Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Антоновой Н.В., судей фио, фио, при помощнике судьи Юдиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства обороны Российской Федерации на решение Пресненского районного суда адрес от 8 августа 2022 года, которым постановлено:
обязать Министерство обороны Российской Федерации, в соответствии с требованиями действующего законодательства, произвести комплекс мероприятий по установлению на местности границ земельных участков военных городков N 051 (15Б), площадью 92 200 кв.м. и N 15А, площадью 165 800 кв.м, с адресным ориентиром: адрес, поставить земельные участки на государственный кадастровый учет недвижимости, оформить и зарегистрировать право собственности,
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор 42 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и в защиту интересов Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации, просил обязать Министерство обороны Российской Федерации произвести комплекс мероприятий по установлению на местности границ земельных участков военных городков N 051 (15Б), площадью 92 200 кв. м, и N 15А, площадью 165 800 кв. м, с адресным ориентиром: адрес, поставить земельные участки на государственный кадастровый учет недвижимости, оформить и зарегистрировать право собственности.
В обоснование заявленных требований указал, что 42 военной прокуратурой гарнизона проведена контрольная проверка исполнения в войсковых частях 51858 и 92574 требований законодательства о сохранности государственной собственности в части надлежащего оформления земель обороны. Установлено, что на балансовом учете ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России (далее - ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России, Управление) на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" и передаточного акта от ФГКЭУ "192 КЭЧ адрес от 26.08.2011 находятся объекты недвижимого имущества - земельные участки площадью 92 200 кв. м (п. 21 приложения N 1 передаточного акта) и 165 800 кв. м (п. 22 приложения N 1 передаточного акта) с адресным ориентиром: адрес (далее - земельные участки). На указанных земельных участках дислоцированы подразделения войсковых частей 51858 (2 радиолокационная рота 3 радиотехнического батальона, военный городок N 051 (15Б) и 92574 (1 зенитный ракетный дивизион, военный городок N 15А). Однако, надзорными мероприятиями установлено, что границы земельных участков военных городков NN 051 (15Б) и 15А, расположенных вблизи адрес, находящихся на балансе ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России, в соответствии с действующим законодательством не установлены, межевые планы на них не составлены, на государственный кадастровый учет указанные объекты недвижимости не поставлены, государственная регистрация права собственности на них не произведена. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Представитель военного прокурора в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменном виде.
Представитель третьего лица ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации по доводам апелляционной жалобы, считая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Военным прокурором 42 военной прокуратуры гарнизона представлены письменные возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
В соответствии с п. "д" ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находился федеральная государственная собственность и управление ею.
Согласно положениям п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61- ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.11.2008 N 1624 "О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.04.2009 N 335 "Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" выполнение указанных выше функций возложено на Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации и его структурные подразделения.
Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим кодексом и иными законами.
В силу положений ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания недвижимого имущества несет его собственник - Министерство обороны Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Закона предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
В силу ч. 3 ст. 39 Закона согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды.
Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (ч. 1 ст. 40 Закона).
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на балансовом учете ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны Россиина основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" и передаточного акта от ФГКЭУ "192 КЭЧ адрес от 26.08.2011 находятся объекты недвижимого имущества - земельные участки площадью 92 200 кв. м (п. 21 приложения N 1 передаточного акта) и 165 800 кв. м (п. 22 приложения N 1 передаточного акта) с адресным ориентиром: адрес.
На указанных земельных участках дислоцированы подразделения войсковых частей 51858 (2 радиолокационная рота 3 радиотехнического батальона, военный городок N 051 (15Б) и 92574 (1 зенитный ракетный дивизион, военный городок N 15А).
Согласно указанному передаточному акту, основанием предоставления земельных участков является Решение Московского областного исполнительного комитета N 0019003/40 от 20.12.1952.
Проведенной 42 военной прокуратурой гарнизона проверкой установлено, что границы земельных участков военных городков NN 051 (15Б) и 15А, расположенные вблизи адрес, находящиеся на балансе ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России, в соответствии с действующим законодательством не установлены, межевые планы на них не составлены, на государственный кадастровый учет указанные объекты недвижимости не поставлены, государственная регистрация права собственности на них не произведена. Доказательств обратного в ходе рассмотрения дела не представлено.
По результатам проверки военным прокурором гарнизона в рамках полномочий, предоставленных Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", начальнику ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено, при этом нарушения законодательства не устранены, что также не опровергнуто стороной ответчика в ходе рассмотрения дела.
Разрешая спор, руководствуясь вышеуказанными положениями закона, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ненадлежащее исполнение Министерством обороны Российской Федерации и подчиненным Управлением обязанностей собственника, вытекающих из бремени содержания и надлежащего оформления принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, влечет нарушение законодательства Российской Федерации, а также создает предпосылки к незаконному вовлечению (отчуждению) земель обороны в хозяйственный оборот со стороны муниципальных органов власти, организаций, физических лиц ввиду отсутствия границ и правоустанавливающих документов на землю, в связи с чем удовлетворил исковые требований в полном объеме, обязав Министерство обороны Российской Федерации выполнить комплекс мероприятий по установлению на местности границ земельных участков военных городков N 051 (15Б), площадью 92 200 кв. м и N 15А, площадью 165 800 кв. м, с адресным ориентиром: адрес, поставить земельные участки на государственный кадастровый учет недвижимости, оформить и зарегистрировать право собственности Российской Федерации.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что прокурор не наделен полномочиями на предъявление настоящего иска к Министерству обороны РФ, является несостоятельным, поскольку такое право предоставлено прокурору, защищающему интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, на основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что прокурор избрал ненадлежащий способ защиты интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, понуждение Минобороны России к проведению комплекса землеустроительных работ на земельные участки военных городков является ограничением права на реализацию возложенных на Минобороны России функций, нарушает принцип разделения властей, может являться вмешательством в административно-хозяйственную деятельность, не свидетельствуют о допущенных судом нарушениях норм права, поскольку Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне".
В связи с тем, что в соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Минобороны России, Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам России, регистрация права федеральной собственности на земельные участки и внесение изменений о таких земельных участках в сведения государственного кадастра недвижимости осуществляется на основании решения Минобороны России.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые могут повлиять на решение суда, они были предметом исследования суда первой инстанции, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и выводов суда, на иное применение и толкование закона, в связи с чем они не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.
Судебная коллегия полагает, что суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона, являющихся основанием для отмены решения суда, коллегией не установлено, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пресненского районного суда адрес от 8 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.