 годов для проведения списания задолженности.
Этим постановлением Правительства не предусмотрено применение установленного им порядка проведения реструктуризации и списания задолженности по начисленным пеням в отношении конкретных видов налогов, по которым начислены пени, и исключений его применения. Право на реструктуризацию не поставлено в зависимость от причин и характера действий организаций при образовании этой задолженности. Право на списание задолженности по пеням поставлено в зависимость исключительно от осуществления организацией работ по государственному оборонному заказу 1994-1999 годов в качестве головного исполнителя или исполнителя и несвоевременного получения средств из бюджета на финансирование этих работ.
Распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 06.08.2002 N 1375-ра "О порядке списания задолженности, возникшей в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителям и исполнителям работ по государственному оборонному заказу 1994-1999 годов, по пеням, начисленным на 1 января 2002 года на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в бюджет Санкт-Петербурга" предусмотрено списание задолженности по пеням, начисленным на налоги, подлежащие перечислению в бюджет Санкт-Петербурга.
Судами установлено и налоговым органом не оспаривается, что общество является исполнителем работ по государственному оборонному заказу, которые своевременно не были оплачены государством. Обществом с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации заключен договор от 17.12.2001 N 01-01-06/13-1726 об урегулировании задолженности по государственному оборонному заказу. В соответствии с договором стороны подтвердили наличие у Министерства обороны Российской Федерации задолженности перед обществом в сумме 6 842 468 руб. с отнесением 50% указанной суммы на государственный внутренний долг Российской Федерации, погашением еще 50% Министерством обороны Российской Федерации.
Министерство обороны Российской Федерации включило налогоплательщика в Реестр головных исполнителей и исполнителей государственного оборонного заказа 1994-1999 годов. Факт несвоевременного финансирования государственного оборонного заказа инспекция не оспаривает. Инспекцией было проведено списание задолженности общества по пеням, начисленным на 01.01.2002 на просроченные налоговые платежи, однако дополнительные платежи по налогу на прибыль списаны не были.
В определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 10.01.2002 N 5-О и от 13.11.2001 N 225-О указано, что установленный Законом "О налоге на прибыль предприятий и организаций" порядок доначисления налога представляет собой возмещение бюджету либо налогоплательщику положительной разницы между авансовыми платежами и фактически подлежащей уплате суммой. Проценты на сумму налога являются доплатой бюджету. Применение ставки рефинансирования Банка России (ставки банковского кредита) придает такому порядку исчисления признаки, присущие кредиту. Выявленная разница между суммой авансовых платежей и суммой, фактически подлежащей уплате, не является дополнительным платежом по налогу на прибыль, поскольку отражает суммы, недополученные государством либо переполученные им в результате периодического уточнения налогооблагаемой базы.
Таким образом, отнесение суммы процентов к сумме основной задолженности признать правомерным нельзя. При включении дополнительных платежей, скорректированных на ставку рефинансирования Банка России, в основную задолженность на эти дополнительные платежи начисляются проценты, исчисляемые и взыскиваемые в соответствии со статьей 75 и главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации. В результате дополнительные платежи, представляющие собой проценты, увеличиваются за счет повторного начисления процентов.
Данная позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2005 по делу N 15242/04.
Все приведенные в кассационной жалобе доводы налогового органа были исследованы судами полно и всесторонне и получили надлежащую оценку. Переоценка установленных судом обстоятельств дела в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах следует признать, что обжалуемые судебные акты являются законными и основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2006 по делу N А56-9362/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 июня 2006 г. N А56-9362/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника