Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 31 июля 2006 г. N А56-30334/2005
Резолютивная часть постановления оглашена 26.07.2006.
Полный текст постановления изготовлен 31.07.2006.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Асмыковича А.В., Пастуховой М.В.,
при участии от закрытого акционерного общества "Промышленная группа "Техноком" Кокряцкого А.В. (доверенность от 10.01.2006 N 002), Дмитриевой Л.Б. (доверенность от 10.01.2006 N 001), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области Коряго Е.В. (доверенность от 17.07.2006 N 03-06/6379),
рассмотрев 26.07.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.01.2006 (судья Звонарева Ю.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2006 (судьи Масенкова И.В., Згурская М.Л., Семиглазов В.А.) по делу N А56-30334/2005,
установил:
Закрытое акционерное общество "Промышленная группа "Техноком" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ; л.д. 98 - 102, 156 - 157) о признании незаконными требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области (далее -Инспекция) об уплате налога N 45741 по состоянию на 02.06.2005, решения от 17.06.2005 N 5121 о взыскании 18 000 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и 926 руб. 89 коп. пеней по этому налогу и об обязании Инспекции возвратить Обществу излишне взысканных 18 926 руб. 89 коп. налога и пеней в порядке, предусмотренном пунктами 4, 7 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 27.01.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.05.2006, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и вынести новое решение об отказе Обществу в удовлетворении заявления, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В отзыве Общество просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные соответственно в кассационной жалобе и в отзыве на нее.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество представило в Инспекцию налоговую декларацию по НДС за I квартал 2005 года, в соответствии с которой уплате в бюджет подлежали 50 474 руб. налога в срок до 20.04.2005. Платежным поручением от 20.04.2005 N 42 заявителем перечислено в бюджет 32 474 руб. НДС. Оставшаяся часть налога в сумме 18 000 руб. подлежала, по мнению Общества, зачету за счет имевшейся у него переплаты по НДС в сумме 18 930 руб.
Посчитав, что налогоплательщик не полностью уплатил НДС, Инспекция направила Обществу требование N 45741 об уплате 18 000 руб. НДС и 926 руб. 89 коп. пеней по состоянию на 02.06.2005.
Налогоплательщик не исполнил требование налогового органа добровольно, в связи с чем Инспекция в порядке статьи 46 НК РФ приняла решение от 17.06.2005 N 5121 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента-организации, находящихся на счетах 'в банках, и инкассовыми поручениями от 17.06.2005 N 13997 и 13998 списала с расчетного счета Общества спорную сумму задолженности и пени.
Не согласившись с требованием от 02.06.2005 N 45741 и решением от 17.06.2005 N 5121, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление налогоплательщика, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для направления налогоплательщику спорного требования, так как на момент его выставления у Общества имелась излишне уплаченная в бюджет сумма НДС в размере 18 930 руб., образовавшаяся в результате признания незаконным Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-48380/03 решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области, реорганизованной в дальнейшем в Инспекцию, N 10(13)-15/8516, вынесенного по итогам выездной налоговой проверки Общества за IV квартал 2002 года.
Кассационная инстанция не находит оснований для переоценки выводов судов.
Согласно пункту 2 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, то есть суммы налога или сбора, не уплаченной в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (пункт 2 статьи 11 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном названной статьей.
В пункте 2 этой статьи указано, что зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
Пунктом 5 статьи 78 НК РФ предусмотрено, что по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Согласно пункту 6 этой статьи налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесении решения о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном статьей 78 Кодекса, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.2004 по делу N А56-48380/03 установлено, что доначисление Обществу НДС за 2002 год решением Инспекции N 10(13)-15/8516 произведено неправомерно. В силу части 2 статьи 69 АПК РФ данный факт не подлежит доказыванию. Поскольку фактически денежные средства в счет уплаты доначисленной решением Инспекции N 10(13)-15/8516 суммы налога Обществом были перечислены в бюджет, то у налогоплательщика возникла переплата по НДС в сумме 18 930 руб. При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о том, что на дату направления Инспекцией спорного требования об уплате 18 000 руб. НДС и 926 руб. 89 коп. пеней недоимка по названному налогу у Общества отсутствовала, соответствует фактическим обстоятельствам и подтверждено материалами дела.
Судами правомерно установлено, что Общество неоднократно обращалось в налоговый орган с заявлением о зачете или возврате переплаты по налогу.
Осуществление возврата или зачета излишне уплаченных сумм налога по заявлению налогоплательщика является обязанностью налогового органа. Меры по взысканию налогов, в том числе направление налогоплательщику требований на суммы налогов, подлежащие зачету, принятые налоговым органом вследствие невыполнения им положений статьи 78 НК РФ, предусматривающих порядок и сроки принятия решения по заявлениям плательщиков о зачете, являются незаконными. Следовательно, судебные акты, которыми признаны в силу указанных обстоятельств недействительными обжалованные налогоплательщиком требование об уплате налога и пеней и решение о принудительном взыскании доначисленных сумм налога и пеней, являются законными и обоснованными.
При таких обстоятельствах правомерным является и вывод судов о том, что списанные со счета налогоплательщика 18 000 руб. НДС и 926 руб. 89 коп. пеней на основании незаконно выставленных инкассовых распоряжений налогового органа от 17.06.2005 N 13997 и 13998 являются излишне взысканными и в соответствии со статьей 79 НК РФ подлежат возврату заявителю.
Исходя из установленных судами фактических обстоятельств, подтвержденных материалами дела и ничем не опровергнутых налоговым органом, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы Инспекции.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.01.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2006 по делу N А56-30334/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 июля 2006 г. N А56-30334/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника