Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 августа 2006 г. N А66-1153/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Кирилловой И.И. и Старченковой В.В.,
рассмотрев 15.08.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 12.04.2006 по делу N А66-1153/2006 (судья Кожемятова Л.Н.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 8 по Тверской области обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о взыскании с муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" (далее - Предприятие) 100 руб. штрафа в соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за нарушение срока предоставления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за первое полугодие 2005 г.
Решением от 12.04.2006, законность и обоснованность которого в апелляционном порядке не проверялись, заявление отклонено.
В кассационной жалобе Инспекция просит решение, принятое по ее мнению, с нарушением статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон), отменить, заявление удовлетворить.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте его слушания, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения камеральной налоговой проверки Инспекция 21.09.2005 приняла решение N 565/167 о привлечении Предприятия в соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 100 руб. за несвоевременное предоставление налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за первое полугодие 2005 г.
Инспекцией 21.09.2005 в адрес Предприятия направлено требование N 629 об уплате в срок до 01.10.2005 наложенного указанным решением штрафа.
В связи с тем, что Предприятие в добровольном порядке штраф не оплатило, Инспекция, руководствуясь пунктом 7 статьи 114 НК РФ, обратилась 06.02.2006 в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд, отклоняя заявление Инспекции, указал на то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 126 Закона штраф не может быть взыскан с Предприятия, которое решением Арбитражного суда Тверской области от 12.09.2005 по делу N А66-10181/2004 признан несостоятельным (банкротом).
Суд кассационной инстанции данный вывод не может признать правильным.
В силу пункта 1 статьи 126 Закона с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
Данная норма Закона в отношении предъявленного Инспекцией ко взысканию штрафа не подлежит применению, поскольку не распространяется на санкции, не связанные с наличием у Предприятия задолженности по налогу.
Кроме того, судом не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) государственные органы, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Статьей 103.1 НК РФ, введенной Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ, вступившим в законную силу с 01.01.2006, установлен иной (внесудебный) порядок взыскания штрафов, не превышающих 50 000 руб. и налагаемых на организации.
Таким образом, с 01.01.2006 дела о взыскании указанных санкций не подлежат рассмотрению в арбитражных судах (за исключением дел по заявлениям, поданным до 01.01.2006, - пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ).
В случае принятия к производству такого заявления, поданного после 31.12.2005, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ (п. 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 N 105).
Вместе с тем согласно пункта 3 статьи 137 Закона требования о взыскании штрафов за налоговые (административные) правонарушения учитываются отдельно в реестре требований кредиторов в составе требований кредиторов третьей очереди и удовлетворяются после погашения этих требований в отношении основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
В пункте 30 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" разъяснено, что Закон не содержит положений, устанавливающих деление указанных требований на текущие требования и требования, подлежащие включению в реестр требований кредиторов. Соответственно, такие требования, независимо от даты совершения правонарушения или даты привлечения должника к ответственности, учитываются в реестре требований кредиторов и погашаются в очередности, установленной пунктом 3 статьи 137 Закона. Требования о взыскании сумм налоговых санкций, в отношении которых установлен судебный порядок взыскания (пункт 7 статьи 114 НК РФ), включаются судом в реестр требований кредиторов по заявлению уполномоченного органа на основании вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в порядке, определенном главой 26 АПК РФ.
Поскольку требование Инспекции о взыскании штрафа в сумме 100 руб., заявленное после 01.01.2006, не подлежит рассмотрению арбитражным судом в рамках настоящего дела, а должно быть рассмотрено путем включения требования Инспекции в реестр требований кредиторов Предприятия, то обжалуемое решение подлежит отмене, а заявление Инспекции в соответствии с пунктом 4 статьи 148 АПК РФ - оставлению без рассмотрения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 12.04.2006 по делу N А66-1153/2006 отменить.
Заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Тверской области о взыскании с муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" 100 руб. штрафа оставить без рассмотрения.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
В.В. Старченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 августа 2006 г. N А66-1153/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника