Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 июня 2006 г. N А66-11205/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Самсоновой Л.A. и Шевченко А.В., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тверской области Макаровой А.В. (доверенность от 14.03.2006 N 04-66),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тверской области на решение от 25.11.2005 (судья Пугачев А.А.) и постановление апелляционной инстанции от 27.03.2006 (судьи Перкина В.В., Бажан О.М., Орлова В.А.) по делу N А66-11205/2005,
установил:
Открытое акционерное общество "Тверской завод вискозных нитей" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением (после уточнения заявленных требований) об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тверской области (далее - налоговая инспекция) возместить (обеспечить выплату) из бюджета 76 829,36 руб. процентов за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость по декларации за март 2004 года по экспортным операциям.
Решением суда первой инстанции от 25.11.2005 заявленное Обществом требование удовлетворено. Суд обязал налоговую инспекцию в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), возместить (обеспечить выплату) налогоплательщику из бюджета 76 829,36 руб. процентов за нарушение срока возврата на расчетный счет налога на добавленную стоимость по декларации за март 2004 года по экспортным операциям.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.03.2006 решение суда от 25.11.2005 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление судов и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Податель жалобы считает, что при нарушении сроков, установленных пунктом 4 статьи 176 НК РФ, проценты начисляются на сумму налога, подлежащую возврату налогоплательщику. В данном случае оснований для начисления и выплаты процентов не имеется: сумма налога, подлежавшая возмещению Обществу из бюджета по декларации за март 2004 года, сначала была зачтена налоговым органом в соответствии с шестым абзацем пункта 4 статьи 176 НК РФ, а затем по решениям Арбитражного суда Тверской области от 10.12.2004 по делу N А66-9814/2004 и от 22.12.2004 по делу N А66-9813/2004, которыми решения налоговой инспекции о зачете признаны недействительными, инспекция возвратила спорную сумму налога на расчетный счет Общества.
Открытое акционерное общество "Тверской завод вискозных нитей" о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы налоговой инспекции, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, установила следующее.
Общество 19.04.2004 представило в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за март 2004 года. К декларации Общество приложило документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ. Согласно декларации Обществу подлежит возмещению из бюджета 1 856 196 руб. налога на добавленную стоимость. Налоговая инспекция провела камеральную проверку полученных декларации и документов, по результатам которой приняла решение от 19.07.2004 N 21-09/6399 о возмещении Обществу из бюджета 641 465 руб. налога на добавленную стоимость. В возмещении из бюджета 1 214 731 руб. налога отказано. В августе 2004 года налогоплательщик направил в налоговую инспекцию заявление от 02.08.2004 N 500/588 (л.д. 25) о возмещении 641 465 руб. налога на добавленную стоимость путем ее возврата на расчетный счет. Налоговый орган известил налогоплательщика (уведомления от 12.08.2004 N 3705 и N 3706, л.д. 11-12) о проведенном зачете подлежавших возврату Обществу из бюджета 641 465 руб. налога на добавленную стоимость в счет погашения недоимки по налогу на добавленную стоимость по текущим платежам за июнь и июль 2004 года.
Общество не согласилось с решениями налоговой инспекции о зачете, оспорив их в арбитражном суде. Решениями Арбитражного суда Тверской области от 10.12.2004 по делу N А66-9814/2004 и от 22.12.2004 по делу N А66-9813/2004 решения налоговой инспекции от 12.08.2004 N 3705 и N 3706 о зачете признаны недействительными. Исполняя решения арбитражного суда, налоговая инспекция приняла решения о возврате Обществу из бюджета на расчетный счет соответствующих сумм налога. На основании этого решения инспекция оформила заключения об исполнении решений о возврате, которые направила в Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Тверской области.
Платежными поручениями от 04.04.2005 N 502 и от 15.09.2005 N 837 на расчетный счет Общества возвращено из бюджета 641 465 руб. налога на добавленную стоимость.
В связи с нарушением установленных пунктом 4 статьи 176 НК РФ сроков возврата Обществу подлежащей возмещению из бюджета суммы налога, и возвратом суммы налога без предусмотренных этим же пунктом процентов (налоговый орган при вынесении решения о возврате налога не начислил на подлежащую возврату налогоплательщику сумму налога проценты, предусмотренные пунктом 4 статьи 176 НК РФ, не включил сумму процентов в заключение о возврате суммы налога из бюджета, направленное в отделение федерального казначейства для исполнения), налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением об обязании налогового органа начислить и обеспечить выплату из бюджета 76 829,36 руб. процентов за несвоевременный возврат налога.
Суды первой и апелляционной инстанций подтвердили законность требований Общества, и кассационная инстанция считает принятые по данному делу решение и постановление судов законными и обоснованными.
Условия и порядок возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного организацией-экспортером поставщикам товарно-материальных ценностей, изложены в пункте 4 статьи 176 НК РФ.
Согласно абзацам второму и третьему пункта 4 статьи 176 НК РФ возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В течение этого трехмесячного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
Вступившими в законную силу судебными актами подтвержден факт незаконного невозмещения налоговым органом Обществу налога на добавленную стоимость из бюджета путем возврата на его расчетный счет в сроки, установленные пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
При нарушении установленных в пункте 4 статьи 176 НК РФ сроков на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику по его заявлению на расчетный счет, в абзаце двенадцатом пункта 4 статьи 176 НК РФ предусмотрено начисление и выплата налогоплательщику из бюджета процентов. исчисленных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Эти проценты являются компенсацией потерь налогоплательщика за неправомерную задержку в возможности использования принадлежащих Обществу по праву денежных средств, вызванную несвоевременным возвратом из бюджета подлежащей возмещению в порядке пункта 4 статьи 176 НК РФ суммы налога.
Поэтому является правильным вывод судов о том, что на своевременно не возвращенную сумму налога налоговой инспекцией должны быть начислены предусмотренные пунктом 4 статьи 176 НК РФ проценты и обеспечены условия их получения налогоплательщиком за счет средств бюджета путем направления налоговым органом соответствующего заключения в орган федерального казначейства об их выплате.
Неисполнение налоговым органом обязанности принять решение о выплате Обществу процентов и ненаправление его органу федерального казначейства для исполнения влечет возложение на него обязанности совершить предусмотренные законом действия.
В абзаце десятом пункта 4 статьи 176 НК РФ указано на обязанность налогового органа при наличии заявления налогоплательщика принять решение о возврате сумм налога из бюджета не позднее последнего дня трехмесячного срока и в этот же срок направить это решение на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства.
По смыслу пункта 4 статьи 176 НК РФ заявление налогоплательщика о возврате налога должно быть представлено в налоговый орган до истечения трехмесячного срока, установленного для камеральной проверки налоговой 'декларации, однако в данном пункте не содержится запрета на подачу налогоплательщиком заявления о возврате налога и по окончании этого срока. Налогоплательщик не лишен возможности представить такое заявление, если к моменту его подачи налоговым органом принято решение о зачете налога, не принято решение о возмещении либо принято решение об отказе в возмещении, поскольку последнее может быть оспорено в арбитражном суде.
Срок рассмотрения налоговыми органами заявлений о возврате налога на добавленную стоимость, поданных налогоплательщиками за пределами трехмесячного срока для проверки налоговой декларации, пунктом 4 статьи 176 НК РФ не предусмотрен. Поэтому для целей определения начального момента начисления процентов за просрочку возврата налога может быть применен пункт 3 статьи 176 НК РФ, обязывающий налоговый орган в течение двух недель после получения заявления принять решение о возврате налога и в тот же срок направить его на исполнение в орган федерального казначейства.
Таким образом, если заявление о возврате налога подано по истечении трехмесячного срока, предусмотренного абзацем вторым пункта 4 статьи 176 НК РФ, период просрочки начинается со следующего дня после истечения сроков возврата, предусмотренных пунктом 3 статьи 176 НК РФ (две недели плюс восемь дней плюс две недели), исчисляемых с момента подачи заявления. Период просрочки длится по день, предшествующий дате фактического перечисления казначейством соответствующих сумм налогоплательщику.
В данном случае спор по расчету подлежащей выплате из бюджета суммы процентов между сторонами отсутствует.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает принятые судами первой и апелляционной инстанций решение и постановление законными и обоснованными, дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции у кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 25.11.2005 и постановление апелляционной инстанции от 27.03.2006 по делу N А66-11205/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Л.А. Самсонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 июня 2006 г. N А66-11205/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника