Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Дубова Ю.А. и Сивова В.В. при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-261/2022 по кассационной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Обедина Алексея Анатольевича на решение Московского гарнизонного военного суда от 2 июня 2022 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 1 сентября 2022 г. по административному исковому заявлению военнослужащего "данные изъяты" "звание" Павлика Григория Владимировича об оспаривании действий Министерства обороны Российской Федерации, военного коменданта военной комендатуры "данные изъяты" и федерального государственного казенного учреждения " "данные изъяты"" (далее по тексту - ФГКУ "Росвоенипотека"), связанных с несвоевременным включением его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее по тексту - НИС) и неначислением инвестиционного дохода.
Заслушав доклад судьи Сивова В.В, изложившего обстоятельства дела, содержание принятых по делу судебных актов и доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд
установил:
Московский гарнизонный военный суд указанным решением, оставленным без изменения 2-м Западным окружным военным судом, частично удовлетворил административное исковое заявление Павлика, в котором он просил признать незаконными действия военного коменданта военной комендатуры "данные изъяты", связанные с несвоевременным включением его в реестр участников НИС, обязать ФГКУ "Росвоенипотека" учесть на его именном накопительном счете (далее по тексту - ИНС) доход от инвестирования накоплений с 14 ноября 2012 г, по состоянию на 1 января 2021 г, в размере "данные изъяты", за счет средств распределяемого инвестиционного дохода, а также взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в его пользу судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 руб.
Суд признал незаконными действия военного коменданта военной комендатуры "данные изъяты" связанные с несвоевременным включением Павлика в реестр участников НИС, обязал Министерство обороны Российской Федерации перечислить в ФГКУ "Росвоенипотека" для зачисления на ИНС Павлика сумму недополученного дохода от инвестирования накоплений за период с 14 ноября 2012 г. по 31 декабря 2020 г. в размере "данные изъяты", обязал ФГКУ "Росвоенипотека" учесть на ИНС участника НИС Павлика сумму недополученного дохода от инвестирования накоплений за указанный период в размере "данные изъяты", а также с военной комендатуры "данные изъяты" в пользу административного истца взыскал судебные расходы в размере 300 руб, отказав удовлетворении административного искового заявления в остальной части.
В поданной 11 октября 2022 г. кассационной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации, считая судебные акты незаконными и необоснованными, а также принятыми с нарушением норм материального и процессуального права, просит их отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
В обоснование он утверждает, что административный истец располагал возможностью удостовериться в личном кабинете, либо ежегодно получать в федеральном органе исполнительной власти, в котором проходил военную службу, сведения об учтенных на его ИНС накопительных средствах участника НИС, а в случае отсутствия - незамедлительно обратиться к командованию для выяснения причин, чего им сделано не было.
Далее, анализируя положения п. 22 Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89, п. 7 ст. 3 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее по тексту - ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"), п. 2, 4 и 6 Правил ведения ИНС участников НИС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655 (далее по тексту - Правила), а также Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 08 июня 2005 г, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, Обедин указывает, что со стороны Министерства обороны Российской Федерации в отношении административного истца не было каких-либо нарушений, которые повлекли или могли бы повлечь неполучение им денежных средств в размере доходов от инвестирования накоплений на ИНС участника НИС за оспариваемый период.
Кроме того, автор жалобы отмечает, что взыскание инвестиционного дохода с бюджета Российской Федерации невозможно, поскольку он является результатом деятельности управляющих компаний и предоставляется в распоряжение ФГКУ "Росвоенипотека" на основании их запроса.
В заключение он делает вывод, что судом апелляционной инстанции неправомерно возложена обязанность на Минобороны России по предоставлению "данные изъяты" ФГКУ "Росвоенипотека" для их учета на ИНС Павлика в качестве недополученного дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения.
Препятствий для рассмотрения кассационной жалобы в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2-3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС Российской Федерации) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено в качестве юридически значимых обстоятельств по административному делу и подтверждается его материалами, что Павлик поступил на военную службу по призыву 8 июня 2009 г, 10 февраля 2010 г. им был заключен первый контракт о прохождении военной службы, а 3 июня 2012 г. второй контракт о прохождении военной службы.
14 ноября 2012 г. административный истец обратился к коменданту военной комендатуры "данные изъяты" с рапортом о включении его в реестр участников НИС.
Однако по вине названного должностного лица Павлик был включен в реестр участников НИС по " "данные изъяты"" категории лишь 3 ноября 2016 г. с датой возникновения основания для включения - 14 ноября 2012 г.
На основании сведений, поступивших из ФГКУ "Росвоенипотека", 29 ноября 2016 г. административному истцу был открыт ИНС и лишь с первого числа месяца, следующего за месяцем открытия ИНС, стал учитываться получаемый инвестиционный доход.
Только после открытия ИНС накопления Павлика стали учитываться ФГКУ "Росвоенипотека" с учетом доходов от их инвестирования, которые составили "данные изъяты" в то время как согласно п. 95 Сведений о средствах, учтенных на ИНС участников НИС по состоянию на 1 января 2021 г, сумма учтенного инвестиционного дохода у военнослужащего, включенного в реестр участников НИС в ноябре 2012 г, на 1 января 2021 г. должна составлять "данные изъяты".
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций, верно применив положения ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее по тексту - ФЗ "О статусе военнослужащих"), ч. 1 ст. 4, ч. 1 и 4-6 ст. 5, ст. 7 и ст. 11 ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", а также подп. "в" п. 5, 6 и 7 Правил, пришли к обоснованному выводу о нарушении прав административного истца.
Согласно п. 1 и 15 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Законом о НИС.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" реализация права на жилище участниками НИС осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья, а также предоставлением целевого жилищного займа.
В силу п. 1 и 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" накопления для жилищного обеспечения формируются путем учета на именных накопительных счетах участников НИС накопительных взносов за счет средств федерального бюджета, а также доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения.
Учет накопительных взносов на ИНС участника НИС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, что следует из ч. 5 ст. 5 названного Федерального закона. В свою очередь учет доходов от инвестирования осуществляется пропорционально суммам накоплений, учтенных на ИНС участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
Согласно ч. 3 ст. 5 ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" накопительные взносы, перечисляемые ежеквартально из федерального бюджета на одного участника НИС, учитываются на ИНС участника в течение всего периода его военной службы в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами.
Согласно п. 6 Правил расчет накопительного взноса, подлежащего учету на ИНС участника НИС, производится с даты возникновения основания для включения этого участника в реестр участников НИС независимо от даты фактического включения его в указанный реестр.
Исходя из п. 7 Правил, расчет суммы дохода от инвестирования для учета его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на ИНС, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций верно указали, что в связи с несвоевременным включением административного истца в реестр участников НИС по вине должностных лиц военной комендатуры "данные изъяты", накопления на его ИНС ФГКУ "Росвоенипотека" необоснованно учло в меньшем размере, а именно - без учета доходов от их инвестирования, которые могли быть учтены на ИНС Павлик после даты возникновения у него основания для включения в реестр участников НИС и по 1 января 2021 г, которые с учетом накоплений, учтенных на ИНС, составляют "данные изъяты"
Кроме того, вопреки мнению автора жалобы, суд первой инстанции обоснованно возложил на Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ "Росвоенипотека" соответствующие обязанности в связи с наделением их полномочиями в сфере НИС, поскольку согласно Указу Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. N 449 Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование НИС, а ФГКУ "Росвоенипотека", согласно приказу Министерство обороны Российской Федерации от 24 сентября 2020 г, осуществляет ведение ИНС военнослужащих и истребование для их пополнения денежных средств.
Частью 2 ст. 328 КАС Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется.
Принятые гарнизонным военным судом и судом апелляционной инстанции судебные акты сомнений в обоснованности и законности не вызывают.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям ч. 3 ст. 328 КАС Российской Федерации также не выявлено, поэтому кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 327, 329 и 330 КАС Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
решение Московского гарнизонного военного суда от 2 июня 2022 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 1 сентября 2022 г. по административному исковому заявлению Павлика Г.В. оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации Обедина А.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы в установленный ч. 2 ст. 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 13 декабря 2022 г.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи Ю.А. Дубов
В.В. Сивов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.