Кассационный военный суд в составе председательствующего Сивова В.В., судей Дубова Ю.А. и Красношапки В.Б. при секретаре судебного заседания Куропаткине Р.А. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-324/2022 по кассационной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Кикеевой Любови Андреевны на решение Московского гарнизонного военного суда от 16 июня 2022 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 1 сентября 2022 г. по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N. "звание" Семеняка Дениса Александровича об оспаривании действий должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации и федерального государственного казенного учреждения " "данные изъяты"" (далее по тексту - ФГКУ "Росвоенипотека"), связанных с несвоевременным включением в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее по тексту - НИС) и неначислением инвестиционного дохода.
Заслушав доклад судьи Сивова В.В, кассационный военный суд
установил:
Московский гарнизонный военный суд указанным решением, оставленным без изменения 2-м Западным окружным военным судом, частично удовлетворил административное исковое заявление Семеняка.
Суд признал незаконным бездействие командира воинской части по месту прохождения административным истцом военной службы, связанное с невключением Семеняка в реестр участников НИС, обязал Министерство обороны Российской Федерации перечислить в ФГКУ "Росвоенипотека" для зачисления на его ИНС сумму недополученного дохода от инвестирования накоплений за вышеуказанный период в размере "данные изъяты", а ФГКУ "Росвоенипотека" учесть указанную сумму недополученного дохода от инвестирования накоплений на ИНС Семеняка.
Кроме того судом с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Семеняка взысканы судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 5300 руб. В удовлетворении административного иска в остальной части гарнизонным военным судом было отказано.
В поданной 19 октября 2022 г. кассационной жалобе представитель административного ответчика, считая судебные акты незаконными, необоснованными и принятыми с нарушением норм материального и процессуального права, просит их отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
В обоснование она утверждает, что административный истец располагал возможностью удостовериться в личном кабинете, либо ежегодно получать в федеральном органе исполнительной власти, в котором проходил военную службу, сведения об учтенных на его ИНС накопительных средствах участника НИС, а в случае отсутствия - незамедлительно обратиться к командованию для выяснения причин, чего им сделано не было.
Далее, анализируя положения п. 22 Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89, п. 7 ст. 3 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее по тексту - ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"), п. 2, 4 и 6 Правил ведения ИНС участников НИС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655 (далее по тексту - Правила), а также Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 08 июня 2005 г, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, Кикеева указывает, что со стороны Министерства обороны Российской Федерации в отношении административного истца не было каких-либо нарушений, которые повлекли или могли бы повлечь неполучение им денежных средств в размере доходов от инвестирования накоплений на ИНС участника НИС за оспариваемый период.
Кроме того, автор жалобы отмечает, что взыскание инвестиционного дохода с бюджета Российской Федерации невозможно, поскольку он является результатом рисковой деятельности по инвестированию денежных средств и его перечисление за счет средств федерального бюджета противоречит принципам бюджетного законодательства.
В заключение она делает вывод, что судом апелляционной инстанции неправомерно возложена обязанность на Минобороны России по предоставлению "данные изъяты". ФГКУ "Росвоенипотека" для их учета на ИНС Семеняка в качестве недополученного дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения.
Препятствий для рассмотрения кассационной жалобы в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2-3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено в качестве юридически значимых обстоятельств по административному делу и подтверждается его материалами, что Семеняк 19 июня 2007 г. заключил первый контракт о прохождении военной службы, 11 ноября 2008 г. ему присвоено воинское звание "звание", а 19 июня 2010 г. он достиг общей продолжительности военной службы более 3 лет.
В декабре 2010 г. он включен в реестр участников НИС с датой основания включения в этот реестр 19 июня 2010 г, а его ИНС был открыт 29 декабря 2020 г, в связи с чем размер инвестиционного дохода, подлежащий учету на его ИНС, в меньшую сторону отличается от дохода военнослужащих, включенных в реестр в июне 2010 г, который составляет "данные изъяты"
Полагая свои права нарушенными, Семеняк обратился в суд с административным исковым заявлением
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций, верно применив положения ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее по тексту - ФЗ "О статусе военнослужащих"), ч. 1 ст. 4, ч. 1 и 4-6 ст. 5, ст. 7 ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", а также подп. "в" п. 5, 6 и 7 Правил, пришли к обоснованному выводу о нарушении прав административного истца.
Согласно п. 1 и 15 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Законом о НИС.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" реализация права на жилище участниками НИС осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья, а также предоставлением целевого жилищного займа.
В силу п. 1 и 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" накопления для жилищного обеспечения формируются путем учета на именных накопительных счетах участников НИС накопительных взносов за счет средств федерального бюджета, а также доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения.
Учет накопительных взносов на ИНС участника НИС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, что следует из ч. 5 ст. 5 названного Федерального закона. В свою очередь учет доходов от инвестирования осуществляется пропорционально суммам накоплений, учтенных на ИНС участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
В порядке реализации ст. 7 Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников НИС федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, согласно п. 5 которых регистрирующим органом является структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа исполнительной власти для формирования и ведения реестре в соответствии с настоящими Правилами.
Согласно п. 6 Правил расчет накопительного взноса, подлежащего учету на ИНС участника НИС, производится с даты возникновения основания для включения этого участника в реестр участников НИС независимо от даты фактического включения его в указанный реестр.
Исходя из п. 7 Правил, расчет суммы дохода от инвестирования для учета его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на ИНС, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций верно указали, что в связи с несвоевременным включением административного истца в реестр участников НИС по вине командира воинской части ФГКУ "Росвоенипотека" учло накопления в меньшем полагавшегося размере, а именно без учета доходов от их инвестирования, которые могли быть учтены на ИНС Семеняка после даты возникновения у него основания для включения в реестр участников НИС и по дату фактической передачи его накопительных взносов в доверительное управление в размере "данные изъяты".
Кроме того, вопреки мнению автора жалобы, суд первой инстанции обоснованно возложил на Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ "Росвоенипотека" соответствующие обязанности в связи с наделением их полномочиями в сфере НИС, согласно Указу Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. N 449 Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование НИС, а ФГКУ "Росвоенипотека", согласно приказу Министерство обороны Российской Федерации от 24 сентября 2020 г, осуществляет ведение ИНС военнослужащих и истребование для их пополнения денежных средств.
Частью 2 ст. 328 КАС РФ определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется.
Принятые гарнизонным военным судом и судом апелляционной инстанции судебные акты сомнений в обоснованности и законности не вызывают.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям ч. 3 ст. 328 КАС РФ также не выявлено, поэтому кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 327, 329 и 330 КАС РФ, кассационный военный суд
определил:
решение Московского гарнизонного военного суда от 16 июня 2022 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 1 сентября 2022 г. по административному исковому заявлению Семеняка Д.А. оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации Кикеевой Л.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ путем подачи кассационной жалобы в установленный ч. 2 ст. 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Определение изготовлено в полном объеме 15 декабря 2022 г.
Председательствующий В.В. Сивов
Судьи Ю.А. Дубов
В.Б. Красношапка
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.