Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 августа 2006 г. N А56-44937/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Абакумовой И.Д., Шевченко А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Лаура" Московкина А.А. (доверенность от 01.01.2006), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу Мазаника Н.В. (доверенность от 06.04.2006 N 18/8150),
рассмотрев 29.08.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2006 по делу N А56-44937/2005 (судьи Шульга Л.А., Старовойтова О.Р., Шестакова М.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лаура" (далее - Общество, ООО "Лаура") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга (правопреемник - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу; далее - Инспекция) от 04.07.2005 N 356, от 02.08.2005 N 513 и от 05.09.2005 N 1238, а также незаконным бездействия Инспекции - невозврата Обществу 9 803 886 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), подлежащего возмещению за май, ноябрь 2004 года и январь-май 2005 года. Кроме того, ООО "Лаура" просит обязать Инспекцию возместить ему указанную сумму налога путем возврата на расчетный счет и принять решение о начислении Обществу процентов за несвоевременный возврат ему НДС.
Решением суда от 08.12.2005 признаны недействительными решения налогового органа от 04.07.2005 N 356, от 02.08.2005 N 513 и от 05.09.2005 N 1238, Инспекция обязана возместить Обществу путем возврата на его расчетный счет 9 803 886 руб. НДС за май, ноябрь 2004 года и январь-май 2005 года.
Постановлением апелляционного суда от 30.05.2006 решение суда от 08.12.2005 изменено. Признаны недействительными решения налогового органа от 04.07.2005 N 356, от 02.08.2005 N 513 и от 05.09.2005 N 1238; незаконным бездействие Инспекции - невозврат Обществу 9 803 886 руб. НДС за май, ноябрь 2004 года и февраль-май 2005 года; Инспекция обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Лаура" путем возврата на его расчетный счет 9 803 886 руб. НДС за май, ноябрь 2004 года и февраль-май 2005 года в порядке, предусмотренном статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), с процентами, начисленными за несвоевременный возврат налога.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права и недостаточное исследование обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, просит отменить постановление от 30.05.2006 и отказать Обществу в удовлетворении заявления. Податель жалобы считает, что Общество не имеет права на возмещение из бюджета 9 803 886 руб. НДС за май, ноябрь 2004 года и январь-май 2005 года, поскольку не представило в Инспекцию все необходимые документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых вычетов в декларациях по НДС за указанные периоды. Требование налогового органа о представлении названных документов ООО "Лаура" не исполнило, что является основанием для привлечения его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ. Инспекция считает, что в данном случае нельзя сделать вывод о бездействии налогового органа - невозврате Обществу сумм НДС. Кроме того, Инспекция ссылается на обстоятельства, свидетельствующие, по ее мнению, о недобросовестности Общества как налогоплательщика.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляло поставки на территорию Российской Федерации товаров (мяса замороженного и мясопродуктов) для перепродажи.
В представленных в Инспекцию декларациях по НДС по внутреннему рынку за май, ноябрь 2004 года, февраль-май 2005 года ООО "Лаура" предъявило к возмещению из бюджета 9 803 886 руб. налога, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В заявлении от 19.09.2005 Общество просило возместить путем возврата на его расчетный счет 9 803 886 руб. НДС за май, ноябрь 2004 года и январь-май 2005 года в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 176 НК РФ.
По результатам камеральных проверок деклараций по НДС за март-май 2005 года Инспекция приняла решения от 04.07.2005 N 356, от 02.08.2005 N 513 и от 05.09.2005 N 1238. Названными решениями уменьшены исчисленные Обществом в завышенных размерах и заявленные к возмещению суммы НДС: за март 2005 года на 38 548 руб., за апрель 2005 года на 4 009 355 руб. и за май 2005 года на 3 697 237 руб.; ООО "Лаура" доначислено 259 110 руб. НДС за март 2005 года, 2 160 084 руб. - за апрель 2005 года и 1 806 377 руб. - за май 2005 года.
Основаниями для вынесения решений послужили непредставление Обществом всех необходимых документов, подтверждающих обоснованность заявленных им в декларациях по НДС за март-май 2005 года налоговых вычетов, а также вывод Инспекции о недобросовестности ООО "Лаура" как налогоплательщика.
Кроме того, решениями от 04.07.2005 N 356 и от 02.08.2005 N 513 Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде взыскания соответственно 2 050 руб. и 3 100 руб. налоговых санкций за непредставление документов.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Инспекции от 04.07.2005 N 356, от 02.08.2005 N 513 и от 05.09.2005 N 1238, а также незаконным бездействия Инспекции - невозврате подлежащих возмещению сумм НДС за март-май 2005 года.
Также ООО "Лаура" просит признать незаконным бездействие Инспекции - невозврат ему подлежащих возмещению сумм НДС за май, ноябрь 2004 года и январь-февраль 2005 года, поскольку камеральные проверки представленных Обществом деклараций по НДС за ноябрь 2004 года и февраль 2005 года Инспекцией не проводились и суммы налога по этим декларациям налогоплательщику не возмещались, а решение налогового органа от 31.08.2004 N 03/18506 об отказе ООО "Лаура" в возмещении НДС за май 2004 года признано недействительным решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-38126/2004.
Кроме того, ООО "Лаура" просит обязать Инспекцию возвратить ему 9 803 886 руб. за май, ноябрь 2004 года, январь-май 2005 года с начисленными на указанную сумму процентами за несвоевременный возврат НДС.
Суд первой инстанции признал недействительными решения налогового органа и незаконным бездействие Инспекции, а также обязал Инспекцию возвратить Обществу спорную сумму НДС с начисленными на нее процентами, указав на то, что ООО "Лаура" подтвердило в установленном порядке обоснованность применения налоговых вычетов в декларациях по НДС за май, ноябрь 2004 года и январь-май 2005 года.
Апелляционный суд изменил решение суда, указав на отсутствие оснований для возмещения Обществу НДС за январь 2005 года.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ операции по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации признаются объектом обложения НДС.
Согласно статье 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, в том числе в таможенном режиме выпуска для свободного обращения, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В абзаце 2 пункта 1 статьи 172 НК РФ указано, что вычетам подлежат суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия этих товаров на учет и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, для возмещения НДС, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, необходимо выполнение трех условий: фактическое перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, уплата НДС таможенным органам и принятие импортированных товаров на учет.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные Обществом документы (контракты с иностранными партнерами, грузовые таможенные декларации, платежные поручения на перечисление таможенных платежей, банковские документы, счета-фактуры, договоры поставки, договоры на оказание услуг, книги покупок и продаж, товарные накладные, акты), сделали вывод о подтверждении налогоплательщиком права на возмещение ему 9 803 886 руб. НДС.
Ввоз Обществом товаров на территорию Российской Федерации и приобретение этих товаров с целью дальнейшей перепродажи налоговый орган не оспаривает.
Доводы Инспекции о недобросовестности ООО "Лаура" как налогоплательщика всесторонне проверены и оценены судами первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены, поскольку Инспекция не представила доказательств недобросовестности Общества при реализации им права на применение налоговых вычетов и возмещение налога из бюджета, в том числе совершения налогоплательщиком действий, направленных на незаконное получение денежных средств из бюджета посредством возмещения НДС.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали недействительными решения Инспекции от 04.07.2005 N 356, от 02.08.2005 N 513 и от 05.09.2005 N 1238 в части признания неправомерным применения Обществом налоговых вычетов по НДС и доначисления этого налога.
Порядок возмещения НДС установлен пунктами 1 - 3 статьи 176 НК РФ.
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 176 НК РФ, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 176 НК РФ.
Указанная сумма в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, направляется на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, на уплату пеней, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет.
Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, по согласованию с таможенными органами и в течение десяти дней после проведения зачета сообщают о нем налогоплательщику.
По истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.
Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.
Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель, считая со дня получения указанного решения налогового органа. В случае, если такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.
Системное толкование норм Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе положений подпункта 1 пункта 1 статьи 32 НК РФ о безусловной обязанности налоговых органов соблюдать законодательство о налогах и сборах, позволяет сделать вывод о том, что в пункте 3 статьи 176 НК РФ речь идет только о законном и обоснованном решении налогового органа. Если вынесенное Инспекцией решение признано судом недействительным, это означает, что налоговым органом в установленный срок не принято решение, которое подлежало принятию, - решение о возмещении из бюджета указанной в декларации суммы налога.
Как видно из материалов дела, Общество представило в Инспекцию декларации по НДС за май, ноябрь 2004 года и январь-февраль 2005 года, а 19.09.2005 -заявление о возврате налога, подлежащего возмещению по этим декларациям.
Однако камеральные проверки деклараций за ноябрь 2004 года и февраль 2005 года налоговый орган не проводил и в нарушение пункта 3 статьи 176 НК РФ в течение двух недель после получения заявления не принял решения о возврате налогоплательщику из соответствующего бюджета сумм НДС, подлежащих возмещению по данным декларациям, либо об отказе в возмещении налога.
Решение налогового органа от 31.08.2004 N 03/18506 об отказе ООО "Лаура" в возмещении НДС за май 2004 года признано недействительным вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-38126/2004. Однако сумма НДС, заявленная к возмещению за май 2004 года, Обществу не возвращена.
При таких обстоятельствах кассационная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали незаконным бездействие Инспекции - невозврат Обществу сумм НДС, подлежащих возмещению за май, ноябрь 2004 года и февраль-май 2005 года, и обязали налоговый орган возвратить ему суммы налога.
Суд кассационной инстанции считает правильным и вывод апелляционного суда об отсутствии оснований для возмещения ООО "Лаура" НДС за январь 2005 года, поскольку в декларации за указанный период отражена только сумма налога, подлежащая уплате, а налоговые вычеты не заявлены.
В абзаце 4 пункта 3 статьи 176 НК РФ указано, что при нарушении сроков, установленных данной нормой, на сумму НДС, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из одной трехсот шестидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
Проценты являются компенсацией потерь налогоплательщика за несвоевременный возврат из бюджета причитающихся ему денежных средств.
Поскольку налоговым органом нарушены сроки возврата Обществу сумм НДС за май, ноябрь 2004 года и февраль-май 2005 года, суды первой и апелляционной инстанций правомерно обязали Инспекцию в порядке пункта 3 статьи 176 НК РФ возвратить ООО "Лаура" 9 803 886 руб. налога с начисленными на эту сумму процентами.
Вместе с тем кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт подлежит частичной отмене.
Пунктом 1 статьи 93 НК РФ предусмотрено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.
Согласно пункту 2 статьи 93 НК РФ отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Из материалов дела следует, что Инспекция направила ООО "Лаура" требования от 02.06.2005 N 10/11177 и от 20.06.2005 N 10/12397 о представлении документов, необходимых для проведения камеральных проверок представленных Обществом деклараций по НДС за март и апрель 2005 года.
Однако налогоплательщик представил не все затребованные Инспекцией документы.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что у судов отсутствовали правовые основания для признания недействительными решений Инспекции от 04.07.2005 N 356 и от 02.08.2005 N 513 в части привлечения ООО "Лаура" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2006 по делу N А56-44937/2005 в части признания недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга от 04.07.2005 N 356 и от 02.08.2005 N 513 по эпизодам привлечения общества с ограниченной ответственностью "Лаура" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, отменить.
В удовлетворении заявления о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга от 04.07.2005 N 356 и от 02.08.2005 N 513 в названной части обществу с ограниченной ответственностью "Лаура" отказать.
В остальной части судебный акт оставить без изменения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Лаура" 500 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 августа 2006 г. N А56-44937/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника