Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 марта 2007 г. N А66-4715/2005
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 апреля 2006 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 февраля 2008 г.
См. также новое рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июля 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июня 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Кравченко Т.В., Кирилловой И.И.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Антиповой Ю.Н. (доверенность от 02.08.2006),
рассмотрев 20.03.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 24.10.2006 (судья Рожина Е.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2006 (судьи Романова А.В., Козлова С.В., Потеева А.В.) по делу N А66-4715/2005,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога" (далее - ОАО "РЖД", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Департаменту финансов Тверской области о взыскании 452 394 руб. 02 коп. расходов, образовавшихся в результате предоставления льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте в мае 2004 года во исполнение Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).
Определением от 22.06.2005 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Российской Федерации (далее Минфин РФ).
В предварительном судебном заседании 22.06.2005 истец уточнил периоды взыскания убытков.
Определением от 02.11.2005 к участию в деле в качестве ответчика привлечен Минфин РФ, а также в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объединены в одно производство дела N А66-4715/2005, А66-4719/2005, А66-4720/2005, А66-4721/2005 по искам ОАО "РЖД" к Департаменту финансов Тверской области о взыскании расходов, образовавшихся в результате предоставления льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте в мае, сентябре-ноябре 2004 года во исполнение Закона N 181-ФЗ. Делу присвоен номер А66-4715/2005.
В связи с объединением дел в одно производство рассмотрены требования ОАО "РЖД" к Департаменту финансов Тверской области, Минфину РФ о взыскании 2 143 418 руб. 21 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте в мае, сентябре-ноябре 2004 года.
Решением от 26.12.2005 исковые требования удовлетворены полностью за счет средств казны Российской Федерации. В иске к Департаменту финансов Тверской области отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.04.2006 решение от 26.12.2005 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.
Решением от 24.10.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.12.2006, с Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу ОАО "РЖД" взыскано 2 143 418 руб. 21 коп. В удовлетворении исковых требований к Департаменту финансов Тверской области отказано.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить как вынесенные с нарушением норм материального права решение первой и постановление апелляционной инстанций. По мнению подателя жалобы, отсутствуют основания для взыскания расходов за счет средств казны Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, истцом в 2004 году в соответствии со статьей 30 Закона N 181-ФЗ льготным категориям граждан предоставлена 50-процентная скидка со стоимости проезда на железнодорожном транспорте.
В результате предоставления льгот у ОАО "РЖД" возникли расходы, невозмещение которых послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Суды, проанализировав указанную статью Закона N 181-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536, доказательства, подтверждающие перечисление в полном объеме средств, поступивших из федерального бюджета на реализацию названных законов, пришли к выводу о том, что расходы истца подлежат возмещению за счет средств казны Российской Федерации, поскольку Минфин РФ не предоставил доказательств о перечислении из федерального бюджета средств в достаточном размере.
Суд кассационной инстанции, проверив законность обжалуемых судебных актов, пришел к следующим выводам.
Статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными нормативными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно статье 30 Закона N 181-ФЗ (в редакции от 23.10.2003) инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия.
Пунктами 18 и 19 статьи 4 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относятся к компетенции федеральных органов власти.
Источник финансирования указанных льгот Законом N 181-ФЗ не определен.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 утвержден Порядок предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Порядок). Этот Порядок действовал и в 2004 году (постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80). В силу пункта 2 Порядка предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Минфин РФ на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.
Таким образом, Российская Федерация, установив Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" льготы в виде бесплатного проезда, приняла на себя и обязанность полностью возмещать транспортным предприятиям расходы по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В подтверждение факта предоставления льгот в заявленный период Общество ссылается на реестр, составленный с помощью автоматизированной системы учета "Экспресс" (далее - АСУ "Экспресс").
Согласно пункту 8 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 N 30 (далее - Правила), продажа проездных документов (билетов) на сети железных дорог на поезда дальнего и местного следования производится с помощью АСУ "Экспресс".
Пунктом 24 Правил установлено обязательное наличие при оформлении льготных проездных билетов данной категории лиц талонов на право бесплатного проезда, полученных в обмен на проездной документ и прилагаемых к отчету билетного кассира.
Указанные документы в материалах дела отсутствуют. Кроме АСУ "Экспресс" Общество других доказательств не представило.
Таким образом, решение и постановление подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное выше и вынести судебный акт с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 24.10.2006 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2006 по делу N А66-4715/2005 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.И. Кириллова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 марта 2007 г. N А66-4715/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника