Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 августа 2006 г. N А26-7622/2006-219
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2006 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2006 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Морозовой Н.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия Борисенко Е.В. (доверенность от 27.03.2006 N 05-06/5546), от общества с ограниченной ответственностью "Лесэко" Прошкиной С.В. (доверенность от 19.10.2005) и Круглихиной Н.А. (доверенность от 19.10.2005),
рассмотрев 28.08.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.11.2005 (судья Левичева Е.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от (судьи Масенкова И.В., Згурская М.Л., Семиглазов В.А.) по делу N А26-7622/2005,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лесэко" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия (далее - инспекция) от 15.08.2005 N 519/1001 в части отказа в предоставлении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 56 125 руб. (с учетом уточнения предмета требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 11.11.2005 требования заявителя удовлетворены: признано недействительным решение инспекции от 15.08.2005 N 519/1001 в части отказа в возмещении 56 125 руб. НДС, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ).
Постановлением апелляционной инстанции от 28.04.2006 решение от 11.11.2005 оставлено без изменения.
Инспекция в кассационной жалобе просит отменить судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права - статьи 148, пункта 3 статьи 164 НК РФ, Указа Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок". По мнению подателя жалобы, финская фирма "Leseko Oy" оказала услуги по лесозаготовке заявителю, осуществляющему деятельность на территории Российской Федерации. Общество здесь же передало иностранной фирме заготовленную древесину. "Стоимость услуг по заготовке лесоматериалов, переданных финской фирме в счет оплаты услуг по их заготовке на территории Российской Федерации, является выручкой от реализации услуг, совершенных на территории Российской Федерации, и подлежит обложению НДС по ставке 18 %".
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку обоснованности применения обществом налоговой ставки 0% и налоговых вычетов по НДС по налоговой декларации за апрель 2005 года, о чем составлена докладная записка от 15.08.2005 N 180.
По результатам проверки налоговым органом принято решение от 15.08.2005 N 519/1001, которым отказано в возмещении 367 746 руб. НДС и возмещено 559 427 руб. налога.
При проверке инспекция установила завышение налоговых вычетов на 56 125 руб. По мнению инспекции, цена реализованных товаров, вывезенных в режиме экспорта, исчислена обществом не в соответствии с фактурной стоимостью товара, указанной в грузовой таможенной декларации (далее - ГТД). По контракту от 21.09.2001 N 978-49022823-01/7, заключенному с финской фирмой "Leseko Oy" (покупатель), общество (продавец) обязано продать лесоматериалы и оплатить покупателю расходы по их заготовке, покупатель - заготовить лесоматериалы и оплатить их в части, не покрытой расходами по заготовке.
Как установлено судами, работы по заготовке древесины оформлены актами приемки выполненных работ, расчеты за выполненные работы подтверждены соглашениями о зачете взаимных требований, которые в силу подпункта 2 пункта 2 статьи 167 НК РФ признаются оплатой товара для целей налогообложения.
Налоговый орган при вынесении оспариваемого решения исчислил объем реализации по контракту от 21.09.2001 N 978-49022823-01/7 по фактурной стоимости, указанной в ГТД, без учета стоимости лесозаготовки, поскольку услуги по лесозаготовке не экспортировались налогоплательщиком.
Общество не согласилось с решением инспекции в названной части и оспорило его в арбитражный суд.
Суды удовлетворили заявление налогоплательщика, и кассационная инстанция считает такое решение правильным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные подпунктами 1 - 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Как видно из материалов дела, для подтверждения права на налоговую льготу обществом в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации были представлены в инспекцию налоговая декларация по НДС по ставке 0 процентов за апрель 2005 года и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ. При этом представленными документами подтверждаются фактический экспорт заявителем товаров за пределы таможенной территории РФ, получение валютной выручки от покупателя товара. Определение размера экспортной выручки, подлежащей поступлению на счет экспортера, лишь исходя из фактурной стоимости, отраженной в графе 42 ГТД, не основано на нормах налогового законодательства.
Налоговым органом не учтено, что в соответствии с приказом ГТК РФ от 21.08.2003 N 915 (в редакции от 14.05.2004, действовавшей в проверяемом периоде) в графе 24 ГТД указывается цена товара в валюте договора, приведенная в счете на оплату товара или рассчитанная исходя из условий договора.
Как установлено судами, фактически общество указывало в ГТД стоимость партии отгруженного товара в соответствии с данными счетов-фактур на товар. Исполнение взаимных обязательств по контракту от 21.09.2001 N 978-49022823-01/7 оформлялось актами приема-сдачи услуг и актами о зачете взаимных требований. Названные акты представлены в налоговый орган вместе с пакетом документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, о чем свидетельствует опись документов, подтверждающих льготное налогообложение по экспортным поставкам.
Акты приема-сдачи услуг одновременно с налоговой декларацией обществом не представлены, поскольку они не относятся к документам, подтверждающим поступление выручки от иностранного покупателя. В то же время инспекция в порядке статей 31, 88 и 93 НК РФ была вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные документы и сведения, необходимые для проверки налоговой декларации по НДС за апрель 2005 года.
Обществом акты приема-сдачи услуг представлены в качестве доказательств, свидетельствующих о правомерности налоговых вычетов в размере, заявленном в налоговой декларации.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Вычетам, в том числе, подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат если иное не установлено названной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг).
Пунктом 2 статьи 167 НК РФ предусмотрено, что оплатой товаров (работ, услуг) признается прекращение встречного обязательства приобретателя указанных товаров (работ, услуг) перед налогоплательщиком, которое непосредственно связано с поставкой (передачей) этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг). При этом налоговым законодательством не установлено ограничении по способу прекращения обязательств, которые вызывали бы иные правовые последствия, за исключением прекращения встречного обязательства путем выдачи покупателем-векселедателем собственного векселя.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 20.02.2001 N 3-П, исчисление подлежащей взносу в бюджет суммы НДС не зависит от формы расчетов между продавцом и покупателем, поскольку оно основано на общем правиле определения добавленной стоимости как разницы между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат на их производство и реализацию, не обусловленном какими-либо особенностями отношений между хозяйствующими субъектами. При этом к суммам налога, полученным от покупателей, относятся не только денежные средства, поступившие на счета (в кассу) предприятия, но также суммы налога, начисленные исходя из отражений по счету 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" стоимости реализуемых товаров (работ, услуг).
Как указано в названном постановлении, при расчетах путем зачета встречных требований суммы НДС, предъявленные покупателю, считаются уплаченными и подлежат вычету на общих основаниях.
Из представленных в дело счетов-фактур от 31.12.2004 N 13, от 28.02.2005 N 1 и от 31.03.2005 N 2, выставленных обществу его контрагентом - фирмой "Leseko Oy", видно, что сумма НДС выделена отдельной строкой с указанием ставки 18%. Денежные обязательства по оплате услуг по заготовке лесоматериалов прекращены зачетом встречных однородных требований покупателя экспортированного товара. В соглашениях о прекращении обязательств зачетом учтена сумма НДС, выделенная в указанных счетах-фактурах.
Следовательно, общество, оплатив НДС при расчетах за услуги, оказанные на территории Российской Федерации, имеет в силу приведенных выше норм Налогового кодекса Российской Федерации право на вычет налога в общем порядке.
Судами правомерно отклонен довод инспекции о необходимости применения к спорным правоотношениям положений Указа Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок". Непосредственно в самом Указе предусмотрено, что к бартерным сделкам не относятся сделки, предусматривающие использование при их осуществлении денежных или иных платежных средств. Оснований квалифицировать контракт N 978-49022823-01/7 содержащий элементы договоров купли-продажи и возмездного оказания услуг, в качестве бартерной сделки не имеется. В данном случае обе стороны контракта имели взаимные денежные обязательства, связанные с расчетами за поставку товара заявителем и стоимости услуг по лесозаготовке, оказываемых фирмой "Leseko Oy" обществу. Прекращение встречных однородных обязательств зачетом допускается как статьей 410 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и вытекает из условий контракта.
Обоснованно отклонен судами и довод инспекции о непредставлении обществом в порядке статьи 165 НК РФ полного пакета документов.
Из акта сверки расчетов от 14.04.2006 следует, что ввиду отсутствия в контракте N 978-49022823-05/2, заключенном с фирмой "Leseko Oy", условия о возможности произвести платеж через третье лицо (фактически выручка поступила от фирмы "Lampollaari Oy"), налоговый орган сделал вывод о неправомерности налоговых вычетов в сумме 8 041 руб. По причине отсутствия на CMR N 004102 к ГТД N 10223040/060205/0000440 личной номерной печати уполномоченного должностного лица таможенного органа с отметкой "Товар вывезен" налогоплательщику отказано в праве на вычет в сумме 165 руб.
Вместе с тем из представленных в материалы дела документов следует, что одновременно с налоговой декларацией по НДС по налоговой ставке 0 процентов за апрель 2005 года в налоговый орган представлено трехстороннее Соглашение от 31.12.2004 о переносе суммы предоплаты по контрактам с фирмой "Lampollaari Оу" на расчеты по контракту N 978-49022823-05/2. Это подтверждается содержанием описи переданных в инспекцию документов, которая обозревалась судом первой инстанции. О неполучении налоговым органом документов, указанных в описях, не заявлено.
При необходимости инспекция в порядке статьи 88 НК РФ была вправе получить от общества дополнительные документы и сведения, раскрывающие взаимоотношения сторон Соглашения.
Из содержания докладной записки N 180 и решения N 519/1001 следует, что в качестве основания для вывода о неправомерности вычетов послужило непредставление в налоговый орган в нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 164 НК РФ накладной N 004102 к ГТД N 10223040/060205/0000440.
Суд первой инстанции установил, что в представленной описи указаны накладные N 004096-004103, таким образом спорная накладная была представлена вместе с пакетом документов одновременно с налоговой декларацией по НДС Отсутствие необходимых отметок таможни на накладных в ходе проверки не было установлено, экземпляр накладной, поступивший от налогоплательщика в инспекцию в материалы дела не представлен, и факт ненадлежащего оформления накладной N 004102 не установлен проверкой, и данный довод налогового органа не подтвержден представлением ответчиком в порядке статей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соответствующих доказательств.
Довод инспекции о том, что "стоимость услуг по заготовке лесоматериалов, переданных финской фирме в счет оплаты услуг по их заготовке на территории Российской Федерации, является выручкой от реализации услуг совершенных на территории Российской Федерации, и подлежит обложению НДС по ставке 18 % является правильным. Из представленных в дело счетов-фактур от 31.12.2004 N 13 от 28.02.2005 N 1 и от 31.03.2005 N 2, выставленных обществу его контрагентом - фирмой "Leseko Оу", видно, что сумма НДС выделена отдельной строкой с указанием ставки 18%.
Судами полно и всесторонне исследованы и оценены представленные сторонами доказательства и доводы, им дана соответствующая оценка, нормы материального права применены судами правильно и основании для отмены судебных актов нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.11.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2006 по делу N А26-7622/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Л.Б. Мунтян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 августа 2006 г. N А26-7622/2006-219
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника