Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 11 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 14 июля 2022 г. по административному делу N 2а-526/2022 по административному исковому заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, Федеральному агентству лесного хозяйства о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Зудина А.Н, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с вышеуказанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения лесного законодательства в границах Ессентукского лесничества установлены нарушения, с учетом уточненных требований, просил признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее также - министерство), выразившееся в нарушении пункта 7 части 1 статьи 83, части 1 статьи 67, пунктов 4, 5 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 1, 35 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", пунктов 5, 31, 116 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 г. N 122, непроведении в период с 31 июля 2018 г. до 31 декабря 2021 г. мероприятий по проведению лесоустройства, таксации лесов и проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесного фонда, на территории Ессентукского лесничества Ставропольского края; возложить на Федеральное агентство лесного хозяйства обязанность в срок не позднее двух лет со дня вступления в силу решения суда принять меры по охране, защите и воспроизводству лесов на территории Ессентукского лесничества, а также сохранности особо охраняемых природных территорий краевого значения: государственных природных заказников "Большой Ессентучок", "Малый Ессентучок", "Бугунтинский", памятника природы "Участки тиса ягодного в Боргустанском и Бекешевском лесничествах", в том числе лесов, расположенных в водоохранных зонах водных объектов, путем проведения лесоустройства, в том числе таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, на территории Ессентукского лесничества Ставропольского края.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 11 марта 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 14 июля 2022 г, административный иск прокурора удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 21 октября 2022 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 28 октября 2022 г, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и норм процессуального права, указывая на отсутствие со стороны министерства незаконного бездействия, в том числе ввиду отсутствия в период 2008-2021 гг. средств субвенций из федерального бюджета на мероприятия по лесоустройству.
Относительно доводов кассационной жалобы прокурором Ставропольского края представлены письменные возражения.
Федеральным агентством лесного хозяйства по Южному Федеральному округу представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором Федеральное агентство лесного хозяйства поддерживает доводы кассационной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений и отзыва на нее, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Зудина А.Н, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на таких принципах, как устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения (пункты 1, 3 - 5 части 1 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению (далее также - мероприятия по сохранению лесов), а также мероприятия по лесоустройству осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
Согласно статье 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства установлены Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 г. N 122.
В соответствии со статьей 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
В силу пункта 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, (действовавшей до 1 января 2022 г.) проведение на землях лесного фонда мероприятий по лесоустройству возложено на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений. С 1 января 2022 г. проведение осуществления мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, является полномочием органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений (Федеральному агентству лесного хозяйства).
Судами установлено, что в ходе проведенной Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки исполнения лесного законодательства в границах Кисловодского лесничества установлено бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, выразившееся в нарушении пункта 7 части 1 статьи 83, части 1 статьи 67, пунктов 4, 5 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 1, 35 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", пунктов 5, 31, 116 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 г. N 122, непроведении в период с 31 июля 2018 г. до 31 декабря 2021 г. мероприятий по проведению лесоустройства, таксации лесов и проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесного фонда, на территории Ессентукского лесничества Ставропольского края.
Как следует из материалов дела, Приказом Рослесхоза от 21 августа 2008 г. N 229 "Об определении количества лесничеств на территории Ставропольского края и установлении их границ" на территории Ставропольского края создано 12 лесничеств, в том числе Ессентукское лесничество.
Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 31 июля 2018 г. N 356 (с изменениями от 7 июня 2021 г. N 257) утвержден Лесохозяйственный регламент Ессентукского лесничества (далее - Лесохозяйственный регламент, Регламент), срок действия которого установлен с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2028 г.
Лесохозяйственный регламент разработан на основе положений: материалов лесоустройства 1997 г, проведенного I-й экспедицией государственного специализированного лесоустроительного предприятия "Воронежлеспроект"; данных государственного учета лесов по состоянию на 1 января 2008 г, государственного лесного реестра по состоянию на 1 января 2018 г.; правил, нормативов, параметров и других федеральных, региональных и муниципальных документов, регламентирующих использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, материалов специальных натурных обследований. Картографической основой для разработки лесохозяйственного регламента послужили: план лесонасаждений Ессентукского лесничества (лесоустройство 1997 г.); лесоустроительные планшеты Ессентукского лесничества (лесоустройство 1997 г.); кадастровые паспорта земельных участков. Таким образом, лесоустройство и таксация лесов на территории Ессентукского лесничества проведены в 1997 году, то есть более 23 лет назад, в связи с чем срок действия лесоустроительной документации, содержащей, среди прочего, перечень мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, обеспечению пожарной безопасности, таксации лесов, истек (в том числе и на дату утверждения Лесохозяйственного регламента); лесоустройство в границах лесничества проводилось в 1997 году.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав положения вышеприведенных норм, установив, что Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края с 31 июля 2018 г. (с момента утверждения Лесохозяйственного регламента Ессентукского лесничества) до 31 декабря 2021 г. было достоверно известно о необходимости реализации полномочий, предусмотренных законом, с целью по охране, защите, воспроизводству лесов в части проведения лесоустройства, таксации лесов на территории Ессентукского лесничества, до настоящего времени мер к проведению лесоустройства на территории Ессентукского лесничества не принято, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований прокурора.
Таким образом, суд правомерно признал требования прокурора подлежащими удовлетворению, с чем обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
Выводы судов основаны на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, проверенных и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы были предметом изучения судов первой и апелляционной инстанций, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также правом переоценки доказательств не наделен.
Ссылка в жалобе на отсутствие со стороны министерства незаконного бездействия, в том числе ввиду отсутствия в период 2008-2021 гг. средств субвенций из федерального бюджета на мероприятия по лесоустройству, не может быть принята во внимание судебной коллегией, поскольку проведение на землях лесного фонда мероприятий по лесоустройству до 1 января 2022 г. было возложено на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, материалами дела подтверждено, судами достоверно установлено незаконное бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в указанный судом период, выразившееся в непринятии мер к проведению лесоустройства на территории Ессентукского лесничества.
При таких обстоятельствах судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов об удовлетворении заявленных прокурором требований правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств. Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 11 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 14 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 декабря 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.