Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 августа 2006 г. N А56-28360/2005
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 марта 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Асмыковича А.В., Пастуховой М.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ТОП-МАРКЕТ" Белова Д.В. (доверенность от 24.04.2006 N 2), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу Хачатуровой И.Л. (доверенность от 13.06.2006),
рассмотрев 03.08.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2005 (судья Исаева И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2006 (судьи Протас Н.И., Горбачева О.В., Петренко Т.И.) по делу N А56-28360/2005,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТОП-МАРКЕТ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу; далее - Инспекция) от 14.04.2005 N 395А и обязании Инспекции устранить допущенные ею нарушения прав Общества путем возврата на его расчетный счет 2 133 418 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за декабрь 2004 года.
Решением суда от 11.10.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.04.2006, заявление удовлетворено.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционный суд произвел замену Инспекции Федеральной налоговой службы по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга на ее правопреемника - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение. Податель жалобы указывает на наличие признаков недобросовестности в действиях налогоплательщика, предъявившего к вычету НДС за декабрь 2004 года, в том числе на систематическое предъявление Обществом к возмещению НДС и несоразмерность сумм НДС другим налоговым платежам, наличие кредиторской и дебиторской задолженности, низкую рентабельность продаж и недобросовестность контрагентов Общества.
Общество представило отзыв на жалобу, в котором просит оставить решение и постановление судов без изменения.
В судебном заседании представители Инспекции и Общества поддержали доводы, приведенные в жалобе и в отзыве на нее.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, Общество осуществляет торгово-закупочную деятельность, в связи с чем ввозит товары на таможенную территорию Российской Федерации.
Инспекция провела камеральную проверку представленной налогоплательщиком уточненной декларации по НДС за декабрь 2004 года, согласно которой общая сумма НДС, подлежащая вычету, составила 6 039 421 руб., в том числе 4 987 742 руб. налога, уплаченного Обществом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Сумма НДС к уменьшению составила 2 133 418 руб.
По результатам проверки налоговый орган вынес решение от 14.04.2005 N 395А, которым отказал Обществу в подтверждении 3 252 115 руб. налоговых вычетов за декабрь 2004 года и доначислил ему НДС в сумме неподтвержденных налоговых вычетов.
В обоснование решения Инспекция сослалась на отсутствие платежных документов с отметками таможенных органов, подтверждающих уплату Обществом НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Кроме того, налоговый орган счел Общество недобросовестным налогоплательщиком, указав на значительный размер налога, предъявленного им к возмещению в течение 2004 года.
Общество не согласилось с решением Инспекции и оспорило его в арбитражный суд.
Суды сделали вывод об отсутствии у ответчика правовых оснований для принятия решения от 14.04.2005 N 395А и удовлетворили заявление налогоплательщика.
Суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Из оспариваемого решения Инспекции следует, что налоговые вычеты не подтверждены в части сумм НДС, уплаченных Обществом таможенным органам при импорте товара.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) операции по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации признаются объектом налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
В пункте 1 статьи 176 НК РФ указано, что если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в порядке, установленном статьей 176 НК РФ.
Из пункта 2 статьи 171 НК РФ следует, что вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения, в отношении товаров (работ, услуг), которые приобретены для перепродажи или для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ).
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат только суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия этих товаров на учет и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, для возмещения НДС, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, необходимо соблюдение трех условий: фактическое перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, уплата НДС таможенным органам и принятие импортированных товаров на учет.
Суды первой и апелляционной инстанций установили и материалами дела подтверждается, что Общество выполнило условия, предусмотренные статьями 171 - 173 НК РФ для реализации права на налоговые вычеты: товары ввезены на таможенную территорию Российской Федерации в режиме выпуска в свободное обращение; НДС уплачен заявителем за счет собственных денежных средств; товары приняты Обществом на учет и реализованы на территории Российской Федерации.
Кассационная коллегия отклоняет довод жалобы о недобросовестности Общества.
Наличие у налогоплательщика дебиторской и кредиторской задолженности, а также несоразмерность сумм налогов, подлежащих вычету и уплате, не могут свидетельствовать о злоупотреблении им своим правом на возмещение НДС.
Согласно пункту 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом в силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который принял данное решение.
В силу пункта 7 статьи 3 НК РФ в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика, поэтому обязанность доказывать недобросовестность налогоплательщиков в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, возложена на налоговые органы.
Налоговый орган не обращался в порядке статьи 161 АПК РФ в арбитражный суд с заявлением о фальсификации представленных Обществом документов, не представил доказательств наличия в действиях Общества и его контрагентов согласованности, направленной на незаконное изъятие из бюджета сумм НДС при совершении сделок.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали оспариваемый ненормативный акт налогового органа недействительным.
Доводы, приведенные Инспекцией в жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 и пункта 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2006 по делу N А56-28360/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 августа 2006 г. N А56-28360/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника