Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 июня 2006 г. N А56-14130/2005
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 апреля 2006 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 14.06.2006.
Полный текст постановления изготовлен 19.06.2006.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Ломакина С.А., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от закрытого акционерного общества "Тидекс" Харитонова К.Н. (доверенность от 31.01.2006), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу Миняевой Н.В. (доверенность от 25.04.2006 N 03-06/03109),
рассмотрев 14.06.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2005 (судья Загараева Л.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2006 (судьи Савицкая И.Г., Борисова Г.В., Лопато И.Б.) по делу N А56-14130/2005,
установил:
Закрытое акционерное общество "Тидекс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) и об обязании инспекции начислить 43 951 руб. 53 коп. процентов за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за октябрь 2003 года.
Решением суда от 23.05.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.01.2006, заявленные обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, у общества отсутствует право на получение процентов, поскольку они начисляются только за нарушение сроков, установленных статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а не за принятие решения об отказе в возмещении налога.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель общества просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, установила следующее.
Общество 20.11.2003 представило в инспекцию декларацию по НДС за октябрь 2003 года по экспортным операциям, а также документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и право на возмещение НДС, и заявление о возврате 355 840 руб. НДС за указанный период на свой расчетный счет.
По итогам камеральной проверки декларации инспекция вынесла решение от 17.02.2004 N 11/90 об отказе обществу в возмещении 355 840 руб. налога.
Общество обжаловало данное решение налогового органа в арбитражный суд.
Решением суда от 18.08.2004 по делу N А56-19007/04 оспоренное решение инспекции признано недействительным, и арбитражный суд обязал налоговый орган возвратить на расчетный счет общества 335 840 руб. НДС за октябрь 2003 года.
Инспекцией произведен возврат налога на расчетный счет заявителя 07.02.2005 без начисления процентов за несвоевременный возврат.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в неначислении процентов за нарушение сроков возврата НДС по экспортным операциям, заявленного к возмещению в декларации за октябрь 2003 года.
В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и соответствующих документов. В течение этого срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
Согласно абзацу десятому пункта 4 статьи 176 НК РФ налоговый орган обязан принять решение о возврате сумм налога из бюджета не позднее последнего дня трехмесячного срока и в этот же срок направить это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.
Таким образом, при достоверности и обоснованности данных, указанных налогоплательщиком в декларации, и отсутствии приведенных в пункте 4 статьи 176 НК РФ оснований для зачета разницы, образовавшейся в результате превышения суммы налоговых вычетов над общей суммой налога, исчисленной по соответствующим операциям, налоговый орган обязан принять решение о возмещении этой разницы путем ее возврата из бюджета.
Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. Если такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня его направления налоговым органом.
При нарушении процедурных сроков, установленных пунктом 4 статьи 176 НК РФ, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. При этом из названной нормы права следует, что начисление этих процентов не зависит от причин нарушения сроков возврата налога.
Проценты являются компенсацией потерь налогоплательщика за несвоевременный возврат из бюджета причитающихся ему денежных средств.
Признание судом недействительным решения инспекции об отказе в возмещении налогоплательщику налога из бюджета и возложение на налоговый орган обязанности возместить его путем возврата из бюджета свидетельствуют о неисполнении налоговым органом обязанности вынести в установленный срок законное и обоснованное решение.
Вынесение налоговым органом неправомерного решения, признанного судом недействительным, следует рассматривать как невынесение решения в установленный срок, поскольку следствием таких действий является несвоевременный возврат из бюджета причитающихся налогоплательщику денежных средств, в связи с чем он вправе получить компенсацию своих финансовых потерь в виде процентов.
В данном случае инспекция возвратила обществу НДС за октябрь 2003 года с нарушением сроков, установленных пунктом 4 статьи 176 НК РФ, поэтому суды первой и апелляционной инстанций законно и обоснованно удовлетворили заявленные обществом требования о признании незаконным бездействия инспекции по неначислению процентов.
Правильность расчета судом суммы процентов, подлежащих начислению, податель жалобы не оспаривает.
По смыслу пункта 3 статьи 176 НК РФ следует, что налоговый орган производит начисление процентов, о чем указывается в соответствующем решении, направляемом в органы казначейства для исполнения путем выплаты причитающихся налогоплательщику сумм за счет средств бюджета. Непосредственно выплату процентов налоговый орган не производит.
Неисполнение налоговым органом обязанности принять решение о выплате обществу процентов и ненаправление его органам казначейства для исполнения является основанием для обжалования налогоплательщиком бездействия налогового органа в арбитражном суде путем подачи соответствующего заявления. Признание незаконным бездействия налогового органа влечет возложение на него обязанности совершить такое действие.
Факт несвоевременного возврата налогоплательщику из бюджета НДС установлен судами и подтверждается материалами дела. При таких обстоятельствах суд обоснованно признал незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в невынесении решения о начислении и выплате обществу предусмотренных законом процентов за нарушение срока возврата НДС, а также обязал инспекцию начислить сумму процентов. Поэтому основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2006 по делу N А56-14130/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 июня 2006 г. N А56-14130/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника