Апелляционное определение 1-го Восточного окружного военного суда от 05 августа 2022 г. по делу N 33а-215/2022
Судебная коллегия 1-го Восточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - ДАВЫДОВА Д.А.
и судей - ЖДАНОВИЧА Д.В, - МАРТЫНЕНКО Ю.А, при секретаре судебного заседания Кореневской Ю.В, с участием административного истца З. и его представителя Р, представителя административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации - А. и представителя административного ответчика - "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации - Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам представителя ФГКУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" - Т. и представителя Министерства обороны Российской Федерации - Д. на решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 25 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части "ххххх" "звание" З. об оспаривании действий Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", связанных с неначислением на его именной накопительный счет участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих накопительных взносов и
инвестиционного дохода.
Заслушав доклад судьи Мартыненко Ю.А, объяснения представителей административных ответчиков в поддержку доводов апелляционных жалоб, а также административного истца и его представителя, возражавших против их удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением гарнизонного военного суда административные исковые требования З. удовлетворены частично.
Суд признал незаконными действия командира войсковой части "ххххх", филиала "Восточный" ФГКУ "Центральное управление - жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, связанные с включением З. в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) по категории участника "16".
Указанным решением суд обязал командира войсковой части "ххххх" в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу направить в филиал "Восточный" ФГКУ "Центральное управление ? жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации установленным порядком документы в отношении З. для внесения изменений в реестр участников НИС в части признака категории участника с "16" на "15".
На начальника филиала "Восточный" ФГКУ "Центральное управление - жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность по направлению установленным порядком в Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации документов на З. для внесения изменений в реестр участников НИС в части признака категории участника с "16" на "15" для учета на именном накопительном счете последнего накоплений для жилищного обеспечения за период с 21 февраля 2011 года по 15 декабря 2012 года.
Также признаны незаконными действия ФГКУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), связанные с учетом на именном накопительном счете участника НИС З. дохода от инвестирования накоплений в размере 14 610 рублей 63 копейки.
Кроме того, на ФГКУ "Росвоенипотека" возложена обязанность по определению величины дохода от инвестирования накоплений, который подлежал зачислению на именной накопительный счет З. с 28 февраля 2013 года по дату расчета указанного дохода, как у военнослужащего с аналогичным месяцем и годом возникновения оснований включения в реестр участников НИС, за вычетом указанного выше уже учтенного дохода от инвестирования на именном накопительном счете последнего.
На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность по перечислению в ФГКУ "Росвоенипотека" денежных средств в размере дохода от инвестирования накоплений, определенных указанным Учреждением, для учета на именном накопительном счете З..
В удовлетворении требований З. в части признания незаконным бездействия ФГКУ "Росвоенипотека" по начислению на его именной счет накоплений для жилищного обеспечения за период с 21 февраля 2011 года по 15 декабря 2012 года, судом отказано.
В апелляционных жалобах представитель ФГКУ "Росвоенипотека" - Т. и представитель Министерства обороны Российской Федерации - Д. просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
В обоснование своей просьбы представитель административного ответчика Д, приводя выдержки из различных правовых норм, указывает на то, что действия командира войсковой части "ххххх", филиала "Восточный" ФГКУ "Центральное управление - жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, связанные с включением З. в реестр участников НИС по категории участника "16" являются законными и в полной мере соответствовали действующим на тот момент правовым нормам и прав истца не нарушали.
Далее Д, указывает на то, что в силу правового регулирования, Министерство обороны Российской Федерации непосредственно ведением реестра участников НИС и учетом их накоплений не занимается. Вместе с тем, административным истцом не представлено доказательств того, что он обращался в Министерство обороны Российской Федерации с заявлением о перечислении на его именной накопительный счет участника НИС денежных средств, в размере неначисленного инвестиционного дохода. Таким образом, оснований полагать, что права административного истца были нарушены названным ответчиком, не имеется. При этом, по мнению автора жалобы, возложение на Министерство обороны Российской Федерации обязанности перечислить денежные средства на именной накопительный счет З. является вмешательством в административно- хозяйственную деятельность государственного органа и нарушает принцип разделения властей, что само по себе недопустимо.
В обоснование своей просьбы представитель административного ответчика Т. указывает на то, что полномочия ФГКУ "Росвоенипотека" в системе НИС являются производными от действий должностных лиц, непосредственно отвечающих за своевременное внесение сведений о военнослужащих с целью открытия именных накопительных счетов. В то же время основанием для открытия именного накопительного счета является включение военнослужащего в реестр участников НИС соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Кроме того, автор жалобы обращает внимание на то, что законами о федеральных бюджетах на 2010-2020 годы не предусматривалось таких публичных обязательств, как доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения. Таким образом, начисление инвестиционного дохода на счета участников НИС, которые были несвоевременно включены в реестр, действующим законодательством РФ не предусмотрено, в связи с чем действия ФГКУ "Росвоенипотека" в отношении именного накопительного счета З, в том числе связанные с неначислением инвестиционного дохода за указанный период, соответствуют нормативно-правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Подробно анализируя положения действующего законодательства, регламентирующего порядок формирования и ведения реестра участников НИС, Т. отмечает, что инвестиционный доход является конечным финансовым результатом по итогам деятельности управляющих компаний. Размер инвестиционного дохода каждого участника НИС напрямую зависит от суммы денежных средств, учтенных на его именном накопительном счете, от количества участников НИС, от суммы денежных средств, учтенных на именных накопительных счетах всех участников программы, от объема средств, находящихся в доверительном управлении, сроков их инвестирования, а также от суммы дохода, полученного по итогам доверительного управления. Таким образом, инвестиционный доход имеет внебюджетную природу и восстановление права административного истца на упущенный инвестиционный доход за счет бюджетных средств не учитывает специфику возникших правоотношений. Рассчитать точную величину такого дохода, который был бы учтен на именном накопительном счете административного истца, в случае его своевременного включения в реестр участников НИС, не представляется возможным.
По мнению автора жалобы, начисление участникам НИС несуществующего инвестиционного дохода противоречит действующему законодательству и приведет к нарушению установленного порядка ведения именных накопительных счетов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655.
В возражениях на апелляционную жалобу представителя ФКГУ "Росвоенипотека" административный истец указывает, что функции по ведению именных накопительных счетов участников НИС возложены именно на указанное Учреждение. Оснований для его невключения в реестр и неначисления дохода от инвестирования средств, передаваемых в доверительное пользование, в оспоренный им период не имелось.
Главным распорядителем средств федерального бюджета, продолжает автор возражений, направленных на содержание Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством является названное Министерство, которое в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации отвечает соответственно от имени Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения, считая решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным.
В соответствии с п. 15 ст. 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Федеральным законом от 20 августа 2004 года N117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, являющимся участниками НИС, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральным законом от 7 марта 2017 года N32-Ф3, вступившим в силу 18 марта 2017 года, часть 7.1 ст. 5 Федерального закона от 20 августа 2004 года N117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон или Федеральный закон N117-ФЗ) изложена в новой редакции, в соответствии с которой расширен перечень оснований увольнения военнослужащих, дающих, в случае повторного поступления на военную службу и заключения нового контракта, право на восстановление на именных накопительных счетах участников НИС денежных средств в размере накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на именных накопительных счетах участников на день возникновения оснований для исключения их из реестра участников.
В частности, такое право предоставлено лицам, которые были исключены из реестра участников НИС в связи с увольнением с военной службы на основании подпункта "б" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", то есть по истечении срока контракта.
Порядок реализации НИС жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Порядок) утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2020 года N477.
В приложении N2 к Порядку установлен образец сводного списка для включения военнослужащих в реестр участников НИС.
В данном приложении определено, что военнослужащим, поступившим в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они не получили выплату денежных средств, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона и были исключены из реестра участников НИС в связи с увольнением с военной службы по основаниям, предусмотренным ч. 7.1 ст. 5 Федерального закона N117-ФЗ присваивается категория "15", то есть данная категория военнослужащих имеет право на учет ранее полученных накоплений.
При этом военнослужащим, поступившим в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра участников в связи с увольнением с военной службы по иным, не указанным в части 7.1 ст. 5 Федерального закона N 117-ФЗ основаниям и не получили выплату денежных средств, указанных в пункте 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона N117-ФЗ, или не воспользовались правом стать участниками НИС - присваивается категория "16".
Как усматривается из материалов дела, истец проходил военную службу по контракту с 2006 по 19 мая 2009 года и с 13 июля 2009 года по 15 декабря 2012 года, каждый раз увольняясь с военной службы по истечении срока контракта (пп. "б" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). С 21 февраля 2011 года З. включен в реестр участников НИС.
28 февраля 2013 года З. заключил новый контракт о прохождении военной службы и в настоящее время проходит службу в войсковой части "ххххх", в связи с чем с указанной даты включен в реестр участников НИС по категории "16" как поступивший в добровольном порядке на военную службу из запаса, исключенный из реестра участников в связи с увольнением с военной службы по иным не указанным в ч. 7.1 ст. 5 Федерального закона N117-ФЗ основаниям, и не получивший выплату накопленных денежных средств.
В соответствии с личной карточкой участника НИС и уведомлениями о включении в реестр участников НИС у З. дважды наступали основания для включения в указанный реестр - 21 февраля 2011 года по категории участника НИС "4" и 28 февраля 2013 года по категории участника НИС "16".
Как установлено судом, при поступлении З. на военную службу в феврале 2013 года он не был своевременно включен в реестр участников НИС, что привело к учёту на его ИНС дохода от инвестирования накоплений только за III и IV кварталы 2021 года в размере 14 610, 63 рублей. Кроме того, при повторном включении З. в указанный реестр с февраля 2013 года ему был присвоен признак категории "16" вместо положенного "15", что не давало ему право на учет накоплений за предыдущий период службы с 21 февраля 2011 года по 15 декабря 2012 года.
Из материалов проведенного в феврале 2021 года в войсковой части "ххххх" административного расследования следует, что из-за нераспорядительности должностных лиц указанной воинской части З, при увольнении с военной службы по окончании контракта в декабре 2012 года, не был своевременно исключен из реестра участников НИС, а при поступлении на военную службу в феврале 2013 года не был своевременно включен в указанный реестр. Положенные действия были произведены только в 2021 году, что следует из письменных объяснений представителя ФГКУ "Росвоенипотека" и даты уведомления о повторном включении З. в реестр участников НИС - 9 июля 2021 года, при этом дата возникновения основания для включения - 28 февраля 2013 года.
Согласно справке и сообщению от ДД.ММ.ГГГГ N N, представленных в суд вместе с письменными объяснениями представителя ФГКУ "Росвоенипотека", при повторном включении З. в реестр участников НИС с признаком категории "16" его ИНС был открыт только 30 июля 2021 года, а накопления и доход от инвестирования накоплений за период с февраля 2011 года по декабрь 2012 года 29 июня 2021 года были возвращены в федеральный бюджет. С 30 июля 2021 года по февраль 2022 года на ИНС З. учтен доход от инвестирования накоплений за III и IV кварталы 2021 года в размере 14 610, 63 рублей, при этом согласно пункту 98 Сведений о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников НИС (по состоянию на 1 января 2022 года), сумма учтенного инвестиционного дохода у военнослужащего, включенного в реестр участников НИС в один период с административным истцом (в феврале 2013 года), составляет 808 180 рублей. Также указано, что 16 февраля 2022 года З. произведена выплата накоплений для жилищного обеспечения в размере 2 206 931, 01 рублей, в том числе доход от инвестирования накоплений за III и IV кварталы 2021 года в размере 14 610, 63 рублей.
Принимая оспоренное решение, гарнизонный военный суд исходил из того, что для вывода о наличии у истца права на учет денежных средств, ранее учтенных на его ИНС, имеет значение не дата возникновения у него основания для включения в реестр участников НИС в связи с повторным поступлением на военную службу, а факт наличия у него статуса участника НИС на момент вступления в законную силу изменений в п. 7.1 ст. 5 Закона, которые и дают ему соответствующее право.
Оснований не согласиться с таким выводами судебная коллегия не усматривает.
В силу ч. 2 ст. 4 ГК РФ по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Поскольку истец до 18 марта 2017 года (даты вступления в силу изменений в Закон) уже являлся участником НИС и был субъектом правоотношений, вытекающих из указанного федерального закона, то в силу ч. 7.1 ст. 5 Закона, у него возникло право на средства, ранее учтенные на его именном накопительном счете участника НИС до декабря 2012 года.
Мотивы, по которым гарнизонный военный суд пришел к выводу о возможности применения приведенной нормы материального права к правоотношениям, возникшим до ее принятия, являются правильными и не вызывают сомнений.
Оснований не согласиться с данными выводами судебная коллегия не усматривает, поскольку истец должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом и своевременно, что полностью соответствует требованиям ст. 12 и ч. 2 ст. 15 ГК РФ, согласно которым защита прав осуществляется, среди прочего, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре либо путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Вопреки мнению представителя ФГКУ "Росвоенипотека", отсутствие методик расчета величины инвестиционного дохода, который был бы учтен на именном накопительном счете З, не должно умалять право последнего как участника НИС на учет всех доходов от инвестирования с даты возникновения основания для включения его в соответствующий реестр. По этой же причине доводы об отсутствии источника финансирования для начисления административному истцу доходов от инвестирования являются несостоятельными.
Что касается предлагаемых представителем ФГКУ "Росвоенипотека" возможных способов восстановления прав административного истца, то этот вопрос находится в компетенции самого административного ответчика.
Суд первой инстанции обоснованно привлёк к участию в деле в качестве административного ответчика Министерство обороны Российской Федерации, на которое Указом Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 года N 449 возложены функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование НИС, и в ведении которого для реализации указанных функций постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 года N 800 создано ФГКУ "Росвоенипотека".
В связи с тем, что З, как участник НИС, право на жилище реализует посредством формирования на его именном накопительном счёте накоплений для жилищного обеспечения и последующего их использования, ссылка представителя Министерства обороны РФ на п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" в отношении истца является несостоятельной.
Довод о том, что возложение на Министерство обороны РФ обязанности по перечислению денежных средств на именной накопительный счет З. является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа и нарушает принцип разделения властей является необоснованным, поскольку именно ввиду незаконных действий должностных лиц указанного федерального органа исполнительной власти З. был несвоевременно включен в соответствующий реестр.
С учетом изложенного, не находя оснований для отмены или изменения решения, руководствуясь ст. 307, ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 25 апреля 2022 года по административному делу З. об оспаривании действий Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", связанных с неначислением на его именной накопительный счет участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих накопительных взносов и инвестиционного дохода, оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителей административных ответчиков - без удовлетворения.
Отложить срок составления апелляционного определения в окончательной форме до 15 августа 2022 года.
Кассационная жалоба на принятые по делу судебные постановления может быть подана в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.