Кассационный военный суд в составе председательствующего Прыткова Р.В., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л. при секретаре судебного заседания Куропаткине Р.А. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-18/2022 по кассационной жалобе административного истца Аксенова Виталия Викторовича на решение Московского гарнизонного военного суда от 15 июня 2022 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 22 сентября 2022 г. по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N 1. "звание" Аксенова Виталия Викторовича об оспаривании решения начальника филиала " "данные изъяты" (далее - жилищный орган), связанного с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад председательствующего, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд
установил:
указанным решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением окружного военного суда, в удовлетворении названного административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной 10 ноября 2022 г, административный истец просит отменить обжалуемые судебные акты в связи с нарушением судами норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
В обоснование этого административной истец, приводя собственный анализ норм действующего законодательства, регулирующего возникшие по данному делу спорные правоотношения, утверждает, что увольнение его с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при наличии общей продолжительности военной службы в календарном исчислении свыше 20 лет предполагает обеспечение его жилым помещением для постоянного проживания за счет государства.
Автор жалобы полагает, что его проживание в служебном жилом помещении является самостоятельным основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильных судебных актов.
По делу установлено, что Аксенов В.В. проходил военную службу с августа 1987 г. по декабрь 2009 г, первый контракт о прохождении военной службы заключён в июле 1994 г.
Решением жилищной комиссии войсковой части N 2. от 10 ноября 1994 г. административный истец составом семьи... человека ("данные изъяты") включён в список военнослужащих, имеющих право на обеспечение жилой площадью по месту прохождения военной службы.
На основании решения жилищной комиссии войсковой части N 2. от 29 июня 2004 г. административный истец с составом семьи... человека ("данные изъяты") обеспечен служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы в закрытом военном городке, расположенном по адресу: "адрес", общей площадью 71, 4 кв.м.
Этим же решением жилищной комиссии Аксенов В.В. был снят с очереди военнослужащих, нуждающихся в получении жилой площади по месту военной службы.
В ноябре 2009 г. административный истец уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и с 23 ноября 2009 г. исключен из списков личного состава войсковой части N 2.
13 декабря 2020 г. Аксенов В.В. обратился в жилищный орган с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, в удовлетворении которого ему, решением начальника жилищного органа от 7 июля 2021 г. было отказано со ссылкой на утрату им на день подачи заявления статуса военнослужащих.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон) в редакции, действовавшей на момент увольнения административного истца с военной службы, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 15 данного Федерального закона военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставлялись служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Согласно абзацу 8 пункта 1 статьи 15 Федерального закона служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
Аналогичные положения содержались в действовавшей в момент прохождения административным истцом военной службы и увольнения с нее Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года (далее - Инструкция).
В связи с требованиями вышеизложенных норм после предоставления служебного жилого помещения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в закрытых военных городках, они считаются обеспеченными жилыми помещениями на весь срок военной службы в закрытых военных городках и оснований для оставления их в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
В соответствии с частью 3 статьи 52 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на во время увольнения административного истца с военной службы) граждане принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органом, осуществляющим принятие на учет, на основании поданных ими заявлений.
В соответствии с частью 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Пунктом 4 Инструкции было определено, что военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Из пунктов 26-29 Инструкции следует, что учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими "данные изъяты" по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт.
Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
Учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), ведется исходя из времени принятия их на учет по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются военнослужащие, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений.
В пункте 13 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников "данные изъяты", нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 (с учетом решения Верховного Суда РФ от 14 апреля 2009 г. N 2н-9/09) установлено, что в год увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями военнослужащие подают рапорт по команде с просьбой ходатайствовать перед жилищными органами о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Анализ вышеприведённых норм права свидетельствует о том, что реализация военнослужащим своих жилищных прав через федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в период увольнения административного истца с военной службы носила заявительный характер и предполагала необходимость постановки военнослужащим соответствующего вопроса до его увольнения с военной службы.
Такой же порядок признания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях предусмотрен и действующим законодательством.
Между тем, как установлено в ходе рассмотрения дела, при увольнении с военной службы административный истец с заявлением (рапортом) о признании его и членов своей семьи нуждающимися в жилом помещении не обращался, на таком учете не состоял, с вопросом о постановке на жилищный учет обратился в декабре 2020 г, то есть после утраты статуса военнослужащего.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций руководствуясь изложенными нормами материального права, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого решения административного ответчика об отказе в принятии истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания, поскольку реализация права на обеспечение жилым помещением носит заявительный характер, при этом лицо по своему усмотрению и в своих интересах осуществляет принадлежащие ему жилищные права, в том числе распоряжается ими.
Препятствий для административного истца заявить о своем праве состоять на жилищном учете и подтвердить нуждаемость в предоставлении другого жилого помещения в период прохождения военной службы и на момент увольнения не выявлено, оснований для совершения жилищным органом действий по постановке Аксенова В.В. на жилищный учет при отсутствии на момент увольнения заявления и подтверждающих его нуждаемость в улучшении жилищных условий документов не установлено.
Административный истец не представил доказательств того, что до увольнения с военной службы ходатайствовал о постановке на жилищный учет военнослужащих, был признан нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания (как военнослужащий), предпринимал действия, направленные на включение в списки военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном месте жительства.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, отношения, связанные с осуществлением права военнослужащих (членов их семей) на жилище, регламентируются как нормами законодательства, определяющего их правовой статус, так и нормами жилищного законодательства, прежде всего Жилищным кодексом Российской Федерации, задающим общие параметры в этой сфере правового регулирования, включая определение критериев нуждаемости граждан в жилье.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Разрешение же вопросов, связанных с установлением конкретных форм, источников и порядка предоставления гражданам жилых помещений, относится к прерогативе федерального законодателя.
Абзац третий пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", принятый в рамках дискреции законодателя и в порядке развития указанных конституционных требований, предусматривает гарантии в жилищной сфере для военнослужащих - граждан и членов их семей, признанных нуждающимися в жилых помещениях. При этом военнослужащие по своему усмотрению принимают решения о необходимости реализации данных гарантий, и эти решения оформляются соответствующим образом, в частности подачей рапорта, заявления; необходимость же признания граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления им жилищных гарантий отвечает смыслу положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 октября 2015 г. N 2487-О, от 29 сентября 2016 г. N 2103-О, от 28 февраля 2019 г. N 381-О).
То обстоятельство, что административный истец после увольнения с военной службы продолжает проживать в служебном жилом помещении, не свидетельствует о том, что он сохраняет статус военнослужащего, при наличии которого он мог бы поставить вопрос административному ответчику о постановке его на жилищный учёт.
Таким образом, доводы автора кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права и, по своей сути, сводятся к несогласию с существом постановленных судебных актов, что в силу ч. 3 ст. 329 КАС РФ основанием для их отмены в кассационном порядке не является.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения оспоренного по делу судебного акта, в том числе для его безусловной отмены, предусмотренных ч. 1 ст. 310 КАС РФ, из материалов дела не усматривается, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 327, 329 и 330 КАС РФ, кассационный военный суд
определил:
решение Московского гарнизонного военного суда от 15 июня 2022 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 22 сентября 2022 г. оставить без изменений, а кассационную жалобу Аксенова В.В. - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ путем подачи кассационной жалобы в установленный ч. 2 ст. 318 этого же Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 13 декабря 2022 г.
Председательствующий Р.В. Прытков
Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.