Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 июня 2006 г. N А56-38443/2005
См. также новое рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 мая 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 февраля 2007 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2006 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2006 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Боглачевой Е.В., Морозовой Н.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу Тихонова С.Ю. (доверенность от 11.01.2006 N 03/6), от государственного унитарного производственного ремонтно-эксплуатационного предприятия "Прогресс" Слепченок В.О. (доверенность от 11.04.2005),
рассмотрев 19.06.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.11.2005 (судья Загараева Л.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2006 (судьи Петренко Т.И., Зайцева Е.К., Фокина Е.А.) по делу N А56-38443/2005,
установил:
Государственное унитарное производственное ремонтно-эксплуатационное предприятие "Прогресс" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) от 12.08.2005 N 15/11513.
Решением суда от 08.11.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.03.2006, заявление предприятия удовлетворено.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты и принять новое решение. По мнению подателя жалобы, предприятие неправомерно в период 2003-2004 годов воспользовалось льготой по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), предусмотренной подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку операции по оказанию жилищно-эксплуатационных услуг не льготируются. Кроме того, налоговый орган считает, что вычеты по исправленному счету-фактуре должны предъявляться в том налоговом периоде, когда в него внесены исправления.
В отзыве на жалобу предприятие просит оставить ее без удовлетворения, считая принятые судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель предприятия возражал против них.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат частичной отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения предприятием налогового законодательства, правильности исчисления и уплаты НДС за период с 01.01.2003 по 31.12.2004, по результатам которой составила акт от 20.06.2005 N 15-201/111-46.
В ходе проверки инспекция установила, что предприятие в период с 01.01.2003 по 31.10.2004 неправомерно пользовалось льготой, предусмотренной подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ, поскольку данная льгота предоставляется только налогоплательщикам, оказывающим услуги по предоставлению в пользование жилых помещений. На операции по реализации услуг по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда всех форм собственности названная льгота не распространяется. Таким образом, по мнению инспекции, от налогообложения освобождается только плата, которую собственник взимает непосредственно за наем жилого помещения. Кроме того, налоговый орган указал на то, что предприятие неправомерно включило 31 717 руб. НДС по счету-фактуре от 20.12.2002 N 89 в налоговые вычеты за февраль 2003 года.
С учетом представленных налогоплательщиком возражений инспекция приняла решение от 12.08.2005 N 15/11513 о привлечении предприятия к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неполную уплату НДС в 2003-2004 годах, которым предложила заявителю уплатить 2 724 441 руб. налога, 610 678 руб. пеней и 544 888 руб. штрафа, а также внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Предприятие, не согласившись с решением налогового органа, обжаловало его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные предприятием требования и признавая решение инспекции от 12.08.2005 N 15/11513 недействительным в полном объеме, судебные инстанции сделали вывод о том, что оказываемые предприятием услуги по предоставлению в пользование жилых помещений всех форм собственности включают в себя услуги по обслуживанию жилого фонда, на которые распространяется действие льготы, предусмотренной подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Положения статьи 169 НК РФ не содержат запрета вносить исправления в счета-фактуры и подтверждать заявленные налоговые вычеты в том налоговом периоде, в котором имели место соответствующие хозяйственные операции, а не в периоде исправления ошибки в счете-фактуре.
Суд кассационной инстанции считает, что судебные акты в части признания недействительным решения налогового органа по эпизоду применения льготы, предусмотренной подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ, подлежат отмене, а дело -направлению на новое рассмотрение в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации является (признается) объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Реализацией работ, услуг организацией признается передача на возмездной основе результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (статья 39 НК РФ).
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
Согласно Федеральному закону от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменении в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" подпункт 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ вводится в действие с 1 января 2004 года.
До 1 января 2004 года в силу статьи 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ освобождается от налогообложения НДС реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещении в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду).
Из материалов дела усматривается, что налогоплательщик являлся балансодержателем жилищного фонда, переданного ему на праве хозяйственного ведения от собственника этого фонда - города Санкт-Петербурга.
В соответствии с Уставом предприятия его основной деятельностью является надлежащее содержание, эксплуатация, ремонт и обслуживание полученного жилищного фонда, предоставление в пользование жилых помещений, получение квартирной платы от нанимателей.
Предприятие заключало с гражданами от имени Санкт-Петербурга договоры социального найма жилых помещений, в соответствии с которыми наймодатель обязуется предоставить нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование пригодное для постоянного проживания жилое помещение государственного жилищного фонда и обеспечить предоставление за плату коммунальных и иных услуг. Предприятие заключало с гражданами также договоры на техническое обслуживание и ремонт квартир, находящихся в личной собственности граждан.
По договору найма одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем (пункт 1 статьи 671 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующими предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (действовавшего в проверяемый период) под договором найма понимается соглашение, по которому наймодатель предоставляет в пользование нанимателю и членам его семьи пригодное для постоянного проживания жилое помещение, как правило, в виде отдельной квартиры, а наниматель обязуется использовать это жилое помещение по назначению, своевременно вносить плату за пользование им и за коммунальные услуги.
Согласно Правилам пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 25 09 1985 N 415 (действовавшим в проверяемый период), наниматель обязан своевременно вносить квартирную плату и плату за коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электрическую и тепловую энергию и другие услуги) по утвержденным в установленном порядке тарифам (подпункт "д" пункта 9), а наймодатель обязан в соответствии с правилами и нормами эксплуатации и ремонта жилищного фонда: систематически производить осмотр жилых домов и жилых помещений, профилактическое обслуживание санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них, а также осмотр объектов благоустройства придомовых территорий; своевременно производить капитальный и текущий ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них; обеспечивать надлежащее содержание подъездов, вестибюлей, тамбуров, лестничных клеток, кабин лифтов и других мест общего пользования жилых домов, а также придомовых территорий; своевременно проводить подготовку санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них, к эксплуатации в зимних условиях (пункт 16).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 (в редакции от 21.01.2003) предусмотрена структура платежей граждан (кроме собственников частных домовладений), проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, включающая плату:
за содержание и текущий ремонт жилищного фонда;
за капитальный ремонт жилищного фонда;
за наем жилья (для нанимателей жилья).
Кроме того, граждане, проживающие в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, оплачивают коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, вывоз бытовых отходов, обслуживание лифтового хозяйства и др.).
На операции по реализации услуг по содержанию общего имущества жилого дома и техническому обслуживанию общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, текущему ремонту общего имущества жилого дома вышеуказанная льгота по НДС не распространяется, и поэтому такие операции облагаются данным налогом в общеустановленном порядке.
Кроме того, согласно пункту 4 статьи 149 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями указанной статьи, обязаны вести раздельный учет таких операций.
При таких обстоятельствах следует признать, что в силу подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ от налогообложения НДС в проверяемом периоде освобождаются операции по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, в результате которых взимается плата за наем жилых помещений.
Оплата остальных услуг, оказываемых жилищно-эксплуатационными организациями как нанимателям, так и собственникам жилого помещения, в том числе и по содержанию общего имущества жилого дома, подлежит обложению НДС в общем порядке. Никаких других исключений из этого правила положения статьи 149 НК РФ не предусматривают.
В 2004 году в Санкт-Петербурге действовал Закон Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 308-4 "О ценах на содержание и текущий ремонт общего имущества жилых домов", которым не предусмотрено взимание отдельно платы за наем жилых помещений в отличие от платы за содержание и текущий ремонт жилых домов.
Таким образом, в 2004 году льготировалась в части исчисления и уплаты НДС только плата за наем жилого помещения.
При таких обстоятельствах вывод судов о наличии у заявителя в 2003-2004 годах льготы по НДС не соответствует нормам законодательства о налогах и сборах и является ошибочным.
Вместе с тем в материалах дела имеются сведения о том, что в проверяемом периоде (2003-2004 годы) предприятие имеет право на налоговые вычеты по НДС.
Согласно статье 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 названного Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса. Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса.
В данном случае инспекция не учла, что заявитель в проверяемом периоде в соответствии с положениями статей 172 и 173 НК РФ имеет право на налоговые вычеты, которые должны быть учтены при принятии налоговым органом решения о доначислении НДС, соответствующих пеней и штрафа.
Довод налогового органа о несоблюдении заявителем порядка внесения исправлений в счет-фактуру, установленного Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, отклоняется судом кассационной инстанции.
Для обоснования правомерности применения налоговых вычетов налогоплательщик должен представить в налоговый орган счета-фактуры, соответствующие требованиям статьи 169 НК РФ. При этом в налоговом законодательстве Российской Федерации отсутствует запрет на устранение несоответствия счетов-фактур названным нормам и не содержится каких-либо условий такого устранения.
В случае исправления или переоформления счетов-фактур налогоплательщик вправе применить налоговые вычеты в том налоговом периоде, в котором имели место соответствующие хозяйственные операции, а не в периоде исправления ошибки в счете-фактуре. Данная позиция согласуется со статьей 6 раздела II Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.12.1998 N 60н, в силу которой факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
Ссылка инспекции на то, что вычеты по исправленному счету-фактуре должны предъявляться в том налоговом периоде, когда в него внесены исправления, неправомерна.
Апелляционным судом установлено и материалами дела подтверждается, что предприятие представило в инспекцию исправленный счет-фактуру от 20.12.2002 N 89 до вынесения ею решения по результатам проведения налоговой проверки.
Положения пункта 2 статьи 169 НК РФ не исключают право налогоплательщика на применение налоговых вычетов и возмещение НДС после устранения нарушений, допущенных поставщиками при выставлении счетов-фактур. Законодательство о налогах и сборах также не содержит запрета на представление налогоплательщиком в обоснование правомерности применения налоговых вычетов исправленных счетов-фактур.
При таких обстоятельствах является правильным вывод апелляционного суда о том, что исправленный счет-фактура служит основанием для применения обществом налоговых вычетов в соответствии со статьями 171 и 172 НК РФ в том налоговом периоде, когда товар (услуги) был принят к учету и оплачен.
С учетом изложенного и в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вынесенные по делу судебные акты подлежат отмене в части признания недействительным решения налогового органа по эпизоду применения предприятием льготы, предусмотренной подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ, с направлением дела в этой части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо предложить сторонам провести сверку расчетов в части налоговых вычетов по НДС за проверенный период, после чего скорректировать на сумму налоговых вычетов сумму доначисленного НДС, соответствующих пеней и штрафа и принять законное и обоснованное решение согласно действующим в проверяемый период нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.11.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2006 по делу N А56-38443/2005 отменить в части признания недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу от 12.08.2005 N 15/11513 по эпизоду применения государственным унитарным производственным ремонтно-эксплуатационным предприятием "Прогресс" льготы, предусмотренной подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
Дело направить в этой части на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 июня 2006 г. N А56-38443/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника