Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 августа 2006 г. N А56-17497/2005
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2006 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2006 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе:
председательствующего Сергеевой И.В.,
судей Власовой М.Г., Кадулина А.В.,
при участии от ОАО "РЖД" Егоровой А.М. (доверенность от 28.12.2005 N 11/6-47), от Администрации Сергиенко Ю.К. (доверенность от 03.06.2006 N 02.17/2199), от Теруправления Росимущества Луневой Е.А. (доверенность от 03.05.2006 N 069),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения "Администрация муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2005 (судья Капелькина Л.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2006 (судьи Копылова Л.С., Зайцева Е.К., Черемошкина В.В.) по делу N А56-17497/2005,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования "Киришский район" Ленинградской области (далее - Администрация) об обязании ответчика принять от ОАО "РЖД" в муниципальную собственность по актам приема-передачи объекты жилого фонда и коммунально-бытового назначения, расположенные в Киришском районе Ленинградской области, а также осуществить действия по включению в реестр муниципальной собственности указанных объектов жилищно-коммунального хозяйства (с учетом уточнения заявленных требований).
В обоснование иска ОАО "РЖД" сослалось на пункт 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 и приложение N 3 к нему, постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 235, которым утверждено Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность (далее - Положение).
Определением от 31.08.2005 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ленинградской области (далее - Теруправление Росимущества).
Решением от 28.12.2005 иск удовлетворен полностью.
В апелляционной инстанции произведена замена Администрации правопреемником - муниципальным учреждением "Администрация муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области".
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2006 решение от 28.12.2005 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить указанные решение и постановление, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, ОАО "РЖД" образовано не в результате приватизации государственного имущества, поэтому пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 235 не распространяется на государственное имущество, находящееся на балансе акционерного общества; одновременно с передачей имущества должны быть переданы правоустанавливающие документы на него; ОАО "РЖД" является ненадлежащим истцом, поскольку передача объектов жилого фонда, находившегося в полном хозяйственном ведении предприятий, должна осуществляться органами субъектов Российской Федерации по управлению государственным имуществом с участием ОАО "РЖД".
В судебном заседании представитель Администрации поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представители ОАО "РЖД" и Теруправления Росимущества против удовлетворения жалобы возражали, считая принятые по делу судебные акты соответствующими нормам права и материалам дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 учреждено ОАО "РЖД", утвержден его устав.
Согласно пункту 2 указанного постановления размер уставного капитала общества составляет 1 535,7 млрд. руб.; уставный капитал составляется из 1 535 700 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1000 руб. каждая; оплата акций осуществляется путем внесения в уставный капитал ОАО "РЖД" имущества и имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2003 год в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 1111-р.
Пунктом 7 данного постановления Министерству имущественных отношений Российской Федерации совместно с Министерством путей сообщения Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предписано утвердить перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, указанного в пункте 2 названного постановления, и принять решение о дальнейшем использовании таких объектов, в том числе осуществить передачу в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.
Во исполнение пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 совместным распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92р утверждены перечни объектов, не подлежащих приватизации, в том числе, перечни объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, подлежащих передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.
Тем же распоряжением территориальным управлениям Минимущества России, органам субъектов Российской Федерации по управлению государственным имуществом, наделенным полномочиями территориальных органов Минимущества России, с участием ОАО "РЖД" предписано осуществить передачу в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
В перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации и находящихся в Киришском районе Ленинградской области, включено имущество, поименованное в исковом заявлении ОАО "РЖД".
ОАО "РЖД", ссылаясь на то, что муниципальное образование уклоняется от принятия объектов, в связи с чем истец несет бремя содержания не принадлежащего ему имущества, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Порядок передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность установлен Положением, в соответствии с пунктом 5 которого органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в государственную (муниципальную) собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи.
В данном случае решение собственника о передаче объектов в муниципальную собственность оформлено постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 и совместным распоряжением трех министерств от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92р. Таким образом, после принятия указанных ненормативных актов у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо местного самоуправления возникла обязанность осуществить соответствующие действия по принятию передаваемых объектов.
ОАО "РЖД" заявило настоящий иск не в связи с распоряжением федеральным имуществом, а вследствие неисполнения решения собственника. При этом ОАО "РЖД", на которое до передачи объектов в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность возложена обязанность содержания данного имущества, нельзя не признать лицом, права которого нарушаются вследствие уклонения Администрации от принятия объектов и которое в связи с этим вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав. По изложенным мотивам довод подателя жалобы о том, что ОАО "РЖД" является ненадлежащим истцом, подлежит отклонению.
Ссылка Администрации на то, что ОАО "РЖД" не является предприятием, образованным в процессе приватизации государственного имущества, поэтому на него не распространяется Положение, также несостоятельна. ОАО "РЖД" создано в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" как единый хозяйствующий субъект в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта. Согласно статье 3 упомянутого Закона к приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта применимо законодательство Российской Федерации о приватизации с учетом особенностей, установленных данным Законом.
Доводы подателя жалобы о несоблюдении условий, при которых имущество может быть передано в муниципальную собственность, подлежат отклонению, поскольку достаточных доказательств того, что спорные объекты не принимаются ответчиком по причинам, зависящим от истца, Администрацией не представлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем они должны быть оставлены в силе.
Руководствуясь статьями 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2006 по делу N А56-17497/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального учреждения "Администрация муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
А.В. Кадулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 августа 2006 г. N А56-17497/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника