Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 апреля 2006 г. N A66-4715/2005
См. также новое рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 марта 2007 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июля 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июня 2008 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 февраля 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Кирилловой И.И., Тарасюка И.М.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Гречанникова В.Е. (доверенность от 29.12.2005),
рассмотрев 25.04.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тверской области от 26.12.2005 по делу N А66-4715/2005 (судья Борцова Н.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога" (далее - ОАО "Российские железные дороги") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Департаменту финансов Тверской области о взыскании 452 394 руб. 02 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте в мае 2004 года во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Определением от 22.06.2005 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ).
В предварительном судебном заседании 22.06.2005 истец уточнил периоды взыскания убытков.
Определением от 02.11.2005 к участию в деле в качестве ответчика привлечен Минфин РФ, а также в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объединены в одно производство дела N А66-4715/2005, А66-4719/2005, А66-4720/2005, А66-4721/2005 по искам ОАО "Российские железные дороги" к Департаменту финансов Тверской области о взыскании убытков, образовавшихся в результате предоставления льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте в мае, сентябре-ноябре 2004 года во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Делу присвоен номер А66-4715/2005.
В связи с объединением дел в одно производство рассмотрены требования ОАО "Российские железные дороги" к Департаменту финансов Тверской области, Минфину РФ о взыскании 2 143 418 руб. 21 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте в мае, сентябре-ноябре 2004 года во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Решением от 26.12.2005 исковые требования удовлетворены полностью за счет казны Российской Федерации. В иске к Департаменту финансов Тверской области отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит обжалуемое решение отменить как вынесенное с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, оснований для взыскания убытков за счет средств федерального бюджета не имеется.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Российские железные дороги" считает обжалуемое решение законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Законность обжалуемого решения проверена кассационной инстанцией.
Как следует из материалов дела, истцом в 2004 году в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" льготным категориям граждан предоставлена 50-процентная скидка со стоимости проезда в железнодорожном транспорте. Факт предоставления льгот и размер понесенных в связи с этим расходов подтверждаются материалами дела и ответчиками не оспариваются.
Возникновение в связи с этим у истца убытков послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Суд, проанализировав указанную статью закона, постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536, доказательства, подтверждающие перечисление в полном объеме средств, поступивших из федерального бюджета на реализацию названных законов, пришел к выводу о том, что расходы истца подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации в связи с непредставлением Минфином РФ доказательств достаточности денежных средств, выделенных из федерального бюджета.
Кассационная инстанция считает этот вывод основанным на неполно выясненных фактических обстоятельствах дела.
Установив, что из федерального бюджета в 2004 году Тверской области на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" было выделено 131 391 тыс. руб., суд не проверил, полностью ли эта сумма была израсходована Тверской областью и органами местного самоуправления, входящими в ее состав.
Кассационная инстанция, принимая во внимание, что выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, считает, чторешение подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду надлежит устранить указанные нарушения, а также установить, включена ли истцом в размер иска сумма налога на добавленную стоимость, являющегося составной частью тарифа на оплату проезда, и дать оценку правомерности требований в этой части.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 26.12.2005 по делу N А66-4715/2005 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 апреля 2006 г. N A66-4715/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника