Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Безденежных Д.А., рассмотрев жалобу защитника Федосеева Г.В., действующего на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью "Дарасунский рудник", на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия N02-343/2021 от 27 января 2022г. и решение судьи Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 21 марта 2022г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия N02-341/2021 от 18 января 2022 г. и решение судьи Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 15 марта 2022 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Дарасунский рудник" (далее - ООО "Дарасунский рудник", Общество),
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия N02-343/2021 от 27 января 2022г, оставленным без изменения решением судьи Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 21 марта 2022г, ООО "Дарасунский рудник" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия от 18 января 2022 г. N 02-341/2021, оставленным без изменения решением судьи Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 15 марта 2022 г, ООО "Дарасунский рудник" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В жалобах защитник Федосеев Г.В. просит постановления и решения отменить, производство по делу прекратить, приводя доводы о незаконности обжалуемых актов.
В соответствии с ч.4 ст.8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу ст.39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде.
Согласно п.2 ст.55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании ст.56 Водного кодекса РФ содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Из представленных материалов следует, что решением Министерства природных ресурсов Забайкальского края N75-20.03.01.004-Р-РСБХ-С-2019-01713/00 от 12.11.2019 ООО "Дарасунский рудник" предоставлен в пользование водный объект для сброса сточных вод на реке Талатуй, срок водопользования установлен с 12.11.2019 по 30.09.2024.
В ходе выездной проверки в отношении ООО "Дарасунский рудник", проведенной Забайкальским межрегиональным управлением Росприроднадзора, 21.10.2021г. проведен осмотр поверхностного водного объекта руч.Талатуй. На момент осмотра осуществлялась откачка карьерных вод в руч.Талатуй. В верхней части участка, в 400 м. выше карьера, имеется руслоотводный канал руч.Талатуй. В связи с производившейся откачкой сточных вод из карьера в пруд-отстойник в руч. Талатуй осуществлялся фильтрационный сброс сточных вод. Для оценки нормативов качества сбрасываемых сточных вод произведен отбор проб природной воды в фоновом и контрольных створах.
По результатам лабораторных исследований отобранных природных вод установлено негативное влияние на поверхностные воды руч. Талатуй в результате фильтрационного сброса сточных карьерных вод с пруда отстойника в руч. Талатуй в связи с повышением концентрации в природной воде руч. Талатуй загрязняющих веществ, а именно: сульфатов до 473 мг/дм3 (при фоновой концентрации сульфатов равной "10 мг/дм3); меди до 0, 0222 мг/дм3 (при фоновой концентрации меди равной 0, 0010 мг/дм3); цинка до 0, 155 мг/дм3 (при фоновой концентрации цинка равной "0, 005 мг/дм3), то есть с превышением предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ, установленной Приказом Минсельхоза России по 13.12.2016 N522 "Об утверждении нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения".
Также из материалов дела следует, что решением Министерства Природных ресурсов Забайкальского края N75-20.03.01.004-Р-РСБХ-С-2019-01728/00 от 26.11.2019 ООО "Дарасунский рудник" предоставлен в пользование водный объект для сброса сточных вод на реке Дарасун, срок водопользования установлен с 26.11.2019 по 31.12.2024.
В ходе проверки, в русле руч.Узур-Малахай водосток поверхностных вод отсутствовал в интервале выше места сброса сточных вод из пруда-отстойника в русло ручья и до истока ручья. В русле ручья Узур-Малахай от места сброса сточных шахтных вод из пруда-отстойника и до устья руч.Вангуй визуально наблюдался только водоток сточных вод на протяжении около 3 км. В 740м выше устья руч. Узур-Милахай расположено устье его правого притока - руч. Вангуй. По руслу руч. Вангуй на всем его протяжении наблюдался водоток поверхностных вод ручья.
В ходе осмотра было установлено, что с пруда-отстойника осуществляется сброс сточных шахтных вод по водоотводной канаве из русло ручья Узур-Малахай.
Согласно Журналу учета водоотведения средствами измерений за 19.10.2021 расход сточных вод составил 2240 м3, за 20.10.2021 - 960 м3, за 21.10.2021 - 860 м3.
B связи с наличием в русле руч.Узур-Малахай значительного водотока сточных вод мутных и желтого цвета 19.10.2021 при осмотре площадки шахты N 10 из распределительного узла водоотведения сточных вод прoиcxoдил аварийный сброс сточных вод на рельеф местности (на протяжении 15 мин.) и далее через ливневую канализацию поселка в русло руч. Узур-Малахай.
При осмотре участка водотока сточных вод по руслу руч. Узур-Малахай в п. Вершино-Дарасунский, проведенном 21.10.2021, установлены факты аварийного сброса сточных шахтных вод в связи с переполнением накопительных резервуаров для приема сточных шахтных вод, где сточные воды напрямую сбрасывались пo уклону рельефа местности по канаве длиной около 600 м в русло руч. Узур-Малахай. в 240 м выше места слияния водотока сточных вод от пруда-отстойника с руслом руч. Узур-Малахай.
В ходе осмотра отобраны пробы сточных вод в месте сброса шахтных вод с пруда-отстойника и в устье руч. Узур-Малахай, а также природных вод реки Дарасун в 429 м выше и в 495 м ниже места сброса шахтных вод из пруда-отстойника.
По результатам лабораторных исследований проб природных воды из реки Дарасун, отобранных 19.10.2021 и 21.10.2021 в 429 м выше (фоновый створ) и в 495 м ниже места сброса шахтных вод с пруда-отстойника в реке Дарасун (контрольный створ), установлено превышение загрязняющих веществ в контрольном створе пo реке Дарасун (проба N 7239 и проба N7262) по отношению к фоновой пробе по этой реке (проба N7237 и проба N7261) по взвешенным веществам на 96, 4-91, 2 мг/дм3, по меди в 108-113, 75 раза, по кальцию в 2, 85-3, 15 раза, по свинцу в 16, 07-32, 43 раза, по цинку - 9, 4-47, 25раза, по сульфатам в 6, 02-5, 96 раза, по мышьяку в 17, 59-14, 36 раза, по железу - в 8, 44-10, 4 раза, то есть с превышением предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ, установленной Приказом Минсельхоза России по 13.12.2016 N522 "Об утверждении нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения".
В результате сброса сточных шахтных вод и сточных карьерных вод с пруда отстойника с превышением предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ, установленной Приказом Минсельхоза России по 13.12.2016 N522 "Об утверждении нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения", происходило загрязнение поверхностных вод р. Дарасун, руч. Талатуй в Тунгокоченском районе Забайкальского края загрязняющими веществами, чем нарушены требования, установленные ч.1 ст.34 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ч.4 и ч.6 ст.56 Водного кодекса РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколами об административном правонарушении N02-343/2021 от 13.12.2021, N02-341 от 13.12.2021, актом выездной проверки от 08 ноября 2021 г. NАТВЗ-309, предписанием об устранении выявленных нарушений от 08 ноября 2021 г. N АТВЗ-309, решениями о предоставлении водных объектов в пользование, протоколами осмотра, протоколами испытаний, отбора проб воды, фототаблицами.
Перечисленным доказательствам, в совокупности с другими материалами, должностное лицо дало верную оценку и обоснованно признало ООО "Дарасунский рудник" виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 8.13 и ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.
Доводы жалобы являются несостоятельными. В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства; в соответствии со ст.26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее административное правонарушение, его вина, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Факт нарушения ООО "Дарасунский рудник" требований законодательства об охране водных объектов, которое повлекло загрязнение р. Дарасун, руч. Талатуй загрязняющими веществами подтверждается материалами дела, поэтому выводы о наличии в действиях Общества составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 8.13 и ч.4 ст.8.13 КоАП РФ являются верными. Действия ООО "Дарасунский рудник" квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и законодательства, подлежащего применению к рассматриваемым правоотношениям.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела свидетельствуют о том, что ООО "Дарасунский рудник" не приняло все зависящие от него меры по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Доводы жалобы о составлении протоколов об административных правонарушениях и рассмотрении дел неуполномоченным должностным лицом являются необоснованными.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В силу ч. 1 ст. 23.29 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный экологический надзор.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1096 утверждено Положение "О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре).
Согласно пункту 4 указанного Положения государственный экологический контроль осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы).
Подпунктом "а" пункта 8 Положения определено, что контрольный орган осуществляет государственный экологический контроль в отношении следующих объектов государственного экологического контроля (далее - объекты контроля): деятельность (действия (бездействие) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования в области охраны окружающей среды, предусмотренные пунктом 2 настоящего Положения, в том числе при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, указанных в подпунктах "б" - "к" настоящего пункта, а также соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований в рамках соблюдения обязательных требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 настоящего Положения.
Подпунктом "ж" пункта 8 указанного Положения предусмотрено, что к объектам государственного экологического контроля относятся производственные объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и согласно критериям, установленным в соответствии со статьей 4.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды", относящиеся к объектам I категории.
В силу подпункта 5 пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2398 "Об утверждении Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III И IV категорий" объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по добыче и (или) подготовке руд драгоценных металлов (в частности золота), относятся к объектам I категории.
Приведенные выше положения позволяют прийти к выводу о том, что ООО "Дарасунский рудник", осуществляет деятельность по разработке подземным способом золоторудного месторождения на производственном объекте, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, I категории, относящегося к объектам государственного экологического контроля, осуществляемого Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Таким образом, должностное лицо, составившее протоколы об административных правонарушениях и рассмотревшее данные дела - старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в соответствии с положениями ст.ст. 23.29, 28.3 КоАП РФ было наделено соответствующими полномочиями.
Вопреки доводам жалобы, доказательства, свидетельствующие о том, что общество было дважды привлечено к административной ответственности за совершение одного и того же противоправного деяния, в материалах дела отсутствуют, заявителем не представлены.
Доводы жалобы о том, что ручей Узур-Малахай, руч. Талатуй не являются водными объектами рыбохозяйственного значения, не опровергает обоснованность выводов должностного лица и судьи районного суда о том, что действиями общества допущено загрязнение поверхностных вод реки Дарасун и руч. Талатуй, которые согласно информации ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" от 16 июля 2019 г. соответствуют водотокам реки Дарасун - первой рыбохозяйственной категории, руч. Талатуй - второй рыбохозяйственной категории.
Какие-либо данные, которые могли поставить под сомнение достоверность указанной информации в материалах дела отсутствуют, с жалобой не представлены.
Из материалов дела следует, что обследование в рамках проверки осуществлено должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования с применением видеозаписи, которая приобщена к административному материалу.
Таким образом, вопреки доводам жалобы положения, предусмотренные ч. 2 ст. 81 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", нарушены не были, основания для признания протоколов отбора проб недопустимым доказательством отсутствуют.
Отбор проб и их исследование осуществлено специалистами "ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону" ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО", имеющего соответствующую аккредитацию. То обстоятельство, что в записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц указаны конкретные места осуществления деятельности учреждением, в том числе: г.Чита, "адрес" (место осуществления анализа, нахождение лабораторий), не свидетельствует о невозможности участия специалиста указанной организации в проверочных мероприятиях и осуществления забора проб воды не по адресам, указанным в записи об аккредитации.
Доводы жалобы о нарушении установленного ГОСТ 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб" порядка хранения отобранных проб были проверены при рассмотрении дела судьей районного суда и правомерно отклонены как несостоятельные, по основаниям, указанным в обжалуемом судебном решении, с приведением соответствующих мотивов, поводов не согласиться с которыми не имеется.
Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях ООО "Дарасунский рудник" объективной стороны составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Постановления по делам об административных правонарушениях являются мотивированными и соответствуют требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях рассмотрены в порядке, установленном ст. 30.6 КоАП РФ соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Вместе с тем, согласно ч.5 ст.4.4 КоАП РФ если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Из представленных материалов усматривается, что на основании решения руководителя Забайкальского межрегионального управления Роспотребнадзора от 15.10.2021г N90-рп, решения от 25.10.2021г. N100-рп о внесении изменений в решение от 15.10.2021 N90-рп, в отношении ООО "Дарасунский рудник" проведена выездная плановая проверка, выявлены факты нарушения требований законодательства в области охраны водных объектов, составлен акт проверки NАТВЗ-309. По результатом указанной проверки Общество привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.8.13 КоАП РФ постановлением N02-343/2021 от 27 января 2022г. и постановлением N02-341/2021 от 18 января 2022г.
Таким образом, нарушения требований законодательства в области охраны водных объектов выявлены при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора) выявлены два административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей КоАП РФ.
Учитывая указанные обстоятельства, отсутствие сведений об исполнении назначенных административных наказаний, с учетом положений ч.5 ст.4.4 КоАП РФ, улучшающей правовое положение юридического лица, на основании ч.2 ст.1.7 КоАП РФ, обжалуемые постановления следует изменить в части наказания и назначить ООО "Дарасунский рудник" административное наказание как за совершение одного административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия N02-343/2021 от 27 января 2022г. и решение судьи Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 21 марта 2022г, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия N02-341/2021 от 18 января 2022 г. и решение судьи Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 15 марта 2022 г, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, вынесенные в отношении ООО "Дарасунский рудник", изменить и назначить ООО "Дарасунский рудник" по указанным делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В остальной части состоявшиеся судебные акты оставить без изменения, жалобы защитника Федосеева Г.В.- без удовлетворения.
Судья: Д.А. Безденежных
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.