Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 июня 2006 г. N А66-9287/2005
См. также новое рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 03 августа 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного, округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Абакумовой И.Д., Кузнецовой Н.Г.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Тверской области Власенковой Ю.А. (доверенность от 20.06.2006 N 03-35/05542), Соловьевой Е.В. (доверенность от 20.06.2006 N 03-35/05543), от потребительского рыболовно-охотничьего общества "Холм" Никифорова А.А. (доверенность от 14.09.2005), Титова А.В. (доверенность от 10.01.2006),
рассмотрев 22.06.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Тверской области на решение от 15.09.2005 (судья Бажан О.М.) и постановление апелляционной инстанции от 28.02.2006 (судьи Перкина В.В., Ильина В.Е., Орлова В.А.) Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-9287/2005,
установил:
Потребительское рыболовно-охотничье общество "Холм" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительными ненормативных актов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Тверской области (далее - Инспекция): решения от 08.08.2005 N 314/149 о взыскании с Общества 696 509 руб. штрафа за неуплату налога на прибыль за 2004 год на основании статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и 100 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ, доначислении 3 482 519 руб. налога на прибыль и начислении 185 210 руб. 73 коп. пеней за его неуплату и требования от 08.08.2005 N 1190 о добровольной уплате 3 482 519 руб. налога на прибыль и 185 210 руб. 73 коп. пеней.
Решением суда от 15.09.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.02.2006, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную проверку представленной заявителем декларации по налогу на прибыль организаций за 2004 год и документов, подтверждающих обоснованность определения им налоговой базы. По результатам камеральной проверки и с учетом возражений налогоплательщика Инспекция составила акт от 25.06.2005 N 333/180 и приняла решение от 08.08.2005 N 314/149 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде взыскания 696 509 руб. штрафа за неуплату налога на прибыль за 2004 год на основании статьи 122 НК РФ и 100 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ, доначислении 3 482 519 руб. налога на прибыль и начислении 185 210 руб. 73 коп. пеней за его неуплату.
Согласно решению налогоплательщику вменяется в вину занижение в 2004 году базы, облагаемой налогом на прибыль, в связи с неправомерным исключением из нее сумм, полученных от общества с ограниченной ответственностью "Издательство деловой мир" по договору от 27.09.2004, от общества с ограниченной ответственностью "Ли Грант" по договору от 08.01.2004 N 1/2, от общества с ограниченной ответственностью "Пресс Сервис-Медиа" по договору от 26.01.2004, от общества с ограниченной ответственностью "Фортуна Медиа" по договору от 02.09.2004 и гражданина Баранова Л.И. по договорам от 19.04.2004, от 28.05.2004 и от 04.08.2004. По мнению Инспекции, Общество не обладает статусом благотворительной организации и не осуществляет благотворительной деятельности, денежные средства использованы не на охрану окружающей природной среды и животного мира, в связи с чем они подлежат включению в состав его внереализационных доходов.
На сумму доначисленных налога на прибыль и пеней налоговым органом направлено требование от 08.08.2005 N 1190.
Налогоплательщик не согласился с решением и требованием Инспекции и обжаловал их в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод, что на основании статей 247-250 и пункта 2 статьи 251 НК РФ заявитель как некоммерческая организация использовал денежные средства, полученные от юридических и физических лиц, на охрану окружающей среды и животного мира, вследствие чего обоснованно не включил эти суммы в базу, облагаемую налогом на прибыль.
Кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат отмене как недостаточно обоснованные, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы, в том числе некоммерческих учреждений, не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья).
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся целевые поступления, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики -получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
В то же время в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ благотворительная организация, получившая средства или имущество на благотворительные цели, не учитывает их при определении налоговой базы при условии ведения раздельного учета таких доходов и произведенных за их счет расходов, а также сумм доходов и расходов от деятельности, связанной с производством и (или) реализацией товаров, работ, услуг и имущественных прав, и доходов и расходов от внереализационных операций. Необходимость в ведении раздельного учета не возникает только у тех некоммерческих организаций, которые не имеют доходов от реализации и существуют только за счет целевого финансирования и (или) целевых поступлений (благотворительных взносов), признаваемых таковыми с точки зрения налогообложения прибыли. При отсутствии раздельного учета в организации, получившей целевое финансирование (целевые поступления), указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (пункт 2 статьи 2 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона N 7-ФЗ некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Некоммерческая организация может иметь в собственности или в бессрочном пользовании земельные участки.
Согласно статье 26 Закона N 7-ФЗ источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:
регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
добровольные имущественные взносы и пожертвования;
выручка от реализации товаров, работ, услуг;
дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
другие не запрещенные законом поступления.
В Федеральном законе от 11.08.95 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Закон N 135-ФЗ) дано определение благотворительной деятельности, а также перечислены виды и формы благотворительных пожертвований.
Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Благотворительные пожертвования осуществляются в формах бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности, бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности, выполнения работ, предоставления услуг благотворителями - юридическими лицами (статья 5 Закона N 135-ФЗ).
Согласно Уставу Общество создано в форме потребительского кооператива, пайщиками которого являются Тверская региональная общественная организация охотников "Егеръ", общество с ограниченной ответственностью "Альфа ДМ", закрытое акционерное общество "Формула делового мира".
Как указано в статье 116 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) потребительским кооперативом называется некоммерческая организация, созданная гражданами и юридическими лицами путем их добровольного объединения на основе членства и внесения в уставный фонд организации имущественных паевых взносов с целью удовлетворения материальных и иных потребностей его участников. Статус потребительского общества, определяется Федеральным законом "О потребительской кооперации в Российской Федерации". Согласно названному Закону потребительское общество - это добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
Таким образом, юридический статус Общества предполагает возможность получения средств и их использования как в предпринимательской деятельности, так и в интересах самих дольщиков, а не только в целях охраны окружающей природной среды. При этом в одних случаях приобретение земельных участков, основных средств и нематериальных активов можно признать осуществленными в интересах развития собственной базы, а в других - в целях охраны окружающей природной среды, то есть эти суммы могут не включаться в налоговую базу, но при наличии определенных условий, которые подлежат установлению судом.
Еще одним обязательным условием невключения средств благотворительного взноса в базу, облагаемую налогом на прибыль, является обязательность использования их по целевому назначению.
В силу пункта 14 статьи 250 НК РФ внереализационным доходом признается имущество, полученное в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений и целевого финансирования, использованное не по целевому назначению. При направлении целевых средств не по назначению они подлежат включению в состав внереализационных доходов в момент, когда получатель имущества (в том числе денежных средств) фактически использовал указанное имущество (в том числе денежные средства) не по целевому назначению либо нарушил условия, на которых они предоставлялись (подпункт 9 пункта 4 статьи 271 НК РФ).
В соответствии с пунктом 14 статьи 250 НК РФ налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 285 НК РФ указано, что налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.
Таким образом, отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках целевых поступлений, целевого финансирования, представляется в налоговые органы в составе налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за налоговый период.
Форма отчета о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках целевых поступлений, целевого финансирования, входит в состав декларации по налогу на прибыль организаций (лист 10), которая утверждена приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 11.11.2003 N БГ-3-02/614. Порядок заполнения данного листа декларации разъяснен в разделе 17 Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.12.2001 N БГ-3-02/585. Названный документ в материалах дела отсутствует.
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения на территории Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации подлежат:
естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;
земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.
Общество представило в материалы дела договоры с благотворителями на перечисление по его заявкам средств на финансирование мероприятий по охране окружающей среды и защите животных. При этом судом не дана оценка содержанию договоров, отчетов об использовании средств, самих произведенных расходов с точки зрения их соответствия Закону Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", Закону Российской Федерации "О животном мире".
В то же время в материалах дела отсутствует договор о совместной деятельности с Тверской региональной общественной организации охотников "Егеръ", являющейся одним из пайщиков Общества, на основании которого Общество осуществляло деятельность на территории Тверской области. Это обстоятельство может повлиять на квалификацию деятельности налогоплательщика по приобретению основных средств и их использованию в соответствии с целевым назначением.
В нарушение статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды первой и апелляционной инстанций указав на фактические обстоятельства дела, определенные ими, не сослались на доказательства, на которых основаны их выводы об обстоятельствах дела, и не привели доводы в пользу принятого решения (постановления); мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле. Кассационная коллегия считает, что - судебные акты не обоснованы и подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует установить, какими доказательствами, имеющимися на момент вынесения Инспекцией решения и представленными в дело, Общество подтвердило, что денежные средства получены от ООО "Издательство деловой мир", ООО "Ли Грант", ООО "Пресс Сервис-Медиа", ООО "Фортуна Медиа" и гражданина Баранова Л.И. безвозмездно, использованы по целевому назначению, на ведение некоммерческой деятельности (содержание некоммерческой организации) и учтены отдельно, то есть подтвердил право на использование льготы, установленной статьей 251 НК РФ, и с учетом установленных фактических обстоятельств принять по делу законное и обоснованное решение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 15.09.2005 и постановление апелляционной инстанции от 28.02.2006 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-9287/2005 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 июня 2006 г. N А66-9287/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника