Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Дубова Ю.А. и Сивова В.В. при секретаре судебного заседания Куропаткине Р.А. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-249/2022 по кассационной жалобе представителя административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации - Кикеевой Любови Андреевны на решение Московского гарнизонного военного суда от 13 мая 2022 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 18 августа 2022 г. по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего "данные изъяты" "звание" Боярова Сергея Юрьевича об оспаривании действий "данные изъяты" и руководителя федерального государственного казенного учреждения " "данные изъяты"" (далее по тексту - ФГКУ "Росвоенипотека"), связанных с несвоевременным включением в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее по тексту - НИС) и неначислением дохода от инвестирования накоплений.
Заслушав доклад судьи Сивова В.В, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, а также доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд
установил:
Московский гарнизонный военный суд указанным решением, оставленным без изменения 2-м Западным окружным военным судом, удовлетворил административное исковое заявление Боярова, в котором он просил признать незаконными действия должностных лиц "данные изъяты", связанные с несвоевременным включением его в реестр участников НИС, и возложить на ФГКУ "Росвоенипотека" обязанность по учету на его именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее по тексту - ИНС) недоначисленный инвестиционный доход, который был бы ему начислен при условии своевременного включения в реестр участников НИС, за период с 12 сентября 2008 г. по 31 декабря 2020 г. в размере "данные изъяты" за вычетом фактически начисленного дохода.
Суд признал незаконными действия начальника "данные изъяты", выразившиеся в несвоевременном включении Боярова в реестр участников НИС, и обязал Министерство обороны Российской Федерации перечислить для учета на ИНС Боярова денежные средства в размере "данные изъяты" в качестве дохода от инвестирования накоплений за вышеуказанный период, а ФГКУ "Росвоенипотека" - учесть на ИНС административного истца доход от инвестирования накоплений в названном размере.
Кроме того суд взыскал с "данные изъяты" в пользу Боярова судебные расходы в размере 6800 руб, а в удовлетворении требования о взыскании в его пользу судебных расходов в остальной части, а также о взыскании их с "данные изъяты", судом отказано.
В поданной 19 октября 2022 г. кассационной жалобе представитель административного ответчика просит судебные акты отменить в связи с несоответствием изложенных в них выводов обстоятельствам дела, а также нарушением и неправильным применением норм процессуального права.
В обоснование, анализируя обстоятельства дела, а также положения ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее по тексту - ФЗ "О статусе военнослужащих"), ст. 7 и 9 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее по тексту - ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"), Кикеева утверждает, что с учетом специфики прохождения военной службы Бояровым Министерство обороны Российской Федерации не формировало и не вело реестр участников НИС в отношении административного истца, поскольку является уполномоченным федеральным органом, в который предоставляются указанные сведения.
В заключение автор жалобы делает вывод, что Министерство обороны Российской Федерации не нарушало права Боярова на недополученные доходы от инвестирования, поскольку причиной этому послужило несвоевременное включение должностными лицами "данные изъяты" истца в реестр участников НИС, поэтому не может являться надлежащим ответчиком по данному делу.
Препятствий для рассмотрения кассационной жалобы в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2-3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС Российской Федерации) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено в качестве юридически значимых обстоятельств по административному делу и подтверждается его материалами, что Бояров, заключивший 25 марта 2000 г. первый контракт о прохождении военной службы, уволен с нее 25 марта 2003 г. по истечении срока контракта.
20 января 2005 г. он заключил новый контракт о прохождении военной службы, а 1 ноября 2006 г. ему присвоено воинское звание " "звание"".
При прохождении военной службы по контракту в "данные изъяты" Бояров 12 сентября 2008 г. обратился к командованию с рапортом о включении его в реестр участников НИС, однако был включен в него только 7 мая 2020 г. с открытием ему 30 мая того же года ИНС, в связи с чем инвестиционный доход начисляется ему со II квартала того же года и на 1 января 2021 г. составил "данные изъяты"
При этом начислений инвестиционного дохода, который был бы учтен на ИНС административного истца в случае своевременного включения его в реестр участников НИС произведено не было, в связи с чем размер инвестиционного дохода, подлежащий учету на его ИНС, оказался менее дохода военнослужащих, включенных в реестр в одно время с Бояровым, для которых такой размер составляет "данные изъяты".
В июне 2021 г. Бояров обратился в ФГКУ "Росвоенипотека" по вопросу о недоначислении инвестиционного дохода на его ИНС, на что письмом от 15 июня 2021 г. получил отказ.
Полагая в связи с этим свои права нарушенными, Бояров обратился в суд с административным исковым заявлением.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций, верно применив положения ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", ч. 1 ст. 4, ч. 1 и 4-6 ст. 5, ст. 11 и 7 ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", а также подп. "в" п. 5, 6 и 7 Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89 (далее по тексту - Правила), пришли к обоснованному выводу о нарушении прав административного истца.
Согласно п. 1 и 15 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Законом о НИС.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" реализация права на жилище участниками НИС осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья, а также предоставлением целевого жилищного займа.
В силу п. 1 и 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" накопления для жилищного обеспечения формируются путем учета на именных накопительных счетах участников НИС накопительных взносов за счет средств федерального бюджета, а также доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения.
Учет накопительных взносов на ИНС участника НИС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, что следует из ч. 5 ст. 5 названного Федерального закона. В свою очередь учет доходов от инвестирования осуществляется пропорционально суммам накоплений, учтенных на ИНС участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
В порядке реализации ст. 7 Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников НИС федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, согласно п. 5 которых регистрирующим органом является структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа исполнительной власти для формирования и ведения реестре в соответствии с настоящими Правилами.
Согласно п. 6 Правил расчет накопительного взноса, подлежащего учету на ИНС участника НИС, производится с даты возникновения основания для включения этого участника в реестр участников НИС независимо от даты фактического включения его в указанный реестр.
Исходя из п. 7 Правил, расчет суммы дохода от инвестирования для учета его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на ИНС, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, суды первой и апелляционной инстанций верно указали, что накопления на ИНС административного истца за период с даты возникновения основания для включения в реестр участников НИС учтены в меньшем размере, а именно - без учета доходов от их инвестирования, что нарушило его право, гарантированное п. 1 ч. 1 ст. 11 ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
Частью 2 ст. 328 КАС Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется.
Принятые гарнизонным военным судом и судом апелляционной инстанции судебные акты сомнений в обоснованности и законности не вызывают.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям ч. 3 ст. 328 КАС Российской Федерации также не выявлено, поэтому кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 327, 329 и 330 КАС Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
решение Московского гарнизонного военного суда от 13 мая 2022 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 18 августа 2022 г. по административному исковому заявлению Боярова С.Ю. оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации Кикеевой Л.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы в установленный ч. 2 ст. 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Определение изготовлено в полном объеме 20 декабря 2022 г.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи Ю.А. Дубов
В.В. Сивов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.